Файл: ПЕЧАТЬ ПЕД.ПРАКТИКА УЧ.ПОС.2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2021

Просмотров: 957

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка данных

  1. Проводится классификация изученных мотивов. Их можно разделить на следующие группы:

1) широкие социальные мотивы – 4, 5;

2) мотивация благополучия – 1, 11;

3) престижная мотивация – 6, 12;

4) мотивация содержания – 7, 10;

5) мотивация «прессом» – 2, 9;

6) узкие социальные мотивы – 3, 8.

  1. Выделяются ведущие мотивы учебной деятельности школьника, приводится качественный анализ структуры мотивации учебной деятельности школьника и ее соответствие критериям:

- богатство и разнообразие мотивов;

- социальная ценность мотивов;

- присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.


АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. КАЛИНИНА


Цель: изучить с помощью анкетной методики мотивацию учебной деятельности. Анкета, состоящая из 50 вопросов, направлена на выявление доминирующих мотивов учебной деятельности и дает возможность получить количественную характеристику 5 побуждений:

  1. потребности в достижении цели;

  2. потребности в соревновательном характере учебной деятельности;

  3. потребности в самосовершенствовании;

  4. потребности в общении и коллективной деятельности;

5) потребности в приобретении новых знаний вне процесса учебной деятельности.

Материал: бланк анкеты.

Инструкция испытуемому: «Каждый вопрос предлагаемой тебе анкеты отражает определенное состояние, которое сопровождает деятельность человека вообще, в том числе и учебную деятельность. Предлагается 4 варианта ответа, из которых выбери один и поставь его рядом с номером соответствующего вопроса: а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) очень редко».

Анкета


  1. Желание достичь поставленной цели.

  2. Чувство уверенности в достижении цели.

  3. Чувство соперничества в процессе выполнения учебных поручений.

  4. Жажда острых ощущений.

  5. Стремление выработать у себя сильный характер.

  6. Желание познать сущность самого процесса учебной деятельности.

  7. Желание общаться, делиться мыслями, переживаниями, найти им отклик.

  8. Чувство принадлежности к коллективу, классу.

  9. Удовольствие, когда полученное поощрение соответствует личным достижениям.

  10. Чувство самоуважения при получении заслуженных поощрений и отличных оценок.

  11. Стремление довести до конца начатую работу.

  12. Приятное сознание, что дело делается, что время не проходит зря.

  13. Чувство азарта в процессе решения мыслительных задач.

  14. Чувство эмоционально-волевого напряжения, мобилизации своих физических и духовных сил.

  15. Стремление понять условия роста в процессе обучения.

  16. Желание научиться максимально использовать свои возможности для достижения успеха.

  17. Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.

  18. Чувство уважения к кому-либо из числа членов своей учебной группы (класса).

  19. Стремление коллекционировать книги, журналы по соответствующей тематике.

  20. Стремление собирать значки, открытки, монеты и т.д.

  21. Увлеченность процессом учебных занятий.

  22. Надежда на достижение хороших результатов.

  23. Чувство удовлетворения от преодоления трудностей.

  24. Стремление быть всегда первым, завоевать уважение в учебной группе (классе).

  25. Стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести их в систему.

  26. Желание разрешить свои учебные, научные проблемы.

  27. Чувство беспокойства за успехи всей учебной группы (всего класса).

  28. Забота о ком-либо из членов своей учебной группы (класса).

  29. Приятное чувство при осознании того, что приобрел новые знания.

  30. Радость по случаю приобретения новых книг, журналов или других каких-либо покупок.

  31. Надежда на достижение высоких результатов в процессе учебной деятельности.

  32. Приятная усталость после учебных занятий.

  33. Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш.

  34. Чувство превосходства над другими.

  35. Радость в приобретении новых знаний, умений и навыков.

  36. Стремление к гармоничности в самовоспитании личности.

  37. Чувство признательности, благодарности.

  38. Чувство симпатии, расположения к кому-либо.

  39. Стремление сохранить на память фотографии, афиши, программы школьных вечеров, концертов.

  40. Приятное воспоминание о своих успехах в конкурсах, олимпиадах, на экзаменах.

  41. Радость достижения успеха.

  42. Желание заслужить похвалу.

  43. Чувство гордости.

  44. Чувство удовлетворенности тем, что как бы растешь в собственных глазах, повышаешь ценность своей личности.

  45. Чувство удовлетворения тем, что повышаешь уровень развития своих интеллектуальных способностей.

  46. Приятное удовлетворение, что умеешь выдержать трудный экзамен.

  47. Сопереживание удачи и радости другого.

  48. Желание приносить другому радость.

  49. Приподнятое настроение, когда приобретенная книга соответствует твоим интересам.

  50. Повышенный интерес к конкурсам, олимпиадам, на которых разыгрываются ценные призы.


Ключ

Ответы на пункты 1, 2, 11, 12, 21, 22, 31, 32, 41, 42 – соответствуют мотивации достижения цели.

Ответы на пункты 3, 4, 13, 14, 23, 24, 33, 34, 43, 44 – соответствуют мотивации соревновательного характера в процессе учебной деятельности.

Ответы на пункты 5, 6, 15, 16, 25, 26, 35, 36, 45, 46 – соответствуют мотивации самосовершенствования.

Ответы на пункты 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47, 48 - соответствуют мотивации общения и коллективной деятельности.

Ответы на пункты 9, 10, 19, 20, 29, 30, 39, 40, 49, 50 – соответствуют мотивации приобретения новых знаний вне процесса обучения.


Обработка данных

Ответ а) оценивается в 4 балла, б) – в 3 балла, в) – в 2 балла, г) – в один балл. Далее по каждому виду мотивов баллы суммируются.

Максимальное количество баллов по каждому виду мотива составляет 40 баллов, минимальное – 10 баллов. При делении полученных показателей на 4 результаты исследования переводятся в 10-балльную систему и соотносятся с критериями.

Критерии оценки полученных результатов

Оценка в 1-3 балла указывает на низкую выраженность мотива.

Оценка в 4-6 баллов указывает на среднюю выраженность мотива.

Оценка в 7-8 баллов указывает на высокую выраженность мотива.

Оценка в 9-10 баллов указывает на очень высокую выраженность мотива.




2. Изучение позиции школьника в классном коллективе


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ГРУППЫ ОДНОКЛАССНИКОВ


Цель: определить оценку школьником привлекательности для него классного коллектива, в котором он учится.

Материал: бланк опросника.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитай каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий твое мнение».

Опросник

I. Как ты оцениваешь свою принадлежность классу?

1. Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)

2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)

3. Участвую примерно в половине дел класса. (3)

4. Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко.(2)

5. Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю. (1)

II. Хотел бы ты перейти в другой класс, если бы предоставилась такая возможность?

1. Очень хотел бы. (1)

2. Скорее всего, перешел бы, чем остался. (2)

3. Не вижу никакой разницы. (3)

4. Скорее всего, остался бы в своем классе. (4)

5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)

III. Взаимоотношения учащихся в твоем классе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

IV. Взаимоотношения учеников твоего класса с учителями.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

V. Отношение одноклассников к учебе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такое же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

В скобках даны балльные оценки ответов.

Обработка результатов

Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 – самая неблагоприятная – до 18 баллов – самая высо­кая оценка привлекательности класса.

Провести качественный анализ ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.


ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА (КОС-2)

Цель: определить уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей школьника.

Материал: бланк ответов КОС-2.

Инструкция испытуемому: «Отвечая на вопросы анкеты, ставь рядом с номером каждого вопроса «+», если твой ответ на него положителен (ты согласен). Если же твой ответ отрицателен (ты не согласен), поставь «–». Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечай быстро».

Опросник

  1. Есть ли у тебя стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

  2. Нравится ли тебе заниматься общественной работой?

  3. Долго ли тебя беспокоит чувство обиды, причиненной тебе кем-либо из твоих товарищей?

  4. Всегда ли тебе трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

  6. Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими твоего мнения?

  7. Верно ли, что тебе приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении твоих намерений, легко ли тебе отказаться от своих намерений?

  9. Легко ли ты устанавливаешь контакты с людьми, которые старше тебя по возрасту?

  10. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  11. Трудно ли тебе включаться в новые для тебя компании (коллективы)?

  12. Часто ли ты откладываешь на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

  13. Легко ли тебе удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

  14. Стремишься ли ты добиться того, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим мнением?

  15. Трудно ли ты осваиваешься в новом коллективе?

  16. Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

  17. Стремишься ли ты при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  18. Часто ли при решении важных дел ты принимаешь инициативу на себя?

  19. Раздражают ли тебя окружающие люди и хочется ли тебе побыть одному?

  20. Правда ли, что ты плохо ориентируешься в незнакомой для тебя обстановке?

  21. Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?

  22. Возникает ли у тебя раздражение, если тебе не удается закончить начатое дело?

  23. Испытываешь ли ты затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

  24. Правда ли, что ты утомляешься от частого общения с товарищами?

  25. Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

  26. Часто ли ты проявляешь инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы твоих товарищей?

  27. Правда ли, что ты чувствуешь себя неуверенно среди незнакомых людей?

  28. Верно ли, что ты редко стремишься доказать свою правоту?

  29. Полагаешь ли ты, что тебе не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

  30. Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе?

  31. Стремишься ли ты ограничить круг своих знакомых?

  32. Верно ли, что ты не стремишься отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?

  33. Чувствуешь ли ты себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

  34. Охотно ли ты приступаешь к организации различных мероприятий для своих товарищей?

  35. Правда ли, что ты не чувствуешь себя достаточно уверенным и спокойным, когда прихо­дится говорить что-либо большой группе людей?

  36. Часто ли ты опаздываешь на деловые встречи, свидания?

  37. Верно ли, что у тебя много друзей?

  38. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих товарищей?

  39. Часто ли ты смущаешься, чувствуешь неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  40. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?


Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каж­дому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

Ключ:

Коммуникативные склонности:

«+»: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37,

«–»: З, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские склонности:

«+»: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38,

«–»: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

За каждый ответ «+» или «–» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням описано ниже.

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уров­не ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности


ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ (М. Снайдер)


Цель: изучить степень самоконтроля школьника в общении с окружающими.

Материал: бланк опросника.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое их них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером «+», если неверным или преимущественно неверным – «–».


Опросник

  1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

  2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.

  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

  7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Ключ: По 1 баллу начисляется за ответ «–» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «+» на все остальные. Подсчитывается сумма баллов.


Критерии оценки полученных результатов

0 – 3 балла – низкий коммуникативный контроль. Поведение человека устойчиво, он не считает нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Человек способен к искреннему самораскрытию в общении, но может быть излишне прямолинеен.

4 – 6 баллов – средний коммуникативный контроль. Учащийся обычно искренен в общении, но несдержан в своих эмоциональных проявлениях. Считается в своем поведении с окружающими людьми.

7 – 10 баллов – высокий коммуникативный контроль. Человек легко входит в любую роль, гибко реагирует на изменение ситуации, хорошо чувствует и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производит на окружающих.

Люди с высоким коммуникативным контролем, по М. Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое Я, мало подверженное изменениям в различных ситуациях.


3. Диагностика индивидуальных особенностей личности школьника


АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ А.Е. ГОЛОМШТОКА

Цель: выявить познавательные интересы личности и определить ее профессиональную направленность.

Материал: анкета интересов и бланк ответов.

Инструкция испытуемому: «Сейчас тебе будут зачитаны вопросы анкеты. В бланке ответов рядом с каждым номером, отвечая на вопрос, поставь два плюса, если ты определенно знаешь, что любишь или тебе очень нравится то, о чем спрашивается в анкете. Если просто нравится (любишь, хотел бы научиться) – один плюс; если не знаешь, сомневаешься – ноль; если не нравится (не любишь) – один минус; если очень не нравится (очень не любишь) – два минуса».

Анкета интересов


Любишь ли ты? Нравится ли тебе? Хотел бы ты?

  1. Читать книги по занимательной физике или математике.

  2. Читать об открытиях в области химии.

  3. Знакомиться с устройством бытовых электроприборов.

  4. Читать о разных странах, их экономике, государственном устройстве.

  5. Читать технические журналы.

  6. Читать произведения классиков мировой литературы.

  7. Знакомиться с жизнью растений и животных.

  8. Читать книги о работе учителя, воспитателя, вожатого.

  9. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

  10. Знакомиться с новыми достижениями в области медицины.

  11. Заботиться об уюте в доме, в помещении, где учишься, работаешь.

  12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

  13. Читать книги о войнах и сражениях.

  14. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях.

  15. Выполнять задания по химии.

  16. Читать статьи в научно- популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

  17. Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых.

  18. Посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

  19. Читать литературно-критические статьи.

  20. Изучать биологию, ботанику, зоологию.

  21. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они сами не могут его сделать.

  22. Обсуждать текущие события в стране и за рубежом.

  23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями.

  24. Составлять и вести картотеки.

  25. Слушать оперную и симфоническую музыку.

  26. Знакомиться с военной техникой.

  27. Проводить опыты по физике.

  28. Делать опыты по химии, следить за ходом химической реакции.

  29. Ремонтировать бытовые электроприборы.

  30. Собирать коллекции минералов.

  31. Собирать и ремонтировать различные механизмы.

  32. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи).

  33. Ухаживать за растениями (животными).

  34. Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними.

  35. Организовывать общественные мероприятия в классе, школе.

  36. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств.

  37. Организовывать питание во время походов.

  38. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности.

  39. Участвовать в военных играх и походах.

  40. Заниматься в математическом или физическом кружке.

  41. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

  42. Собирать, конструировать радиоприемники.

  43. Участвовать в географических или геологических экспедициях.

  44. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

  45. Изучать иностранный язык.

  46. Наблюдать за живой природой.

  47. Выполнять работу вожатого.

  48. Выступать с докладами, сообщениями о международном положении.

  49. Наблюдать за больными, оказывать им необходимую помощь.

  50. Помочь покупателю приобрести в магазине одежду, которая лучше всего ему подходит.

  51. Беседовать с товарищами об искусстве.

  52. Заниматься в спортивной секции стрельбы.

  53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах.

  54. Решать задачи по химии.

  55. Выполнять работу с измерительными приборами.

  56. Составлять геологические и географические карты.

  57. Разбираться в технических чертежах и схемах.

  58. Изучать происхождение слов и выражений.

  59. Проводить опытническую работу по биологии.

  60. Обсуждать вопросы воспитания.

  61. Изучать политический строй в разных странах.

  62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека.

  63. Оказывать людям различные бытовые услуги.

  64. Знакомиться с историей искусства.

  65. Изучать историю крупных сражений и судьбу выдающихся полководцев.

  66. Выполнять математические действия по формулам.

  67. Находить химические явления в природе.

  68. Разбираться в радиосхемах.

  69. Совершать длительные походы, во время которых необходимо напряженно работать по заданной программе.

  70. Выполнять чертежи, проектировать.

  71. Выступать с докладами по вопросам литературы.

  72. Выполнять задания, требующие ухода за растениями, животными.

  73. Изучать и воспитывать детей.

  74. Принимать участие в организации вечеров, выставок и других общественных мероприятий.

  75. Заботиться о здоровье близких.

  76. Знакомиться, общаться с разными людьми.

  77. Наслаждаться музыкой, живописью, театром.

  78. Жить по установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.