ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2021
Просмотров: 947
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
педагогическая практика В ШКОЛЕ
Советы И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
студенту-практиканту ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
Цель посещения урока ____________________________________________
Анкета «Мотивы учебной деятельности»
Любишь ли ты? Нравится ли тебе? Хотел бы ты?
ОТЧЕТ
о педагогической практике
студента курса факультета
________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в __________________________ с ____________ по ____________ 200__ г.
(место и время прохождения практики)
-
Анализ учебной работы.
Количество посещенных и проанализированных уроков или учебных занятий (у педагогов-методистов и сокурсников-практикантов). Количество самостоятельно проведенных учебных занятий. Их типы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке к учебным занятиям. Формы, методы и средства обучения, освоенные в период практики. Что вызвало затруднения и почему.
2. Анализ внеклассной работы по предмету.
Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности. Количество проведенных мероприятий, их тематика. Степень заинтересованности и активности участия в них учащихся. Примеры удачных действий. Какие трудности возникали? Их причины.
-
Анализ воспитательной работы.
Анализ воспитательной системы образовательного учреждения на основе общешкольного плана и плана воспитательной работы классного руководителя (куратора). Целеполагание в воспитательной деятельности.
Анализ и количество посещенных воспитательных мероприятий (классных часов). Самостоятельно проведенные воспитательные дела (классные часы др.). Их формы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке. Формы, методы и средства воспитания, освоенные в период практики.
Оценка результативности реализованных воспитательных действий. Примеры ситуаций, в которых отрабатывались умения педагогически целесообразно строить свои взаимоотношения с учениками и их родителями. Встретившиеся трудности, их причины и возможные пути преодоления.
4. Анализ собственного стиля педагогического общения.
Определение собственного (или учителя по выбору) стиля педагогического общения, основания для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения. Трудности в общении с обучаемыми? Если да, то, какие именно? Их причины. Пути совершенствования своего стиля педагогического общения.
5. Общие выводы по практике.
Роль и значение педагогической практики в моем становлении как педагога. Какие знания, умения, навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения в ВГУ способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержания педагогической практики, учебного процесса в целом в ВГУ.
Советы И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
студенту-практиканту ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИИ УРОКА
При подготовке к уроку
-
Прочитайте раздел программы, который надо изучить на уроке.
-
Изучите материал этого раздела (темы, вопроса).
-
Проанализируйте учебный материал.
-
Сформулируйте цели урока, ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока и определите конкретные задачи урока.
-
Продумайте структуру урока, его ход. Напишите конспект урока.
-
Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, используя искусство перевоплощения, постарайтесь наметить путь по выполнению задач урока.
-
Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
-
Сопоставьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
-
Проверьте себя:
а) какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
б) какие умения формируются на данном уроке;
в) какие мировоззренческие понятия, нравственные или эстетические оценки необходимо выработать на данном уроке;
г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
-
Подготовьте наглядные и учебные пособия.
Практические рекомендации
-
Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедись, все ли готовы к уроку, красиво ли расставлена мебель, чистая ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО.
-
Добейтесь, чтобы все учащиеся приветствовали тебя организованно. Осмотрите класс, постарайтесь встретиться глазами с каждым ребенком.
-
Не тратьте время на поиски страницы своего предмета в классном журнале. Ее можно найти на перемене. Приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
-
Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучает к мысли, что невыполнение урока – дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
-
Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогай слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке посторонним делом.
-
Удерживайтесь от лишних замечаний. Не допускайте конфликта с целым классом или с его значительной частью, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя (не говоря уже о случаях, когда его вина бесспорна), конфликт должен быть разрешен в пользу ученика.
-
Объективно оценивайте знания ученика. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учеников. Пусть ученики почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда на уроке.
-
Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
ФОРМА ПРОТОКОЛА АНАЛИЗА УРОКА
Предмет ____________________________ Класс ___________ Дата ______
Фамилия, имя, отчество учителя _____________________________
Всего учеников в классе ____ Выставлено оценок «5» ____
Присутствовало на уроке ____ «4» ____
Опрошено на уроке ____ «3» ____
«2» ____
Схема работы с классом:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
-
1
2
3
4
5
Цель посещения урока ____________________________________________
Тема урока ________________________________________________________
Фотография урока
Ход урока |
Время |
Замечания по ходу урока |
|
Положительные |
Отрицательные |
||
|
|
|
|
Выводы и предложения:
Подпись посетившего урок ___________ Подпись учителя _____________
ПРИМЕРНАЯ КАРТА-СХЕМА
АНАЛИЗА УРОКА
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА |
||
1. Место данного урока в системе уроков по теме. Тип урока. |
Тип урока: Комбинированный Изучение нового материала; Закрепление знаний, умений, навыков; Повторительно - обобщающий. |
||
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. |
1. Образовательные задачи (усвоение понятий, законов, закономерностей, теорий; формирование общеучебных и специальных умений и навыков); 2. Воспитательные задачи (воспитание у учащихся ответственности, самостоятельности в учебе, чувства прекрасного и т.д.); 3. Развивающие задачи (формирование умений выделить главное и существенное, сравнивать, обобщать; развитие познавательных интересов и способностей детей). |
||
3. Выбор формы проведения типового урока и его структурных элементов. |
Лекция, коллоквиум, семинар, лабораторная (практическая) работа, урок коррекции знаний, консультация, пресс-конференция, зачет, контрольная работа и другие варианты. Целенаправленность выбранной структуры урока. |
||
4. Краткая характеристика класса, учет индивидуальных особенностей развития школьников. |
Отношение к учебе, активность, работоспособность, учебные навыки; учебно-познавательная деятельность, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности (возможные) в работе с данным классом. |
||
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОЩАЮЩИЙ УРОК |
||
5. Начало урока. |
Мобилизация внимания учащихся, их готовность. |
5. Начало урока. |
Мобилизация внимания учащихся, их готовность. |
6. Организация целенаправленного повторения ранее изученного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. |
Способы проверки домашних заданий; их эффективность. |
6. а) Способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий. б) Характеристика вопросов и задач при проверке домашнего задания. |
Выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке учеников-консультантов. Проблемные вопросы и задания, вопросы на сопоставление и сравнение, обобщение на понятийном уровне. |
7. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний. |
Формулирование проблемных вопросов и заданий; установка на глубокое изучение и прочное запоминание учебного материала. |
7. Организация на уроке сопутствующего повторения материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материала, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом. |
Тематическая группировка материала, сравнение, сопоставление и противопоставление материала. |
8.Способы изучения новых знаний. |
1. Методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом. 2. Работа над новыми понятиями, правилами, законами и закономерностями. 3. Систематичность, последовательность, правильность протекания мыслительных операций школьников: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации. 4. Характер вопросов, задаваемых на уроке (соблюдение принципа научности, требований логики и психологии). |
8. Осуществление обобщения и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков. |
Использование тематических групп, их сопоставления, сравнения и противопоставления, формирование обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовывать учебную деятельность (составление алгоритмов учебной деятельности). |
9.Способы закрепления материала. |
1. Выполнение заданий в устной форме. 2. Предупредительные работы. 3. Выполнение заданий творческого характера. 4. Другие виды заданий и их целесообразность. |
9. Наращивание трудности и степени самостоятельности учащихся в работе. |
Выполнение разного рода тренировочных заданий практического характера. Рациональное соотнесение различных видов тренировочных упражнений (количественные, качественные, графические, эксперименталь-ные, аналитические и др.). |
10. Степень и пути дифференциации обучения. Самостоятельная работа на уроке. |
Характер заданий по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся: по вариантам, по группам, индивидуальные задания, выбор заданий учащимися и др. |
||
11. Использование на уроке различных средств обучения. |
ТСО, информационные, дидактический материал, наглядный материал и т.п. |
||
12. Формы и методы контроля за уровнем знаний, умений, навыков учащихся. |
Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль устный и письменный, лабораторный, программированный, машинный и безмашинный. |
||
13. Оценка результативности урока. |
Уровень теоретических и практических умений и навыков учащихся: первый уровень – репродуктивный (воспроизведение); второй уровень – продуктивный (применение по образцу); третий уровень – творческое применение. Что удалось на уроке и возможные направления совершенствования последующей деятельности. Не было ли на уроке перегрузки учебными заданиями, недооценки сил учащихся (использование заданий облегченного характера). |
||
14. Методика выдачи домашнего задания. |
Объем, инструктаж, своевременность, дифференцированность (при необходимости). Как предлагались задания (анализировались ли некоторые задания, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения или только лишь назывались номера соответствующих заданий). |
Карта-схема
для самоанализа урока
Школа __________________ Класс ______________ Предмет ________
Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________
Тема урока_____________________________________________________
ВОПРОСЫ ДЛЯСАМОАНАЛИЗА |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАНСАМОАНАЛИЗА |
||
1. Место данного урока в системе уроков по теме. Тип урока. |
Типы урока:
навыков;
|
||
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. |
Образовательные задачи – усвоение понятий, законов, теорий, идей, формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Воспитательные задачи – воспитание ответственности, самостоятельности в учебе, чувства прекрасного и т. д. Развивающие задачи - развитие мышления и речи (умение выделять главное, сравнивать, обобщать), воли (целеустремленность, уверенность, выдержка, самообладание), эмоций (отзывчивость, сопереживание, негодование), познавательных интересов и способностей школьников. |
||
3. Краткая характеристика класса, учет особенностей развития учащихся. |
Отношение к учебе, активность, работоспособность, учебные навыки, учебно-познавательная деятельность, общеучебные и специальные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом. |
||
4. Выбор структуры урока. Обоснование ее оптимальности. |
Этапы урока:
(Укажите выбранные вами этапы урока, их последовательность и дозировку времени. Объясните выбор.) |
||
5. Оценка содержания каждого этапа урока. |
Выделение главного, существенного, необходимого для решения намеченных задач урока. Соответствие содержания урока требованиям программы. Реализация в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью. |
||
6. Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, их педагогическая целесообразность. |
Формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. |
||
7. Характер взаимодействия учащихся на различных этапах урока. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Опрос. |
Устный опрос, формулирование вопросов. Задание учащимся. |
Слушание, составление плана ответа. Формулировка вопросов отвечающим. Рецензирование ответов. |
|
Изучение нового материала. |
Лекция. |
Конспектирование. Формулировка выводов, выделение главных идей. |
|
Домашнее задание. |
Инструктаж о характере, объеме и дифференцированности задания. |
Слушание, запись, выполнение пробных упражнений. |
|
8. Оценка результативности урока. |
Какие задачи и как были решены на уроке? Какие условия и на каком уровне были соблюдены (учебно-материальные, школьно - гигиеничес- кие, морально-психологические)? (Первый уровень – воспроизведение в готовом виде; второй уровень – применение по образцу; третий уровень – творческое применение знаний). Степень выраженности интереса, активности, организованности учащихся. Что удалось на данном уроке и каковы направления совершенствования Вашей последующей педагогической деятельности? |
Советы студенту-практиканту
при подготовке ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
-
Изучить перспективный план воспитательной работы школы и классного руководителя.
-
На основе плана воспитательной работы классного руководителя составить план работы на период прохождения практики (см. табл. 1)
Таблица 1
Примерная форма плана классного руководителя
Основные направления и задачи |
Содержание работы (по разделам) |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Испол нители |
Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно подготовлены и качественно проведены, которые будут выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха.
-
Помните, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся.
-
Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П. Иванова (см. приложение 1).
-
Посетите воспитательное мероприятие, проводимое классным руководителем и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на учащихся. Для наблюдения рекомендуется использовать карту посещения воспитательного мероприятия (см. табл.2).
Таблица 2
Карта посещения воспитательного мероприятия
Класс: Классный руководитель (Ф.И.О.): Вид воспитательного мероприятия: Тема: Цель: Задачи: |
||||
Структура мероприятия |
результаты наблюдения |
|||
использованы |
характеристика использования методов и приемов воспитания |
замечания и предложения анализирующего мероприятие |
||
методы воспитания |
приемы педагогического воздействия |
|||
организационная часть |
|
|
|
|
основная часть |
|
|
|
|
заключительная часть |
|
|
|
|
При наблюдении и заполнении карты обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;
б) убедительность, четкость раскрытия перед учащимися цели и задач проводимого мероприятия;
в) осознанность цели учащимися;
г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);
д) причины недостатков (достоинство) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:
-
соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
-
соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
-
организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
-
педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.