ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2021
Просмотров: 943
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
педагогическая практика В ШКОЛЕ
Советы И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
студенту-практиканту ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
Цель посещения урока ____________________________________________
Анкета «Мотивы учебной деятельности»
Любишь ли ты? Нравится ли тебе? Хотел бы ты?
Обработка данных
В заполненном испытуемым бланке ответов по каждому направлению интересов подсчитывается число «+», «0» и «–», как это сделано в первой строке приведенного ниже бланка ответов. Затем индивидуальные результаты соотносятся с критериями.
Бланк ответов
Направленность интересов |
Номера вопросов и ответы испытуемого на них |
Итого |
|||||||
+ |
0 |
– |
|||||||
1. Физика и математика |
1 + |
14 0 |
27++ |
40+ |
53 – |
66 – |
4 |
1 |
2 |
2. Химия |
2 |
15 |
28 |
41 |
54 |
67 |
|
|
|
3. Электро- и радиотехника |
3 |
16 |
29 |
42 |
55 |
68 |
|
|
|
4. Геология и география |
4 |
17 |
30 |
43 |
56 |
69 |
|
|
|
5. Техника |
5 |
18 |
31 |
44 |
57 |
70 |
|
|
|
6. Филология и журналистика |
6 |
19 |
32 |
45 |
58 |
71 |
|
|
|
7. Биология и сельское хозяйство |
7 |
20 |
33 |
46 |
59 |
72 |
|
|
|
8. Педагогика и воспитание |
8 |
21 |
34 |
47 |
60 |
73 |
|
|
|
9. История и общественная деятельность |
9 |
22 |
35 |
48 |
61 |
74 |
|
|
|
10. Медицина |
10 |
23 |
36 |
49 |
62 |
75 |
|
|
|
11. Сфера обслуживания |
11 |
24 |
37 |
50 |
63 |
76 |
|
|
|
12. Искусство |
12 |
25 |
38 |
51 |
64 |
77 |
|
|
|
13. Военное дело |
13 |
26 |
39 |
52 |
65 |
78 |
|
|
|
Критерии оценки полученных результатов
Если по какому-либо направлению испытуемый набирает от 8 до 12 плюсов, то интерес к данному виду деятельности выражен ярко; от 4 до 7 плюсов – интерес имеется, но выражен не так ярко, умеренно; от 1 до 3 плюсов – интерес почти не выражен, отсутствует.
Если по какому-либо направлению испытуемый получает от 8 до 12 минусов, то отношение к данному виду деятельности или роду занятий полностью отрицательное и выражено данное отношение ярко; если от 4 до 7 минусов, то отношение отрицательное, но выражено не так ярко; от 1 до 3 минусов – скорее равнодушное, чем отрицательное отношение.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Цель: определить уровень развития волевой саморегуляции школьника.
Материал: тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, бланк для ответов.
Инструкция испытуемому: «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (–)».
Тест-опросник
-
Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
-
Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
-
При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
-
Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
-
Меня трудно отвлечь от начатой работы.
-
Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
-
Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
-
Я всегда "гну" свою линию.
-
Если надо, я могу не спать ночь напролет и весь следующий день быть в "хорошей форме".
-
Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
-
Я считаю себя терпеливым человеком.
-
Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
-
Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
-
Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.
-
При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
-
Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
-
Считаю себя решительным человеком.
-
С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
-
Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
-
Испортить мне настроение не так-то просто.
-
Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
-
Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
-
Переспорить меня трудно.
-
Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
-
Меня легко отвлечь от дел.
-
Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
-
Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
-
Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
-
Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
-
Меня обычно сильно раздражает, когда "перед носом" захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13:
Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции
Общая шкала «В» |
1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30- |
«Настойчивость» |
1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+ |
«Самообладание» |
3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30- |
Анализ результатов
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" – 8, для шкалы "С" – 6.
Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности поведения.
Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Примерный план изучения уровня развития
классного коллектива
-
Общие сведения: класс, количество и состав учащихся (девочек и мальчиков), возраст, стаж совместной жизнедеятельности, направленность, профиль класса, традиции и т.д.
-
Характеристика отношений учащихся к учебной и трудовой
деятельности.
-
Основные ценностные ориентиры, коллективные интересы, общее дело.
-
Основные мотивы учения. Уровни развития интереса к учению у школьников. Причина отсутствия интереса к учению. Взаимопомощь в учебных и внеучебных делах.
-
Структура межличностных отношений в классе: степень «расслоения» детей по эмоциональной привлекательности:
-
Есть ли аутсайдеры или «отверженные» и сколько таких детей, т.е. детей за пределами общения в классе;
-
Какова степень психологической защищенности ребенка в классе;
-
Как представлены дети с другими статусами («популярные», «принятые» и др.).
-
Особенности лидерства в классе:
-
Есть ли реальные лидеры;
-
Какова направленность лидеров;
-
Отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.
-
Руководство классным коллективом.
Характеристика стиля взаимодействия классного руководителя и школьников (демократический, авторитарный, либеральный, синтетический). Авторитет классного руководителя среди учащихся. Умеет ли он устанавливать психологически обоснованные взаимоотношения со школьниками. Роль классного руководителя в формировании и сплочении класса как коллектива.
-
Уровень развития классного коллектива.
Степень сформированности и выраженности качеств ответственности, коллективизма, сплоченности, организованности и удовлетворенности учащихся характеризуемого класса. Способность класса к самоуправляемости, его умение в трудных ситуациях самостоятельно выдвигать лидера-организатора, согласовать совместные действия.
Предполагаемый уровень развития класса (от диффузной группы до коллектива).
См. приложение 3. Этапы развития детского коллектива и психологические характеристики групп разного уровня развития по Л.И. Уманскому.
-
Выводы и психолого-педагогические рекомендации о способах
формирования учебной группы как коллектива.
Возможности расширения «веера» совместных деятельностей (учебной, трудовой, игровой, художественно-эстетической и т.д.)
Формирование и обучение лидеров. Возможные пути развития детского коллектива.
Внимание студентам! Приведенные ниже методики помогут студентам-практикантам изучить социально-психологические особенности класса, определить уровень его развития как коллектива и составить его психолого-педагогическую характеристику.
Карта-схема психолого-педагогической
характеристики класса
Цель: выявить уровень развития класса как коллектива.
Материал: бланк карты-схемы.
Инструкция испытуемому: «Читая на бланке пары качеств, оцените по предложенной шкале степень их выраженности в своем классе. Например, первая пара полярных качеств: класс активен, полон творческой энергии – класс пассивен, инертен. Вначале следует определить, является ли класс активным, энергичным или нет. Если класс активен, то выясняется степень активности: сильно выражено качество – ставится знак «Х» под цифрой 5; средне выражено – под цифрой 4; слабо – под цифрой 3. Если качество в классе не выражено, не присуще ему, то также определяется степень отсутствия его: почти не выражено – ставится «Х» под цифрой 2; совсем не выражено, не присуще – под цифрой 1».
Бланк Карты-схемы
Наименование качества |
|
Наименование полярного качества |
|
Направленность деятельности класса |
|||
1. Класс активен, полон творческой энергии. |
5 4 3 2 1 |
1. Класс пассивен, инертен. |
|
2. Класс выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, учеба, литература). |
5 4 3 2 1 |
2. Класс выше всего ставит примитивные блага, деньги, развлечения и т.д.. |
|
3. Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу. |
5 4 3 2 1 |
3. Ради корыстных целей класс готов поступиться и честью, и дружбой. |
|
4. В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели. |
5 4 3 2 1 |
4. Класс отличают общественно вредные, асоциальные цели. |
|
5. Достижение общественно ценного результата увлекает всех или большинство членов класса. |
5 4 3 2 1 |
5. Каждый увлекается лишь тем, что интересно ему, не считаясь с тем, представляет это интерес для класса или нет. |
|
6. В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. |
5 4 3 2 1 |
6. Популярные члены класса – эгоисты, работающие лишь для себя. |
|
7. Члены класса стремятся постоянно общаться друг с другом. |
5 4 3 2 1 |
7. Члены класса не стремятся постоянно общаться друг с другом. |
|
8. Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами. |
5 4 3 2 1 |
8. Класс стремится обособиться, изолироваться от других классов. |
|
9. В классе велико желание трудиться коллективно. |
5 4 3 2 1 |
9. В классе нет стремления к коллективному труду. |
|
10. В классе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого. |
5 4 3 2 1 |
10. Класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относится к слабым. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО(ОРГАНИЗОВАННОСТЬ) класса |
|||
1. В классе имеются реальные и действенные органы самоуправления. |
5 4 3 2 1 |
1. В классе отсутствуют реальные и действенные органы самоуправления. |
|
2. Класс может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. |
5 4 3 2 1 |
2. Класс не может самостоятельно, без помощи старших, выбрать себе организаторов или проводит выборы несерьезно по принципу «кого-нибудь, только не меня». |
|
3. Члены класса взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу. |
5 4 3 2 1 |
3. Большинство членов класса ориентируется на себя и делает то, что им удобно и выгодно. |
|
4. Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются. |
5 4 3 2 1 |
4. Те же ошибки приводят к непониманию друг друга, рассогласованию действий, конфликтам. |
|
5. Трудные условия, ситуация опасности еще более сплачивают класс. |
5 4 3 2 1 |
5. В трудных условиях происходит рассогласование класса, вплоть до его полного распада. |
|
6. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению класса. |
5 4 3 2 1 |
6. Неудача в достижении групповой цели расслабляет класс вплоть до его полного отказа от реализации данной цели. |
|
7. Класс доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь им освоится. |
5 4 3 2 1 |
7. Класс враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую среду. |
|
8. Класс легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. |
5 4 3 2 1 |
8. Класс не способен к согласованию своих действий. |
|
9. Класс представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство. |
5 4 3 2 1 |
9. Класс не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. |
|
10. Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями. |
5 4 3 2 1 |
10. Класс не имеет способных организаторов. |
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО класса |
|||
1. В классе преобладает приподнятый, бодрый тон. |
5 4 3 2 1 |
1. В классе преобладает подавленное настроение. |
|
2. В отношениях между членами класса проявляются симпатии, доброжелательность, уважение. |
5 4 3 2 1 |
2. В отношениях между членами класса существует конфликтность, антипатии. |
|
3. Члены класса стремятся к совместным переживаниям событий. |
5 4 3 2 1 |
3. В классе имеется тенденция к замкнутости, отказ от группового характера переживаний. |
|
4. Успехи и неудачи класса в целом переживаются всеми его членами. |
5 4 3 2 1 |
4. Успехи и неудачи класса оставляют его членов равнодушными. |
|
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса. |
5 4 3 2 1 |
5. В этих условиях в классе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. |
|
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. |
5 4 3 2 1 |
6. В этих условиях класс теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д. |
|
7. Отрицательная оценка класса со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание. |
5 4 3 2 1 |
7. В данных обстоятельствах только у части класса имеют место переживания. |
|
8. Между микрогруппировками в классе существует взаимное расположение и доброжелательность. |
5 4 3 2 1 |
8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу. |
|
9. Класс умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. |
5 4 3 2 1 |
9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля класса, протекают стихийно. |
|
10. Членам класса нравится бывать вместе, участвовать в совместной деятельности. |
5 4 3 2 1 |
10. Члены класса не стремятся бывать вместе, безразличны к общению, отрицательно относятся к совместной деятельности. |
Обработка данных
Количественный показатель определяется суммой баллов по каждому психологическому критерию (максимум – 50, минимум – 10). При делении полученных результатов на 5 результаты переводятся в 10-балльную систему, а затем сравниваются с критериями.
Критерии оценки полученных результатов
-
1-3 балла – низкая степень выраженности данного социально-психологического параметра в классе.
-
4-6 баллов – средняя степень выраженности данного социально-психологического параметра в классе.
-
7-8 баллов – высокая степень выраженности данного социально-психологического параметра в классе.
-
9-11 баллов – очень высокая степень выраженности данного социально-психологического параметра в классе.
Для качественного анализа надо «наложить» выявленный уровень развития коллектива с помощью шкалы на типовое описание группы соответствующего уровня развития, данное Л.И. Уманским (см. приложение 3).
МЕТОДИКА «ШКАЛА ПРИЕМЛЕМОСТИ»
Цель: определить обобщенное оценочное отношение учащихся к своему классу и его активу.
Материал: бланк «Шкала приемлемости» и бланк ответов.
Инструкция испытуемым: «Вам предлагается ответить на два вопроса:
-
«Хотел бы ты перейти в другой класс?»; 2) «Хотел бы ты иметь другой актив класса?». Приемлемый ответ необходимо отметить на бланке знаком «+».
Бланк
ОтветКритерий |
Не хотел |
Скорее не хотел, чем хотел |
Все равно |
Скорее хотел, чем не хотел |
Хотел |
a |
b |
c |
d |
e |
|
1. Хотел бы ты перейти в другой класс? |
|
|
|
|
|
2. Хотел бы ты иметь другой актив класса? |
|
|
|
|
|
Обработка данных
Вычисление индекса приемлемости (Jпр.) для вопроса 1 и вопроса 2 следует проводить отдельно по формуле:
Jпр. = (+1,0)a + (0,5)b + (0)c + (-0,5)d + (-1,0)e , где
n
a – количество членов класса, которые не хотели бы: 1) перейти в другой класс, 2) иметь другой актив класса;
b – количество членов класса, которые скорее не хотели, чем хотели бы: 1) перейти в другой класс, 2) иметь другой актив класса;
c - количество членов класса, которым все равно;
d - количество членов класса, которые скорее хотели, чем не хотели бы: 1) перейти в другой класс, 2) иметь другой актив класса;
e - количество членов класса, которые хотели бы: 1) перейти в другой класс, 2) иметь другой актив класса;
n – общее количество ответов на вопрос.
Возможный размах значений индекса приемлемости (удовлетворенности) от (-1) – полная неприемлемость до (+1) – полная приемлемость.
Изучение особенностей профессионально-педагогической деятельности
В ходе педагогической практики студенты проводят исследование профессиональной деятельности и общения учителя (куратора), а также оценивают собственную деятельность в целях дальнейшего профессионально-личностного роста и развития.