Файл: ПЕЧАТЬ ПЕД.ПРАКТИКА УЧ.ПОС.2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2021

Просмотров: 949

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассуждающеимпровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи учащихся во время его урока меньше, чем у учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность учащимся детально оформить ответ.

Рассуждающеметодический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проявлением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.



Литература


1. Весна Е.Б. Профессионально-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / Е.Б. Весна, О.О. Киселева. – Москва – Воронеж, 1999. – 80 с.

2. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. — c.34-40

3. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учеб.пособие/ И.А. Кибальченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -381с.

4. Корнеева Л.В. Психологические основы педагогической практики: [учеб. пособие] /Л.В. Корнева. – М.: ВЛАДОС, 2006. -157 с.

5. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить / Под ред. М.А. Ушаковой. – М., 1999. – 128 с.

6. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2008. -160 с.

7. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А.С. Чернышева.– М., 2000. – 139 с.

8. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта ; Рос. акад. образования. Моск. психол.-социал. ин-т. – М. ; Воронеж, 2005. – 320 с.

9. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Спб., 2000. – 416 с.

10. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Монография. М.: ЦГЛ, 2004 -128с.

11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов – на – Дону, 2000. – 544 с.

12. Фетискин Н.П. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие для студ. вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М., 2005. – 490 с.



Приложение 1.


КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Коллективное творческое дело (КТД) – основное звено в теории и методике коллективного творческого воспитания известного ленинградского профессора И.П. Иванова (1923-1992).

Педагогическая система И.П.Иванова характеризуется следующими признаками: стратегия «общей заботы об улучшении окружающей жизни», тактика воспитательных отношений, «содружества старших и младших» в совместной творческой деятельности, технология «коллективной организаторской деятельности».

СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

В педагогике И.П.Иванова определены шесть стадий подготовки и проведения КТД. Организационной основой деятельности коллектива является малая творческая группа (микрогруппа), на которые обычно делится детский коллектив на стадиях коллективного планирования, подготовки, проведения и анализа.

Первая стадия — предварительная работа коллектива.

На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию — рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

В направляющих действиях руководителя коллектива и других воспитателей во время «стартовой беседы» и других «нацеливающих» воспитательных мероприятий методы побуждения (увлечения) воспитанников подкрепляются методами убеждения: рассказом-размышлением, разъяснением и, в особенности, беседой-размышлением.

Вторая стадия — коллективное планирование.

Аналогичными направляющими действиями руководителя открывается и общий сбор-старт на следующей стадии — коллективного планирования. Благодаря этим действиям развертываются исходные действия самих воспитанников, применяющих усвоенный и накопленный ранее опыт: сначала в малой творческой группе, где каждый высказывает свое мнение по выдвинутым вопросам, и затем — в выступлениях представителей этих групп.

Педагог, ведущий общий сбор-старт, сопоставляет выдвинутые представителями микрогрупп варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые решаются сначала по малым группам, а потом сообща.

Тем самым, руководитель коллектива, продолжая увлекать воспитанников радостной перспективой коллективного творческого дела, делает это теперь в процессе совместного раскрытия такой перспективы, в процессе осознания каждым школьником необходимости всех тех действий, которые определены коллективным творчеством. Таким образом, убеждение воспитанников (и их взаимное убеждение) играет на этой стадии, в данной воспитательной ситуации, определяющую роль. Побуждая (одобрением и похвалой, помощью, советом, доверием) и приучая каждого воспитанника (традициями коллективного планирования — от первоначальных совещаний по микрогруппам до выборов «совета дела» и его председателя) к творческому поиску вместе с товарищами лучших решений всех вопросов, связанных с проектом КТД, воспитатели всемерно подкрепляют процесс осознания каждым воспитанником необходимости, выработки и осуществления оптимального — во всех его частях — проекта и своего личного участия в этом — добросовестного, активного, самостоятельного.


Третья стадия — коллективная подготовка КТД.

На стадии коллективной подготовки КТД исходные направлящие действия воспитателей и исходные действия воспитанников непосредственно определяются результатами предыдущей стадий. Созданный сообща проект коллективного творческого дела уточняется и конкретизируется сначала «советом дела», направляемым руководителем коллектива, затем — в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, также исходя из предложений, высказанных и обсужденных на общем сборе-старте.

При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены ими в учебном процессе или накоплены ранее во внеучебной жизни.

Следует помнить, что ряд воспитанников (количество зависит от уровня развития данного коллектива) обычно не включается в творческий поиск конкретных способов выполнения общего замысла и в практическую работу микрогруппы или участвует в этой работе пассивно-подражательно и несамостоятельно, или, начав, охладевает, не умея и не привыкнув преодолевать трудности, не поддаваться отвлекающим «соблазнам». Поэтому воспитатели используют многообразные направляющие действия, посредством которых вызывают, расширяют и углубляют производные действия воспитанников.

Среди средств, побуждающих воспитанников к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла — увлечение добрым сюрпризом (весьма эффективна подготовка микрогруппами отдельных частей общего проекта «по секрету», от других участников), помощь товарищеским советом (например, предложением нескольких вариантов, способов выполнения — «на выбор»), увлечение «трудного» воспитанника «секретным договором» с ним («Давай вместе подготовим это по секрету от всех?!»), доверие ответственным поручением («Только ты можешь это сделать»), обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой научить («Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать?»), товарищеское требование от имени коллектива («Раз решили все вместе, то надо ...»), товарищеский контроль (как правило, незаметный), товарищеское напоминание («Ты ведь, помнишь, как мы договорились...»), товарищеское обсуждение порицанием (и в случае необходимости — критикой), в особенности же — товарищеское поощрение всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива — за преодоление наибольших трудностей, за самоотверженную заботу о товарищах в период подготовки КТД.

Тем самым зарождаются и укрепляются традиции жизни коллектива: традиции повседневного товарищеского общения — с обменом знаниями и мыслями, предложениями — на переменах и после урока (например, по дороге домой); традиции самостоятельной подготовки воспитанниками «добрых сюрпризов» для товарищей и овладения необходимым для этого материалом (посредством чтения, просмотров телепередач, занятий в кружках и т.п.); традиций сборов-встреч микрогрупп «в гостях» у старших друзей; традици дружной работы совета дела по обсуждению хода деятельности микрогрупп с извлечением уроков на будущее и т.д.


Все эти направляющие действия руководитель коллектива и другие воспитатели осуществляют и в повседневном общении с воспитанниками — в «секретной работе» с советом дела, с микрогруппами и их шефами, с отдельными воспитанниками, в особенности наиболее авторитетными (влияя через них на других школьников) и «трудными», и проводя для воспитанников с ними  — беседы, экскурсии, практические занятия и т.д., которые дают ребятам дополнительные знания, умения, навыки, необходимые для реализации назревших развивающих действий.

Четвертая стадия — проведение коллективного творческого дела.

Стадия проведения коллективного творческого дела — это итог работы, проделанной при его подготовке, поэтому в действиях руководителя коллектива и других воспитателей, которые непосредственно перед началом дела воодушевляют воспитанников и помогают сосредоточиться, как бы сконцентрирован коллективный опыт более или менее длительной подготовки данного КТД. Руководитель коллектива и другие воспитатели говорят — но увлеченно и убежденно — о самом главном, о самом нужном. Действия воспитанников в ситуации проведения коллективного творческого дела также являются, прежде всего, исходными, ибо в них проявляется опыт, примененный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного КТД, подготовки добрых сюрпризов. Однако и в этой ситуации возникает необходимость «вызвать к жизни» те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам (волнение, непредвиденные заранее трудности и т.п.) не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Поэтому воспитатели и на этой стадии используют действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершенствуются быстро и, по возможности, незаметно для остальных участников КТД, для тех людей, на пользу и радость которых оно проводится. Обычно это — увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой («Представим себе, что мы сейчас ...» или «Объявляется чрезвычайное положение!» и т.п.), радостной перспективой близкого успеха, победы в борьбе с собственными слабостями («Нет, мы не сдадимся!»), а в необходимых случаях — решительным требованием от имени коллектива, полностью серьезным или с оттенком юмора («Слушайте приказ по гарнизону: носы поднять!»).

Действия воспитанников на данной стадии в ситуации творческой «сборки» подготовленных сюрпризов, в необычных, трудных обстоятельствах, требующих немедленных решений, экспромтов, импровизации, являются, по преимуществу, характерными, «показательными»: в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников и их слабости.


Пятая стадия — коллективное подведение итогов.

На следующей стадии — коллективного подведения итогов — содержание действий воспитателей, ставящих на общем сборе-«огоньке», а также в специальных анкетах первичные вопросы-задачи на размышление (что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? и т.п.) и исходных действий воспитанников, выдвигающих по этим вопросам свои мнения и предложения, определяется, прежде всего, опытом проведения данного КТД и уже с этой точки зрения — опытом его подготовки и планирования.

Происходит сопоставление мнений и предложений, уточняющие вопросы, стимулирование поиска причин успехов и неудач, развитие и обобщение мнений, высказанных воспитанниками и т.п. — представляет собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в размышлении об этом опыте — опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием необходимых развивающих действий воспитателей и воспитанников на завершающей, шестой стадии коллективного творческого дела — его ближайшего последействия.

Шестая стадия — ближайшее последействие.

На этой стадии непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни (внеклассном чтении, в содержании и выполнении чередующихся поручений, на экскурсиях и т.д.) опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Поскольку в действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или, чаще, неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт в традициях коллектива, опираться в повседневной жизни на этот опыт, на уроки, из него извлеченные, руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников и к этом комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости.

Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД — развертывания необходимых развивающих действий. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни (внеклассном чтении, в содержании и выполнении чередующихся поручений, на экскурсиях и т.д.) опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Поскольку в этих исходных действиях воспитанников обнаруживаются пробелы, нежелание или, чаще, неумение осуществлять собственные решения, закреплять и развивать приобретенный положительный опыт в традициях коллектива, опираться в повседневной жизни на этот опыт, на уроки, из него извлеченные, руководитель коллектива и другие воспитатели приучают воспитанников и к этом комплексу действий, побуждая к ним и убеждая в их необходимости.