Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет» ____________________________________________________________ (институт) ____________________________________________________________ (кафедра)

___________________________________________

(код и наименование направления подготовки, специальности) ___________________________________________

(наименование профиля, специализации)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему Педагогические условия развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Студент(ка) _____________________________ ________________

(И.О. Фамилия) (личная подпись)

Руководитель _____________________________ ________________

(И.О. Фамилия) (личная подпись)

Консультанты _____________________________ ________________

(И.О. Фамилия) (личная подпись)

_____________________________ ________________

(И.О. Фамилия) (личная подпись)

_____________________________ ________________

(И.О. Фамилия) (личная подпись)
Допустить к защите

Заведующий кафедрой _____________________________ ________________

(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)

«_____»______________________2021 г.

2021

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________ (институт) ____________________________________________________________ (кафедра)
УТВЕРЖДАЮ

Завкафедрой __________________________

_____________ __________

(подпись) (И.О. Фамилия)

«____»___________20___г.

ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы1 Студент______________________________________________________________________ Тема Педагогические условия развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду

2. Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы

______________

3.Исходные данные к выпускной квалификационной работе

____________________________

4. Содержание выпускной квалификационной работы (перечень подлежащих разработке вопросов, разделов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Ориентировочный перечень графического и иллюстративного материала __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.
Консультанты по разделам

______________________________________________________ _____________________________________________________________________________7. Дата выдачи задания «_____»________________20____г.
Руководитель выпускной квалификационной работы (подпись) (И.О. Фамилия)


Содержание





Введение 5

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей раннего возраста положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению 10

1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению 10

1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду 21

Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду 33

2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду 33

2.2 Содержание работы по организации педагогических условий развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду 46

2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду 58

Заключение 63

Список используемой литературы 66

Приложение 71




Введение


Актуальность темы и проблемы исследования. Социальная политика в области дошкольного образования – одно из наиболее приоритетных направлений в долговременной стратегии экономического и социального развития Российского общества. В Национальной доктрине образования РФ (до 2020) особое внимание уделяется периоду раннего детства, так как успешное развитие на ранних этапах в значительной степени определяет успешность дальнейшего обучения.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.

С приходом в детский сад или другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) у ребенка начинается новый этап в его жизни. Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни, и именно в этом возрасте начинает складываться личность

Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано со многими изменениями в его жизни: меняется режим жизнедеятельности; в течение значительного времени нет постоянного контакта с родителями, а общение со сверстниками становится длительным; предъявляются новые требования к поведению и меняется стиль общения; ребенок попадает в новую среду, где многое пока непонятно.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни детей раннего возраста создают для ребенка раннего возраста обстановку психологического дискомфорта. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.

Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду, создавать положительное отношение ребенка к дошкольной организации.

Адаптация ребенка раннего возраста определяет его успешное социально-личностное развитие в последующие периоды. Социальная адаптация включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменение, преобразование среды в соответствии ее с новыми условиями и целями деятельности.


Значительный вклад в понимание социальной адаптации ребенка раннего возраста к микросоциальным условиям внесли психологические исследования Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский и др.

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Г.Ф. Кумарина, С. Н. Теплюк, Н. М. Аксариной А.Е. Мишариной, и др.

На важность проблемы адаптации детей раннего возраста к среде дошкольных учреждений указывают исследования Н.В. Макарычевой, О.В. Перадзе, К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Н. Шайхутдиновой, Е.Е. Промтовой, А.А. Макаровой, И.В. Кантора и др.

Адаптация определяется, прежде всего, как медико- педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса.

В настоящее время в работе дошкольного образовательного учреждения особый акцент уделяется созданию условий для успешной социальной адаптации, социализации и развития детей (С. А. Козлова, В. А. Петровский, О. Г. Заводчикова, С. В. Королева и др.) [].

Однако, в исследованиях, посвященных вопросам адаптации детей раннего возраста, уделяется мало внимания вопросам методического обеспечения процесса адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. А вопросу создания особых педагогических условий для развития положительного отношения детей раннего возраста к детскому саду не уделяется должного внимания.

Актуальность данного исследования заключается в том, что перед дошкольной организацией стоит задача формирования у детей раннего возраста положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению, следовательно, возникает необходимость создавать особые педагогические условия для создания положительного отношения детей 2-3 лет к дошкольной организации.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена неразработанностью на теоретическом и практическом уровне проблемы формирования у детей раннего возраста положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению.

Анализ практики и психолого-педагогических исследований позволил выдвинуть противоречие между потребностью в формировании у детей раннего возраста положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению и отсутствием обоснованных педагогических условий осуществления данного процесса.


На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: «Каковы условия формирования у детей 2–3 лет положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению?»

Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду».

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду.

Объект исследования – процесс развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду.

Предмет исследования – педагогические условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду.

Гипотеза исследования.

Мы предположили, что формирование и развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду возможно при следующих педагогических условиях:

- создание благоприятной предметно-развивающей среды, которая предполагает развить в ребенке раннего возраста необходимые базовые качества будущей деятельности (игровое взаимодействие, сюжетная игра);

- взаимодействие с воспитанниками раннего дошкольного возраста, направленное на организацию их деятельности, включая разнообразные виды и формы деятельности, способствующие успешной адаптации к условиям ДОУ;

- взаимодействие с семьями детей, направленное на применение потенциала родителей с целью облегчения социальной адаптации детей раннего возраста. Оказание психолого-педагогической помощи родителям по вопросам социальной адаптации детей раннего возраста; предоставление консультаций и рекомендаций по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания).

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста и развития у них положительного отношения к дошкольному учреждению;

- подобрать диагностические методики и определить уровень адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

- определить и экспериментально апробировать педагогические условия развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду.