Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У детей раннего школьного возраста существует потребность в физической активности, поэтому особую ценность в формировании положительного отношения к детскому саду детей 2- 3 лет представляет уголок физической культуры и спорта – «Центр двигательной активности» (Приложение Б, рис. 1), в котором расположено спортивное оборудование: кегли, мячи, обручи, набивные мешочки, флажки. Спортивное оборудование соответствует возрасту детей, обеспечивает двигательную активность, участие в подвижных играх, что полностью отвечает требованиям к насыщенности развивающей предметно- пространственной среды.

Большой популярностью у детей пользуется Центр изобразительной деятельности (Приложение В, рис. 1). Центр содержит в группе разнообразные альбомы для рисования; краски, карандаши, кисти для рисования, бумагу разных цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций, пластилин, раскраски, и т.д. Художественные материалы и необходимое оборудование, используемое в продуктивной деятельности, соответствует возрастным возможностям детей и располагается на стеллажах – ярко оформленных, доступных детям. Специальная полка отведена под разнообразный природный материал. В центре представлены материалы, позволяющие развивать представления о различных цветах и оттенках, формах, величинах, предметах. Все это позволяет проводить занятия как со всей группой в целом, так и индивидуально с каждым ребенком.

Большая роль в ДОУ уделяется гендерному воспитанию дошкольников, поэтому в группе организованы зоны для мальчиков и девочек (Приложение Б, рис. 2-3). Есть материалы/ игрушки, учитывающие интересы детей, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам используются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам – детали военной формы, предметы вооружения рыцарей, разнообразные технические игрушки.

Центр сюжетно-ролевых игр подразумевает наличие детской мебели с игровым оборудованием «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница». Занятия в Центре сюжетно-ролевых (драматических) игр позволяют развивать активную и пассивную речь; стимулируют творчество, учат способам выражения эмоций и чувств; развивают общую и тонкую моторику (Приложение Б, рис. 4).

Музыкальная среда представлена соответствующими материалами: музыкально-дидактические игры, портреты различные музыкальные инструменты, как традиционные, так и нетрадиционные (маракасы, шумелки, звучащие предметы- заместители, магнитофон). Развитию творчества у детей способствуют разные виды театров. В группе организован музыкально-театральный Центр включает в себя детские музыкальные инструменты, настольный театр, пальчиковый театр (Приложение В, рис. 1).


Рабочая зона включает в себя центр по художественно-эстетическому развитию, экспериментирования с песком и водой, дидактические настольно-печатные игры, стенды, с постоянно меняющимися наглядно-демонстрационными пособиями по теме недели, дидактический стол с меняющимися дидактическими настольными играми

Большой популярностью у детей пользуется Центр экспериментирования – Центр Песка и Воды (Приложение В, рис. 2), представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами, где есть природные материалы для детского исследования: тазик с водой и песком, мел, песок, глина, камни, ракушки, и т. д. Пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику. А активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитии речи.

Центр конструктивной деятельности (Приложение В, рис. 3) представляет огромное разнообразие различных видов конструкторов (крупный строительный конструктор; средний строительный конструктор; конструкторы типа «Лего»; легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных цветов, размеров), кубики); разнообразные строительные наборы (напольные, настольные). Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет им комфортно чувствовать себя в любом уголке групп.

В оформление групповых помещений соблюдается единый стиль, стены окрашены в светлые тона с белым потолком и хорошим освещением.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: созданные в исследованной группе детского сада условия обеспечивают детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групп вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, деятельности.

На втором этапе приоритетным педагогическим условием стала разработка эффективной совместной деятельности с разработкой системы психолого-педагогических воздействий (Рисунок 6). Введение данного условия предусмотрено необходимостью облегчения адаптации детей к условиям детского сада с целью формирования положительного отношения к учреждению.





Рисунок 6 –Совместная деятельность воспитателя с детьми по формированию положительного отношения к детскому саду
Одна из важнейших задач – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, поэтому чаще всего используется игровой метод, в котором воспитатель показывает каждому ребенку своё доброе к нему отношение. Игра в детском саду будет строиться как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний прием детей, завтрак, свободная деятельность, обед, дневной сон, уход домой.

Во время исследования была разработана и реализована схема игровых технологий, направленных на формирование у детей положительного отношения к детскому саду. Схема включала разнообразные игровые технологии, которые применялись в различных видах режимных ситуаций( при приеме детей, во время занятий и прогулок, при подготовке ко сну). Реализация такой схемы продолжалась в течении 1,5 месяцев.

Для детей раннего дошкольного возраста не надо планировать много приемов на один день : достаточно организовать одну- две формы работы.

Первая часть – прием детей (20 мин.). Игра начинается с прихода детей в детский сад. Воспитатель приветливо встречает детей и пришедших с ними взрослых, беседует, предлагает заняться чем-нибудь интересным, например: скатиться с горки, поиграть с мячом, нарисовать солнышко, посмотреть интересную книгу и т.д. Затем дети и взрослые садятся в круг.

Воспитатель: «Я рада вас видеть в нашем детском саду. Меня зовут… Я ваша воспитательница, а вы мои дети. Какие вы красивые! Большие и маленькие, девочки и мальчики. А вы знаете, что делают дети в детском саду? (Дети отвечают.) Да, в детском саду дети делают зарядку, кушают, играют, рисуют, слушают сказки, спят, а потом вместе с мамой идут домой. Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнемся».

Далее воспитатель предлагает детям поиграть игры, способствующие знакомству детей, обучению детей умению общаться между собой, что способствует сплочению коллектива (Приложение Г).

Игра 1. «А меня зовут ...».Цель: развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу; развивать чувство единства, причастности к группе.

Игра 2. «Луна». Цель: учить запоминать имена детей группы; развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.


Подвижная игра 3. «Улитка». Цель: продолжать знакомить детей друг с другом; развивать внимание, память, умение отвечать на сигнал.

В играх «А Меня зовут..» и «Луна» воспитатель и психолог знакомят детей друг с другом, дети учатся запоминать имена друг друга, развиваются сплоченность детей, коллективная игровая деятельность.

Игра «Раз, два, три – смотри!». Так, например, в игре «Раз, два, три », отыскивая, зайку- игрушку дети учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне.

Облегчить процесс адаптации помогут физические упражнения и игры. Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в о движениях. Поэтому такие упражнения, присутствие как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще.

Так в ходе эксперимента детям были предложены подвижные игры (Приложение Г). Такие игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Поэтому в ходе формирующего эксперимента практически все дети с удовольствием повторяют упражнения за воспитателем. Однако, необходимо помнить, если ребенок не хочет в данный момент играть в подвижные игры, можно почитать сказку, посмотреть семейные или групповые фотографии или поиграть в спокойные игры.

Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать. Следовательно, музыка может быть использована как средство для вовлечения ребенка в общение со взрослым. Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая например, игрушкой, действиями с ней.

Третья часть – прием пищи (20 минут). Главной фигурой и центром внимания для детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за деятельностью взрослых, находящихся в группе.

В ходе формирующего эксперимента воспитатель выбирал одного-двух более уверенных детей и просил помочь их сервировать стол к завтраку (обеду). Дежурные надевали фартуки, мыли руки и только потом раскладывали салфетки, ставили чашки и тарелки. Когда все готово, воспитатель приглашал к столу остальных воспитанников. Но прежде чем сесть за стол, напоминал, что нужно чисто вымыть руки. Дети мыли руки, и завтракали. После еды дежурные помогали с помощью воспитателя убрать со стола грязную посуду. Воспитатель хвалил и благодарил за помощь дежурных детей.


Во время эксперимента (1,5 месяца), каждый день в роли дежурных участвовали разные дети и к концу формирующего эксперимента все дети группы по несколько раз помогали воспитателю. В ходе исследования нами отмечено, что дети получали большое удовольствие от участия в помощи воспитателю и нянечке. По словам родителей, дети дома делились полученными впечатлениями.

Дети раннего возраста в большинстве случаев на этапах адаптации имели проблемы с аппетитом, они неохотно ели, также наблюдались случаи отказа от еды, плач . Поэтому в данном случае, по нашему мнению, также могли помочь игровые методы. Так на этапе формирующего эксперимента воспитатель рассказывал детям такую историю: «Пока мы с вами гуляли, прибежали зайчики и принесли вкусные подарки – капусту и морковку. Где же подарки от зайчат? Да вот они, в щах! И капуста тут, и морковка. А как вкусно пахнут щи. Мы сейчас щи/суп съедим и зайчат поблагодарим».

Четвертая часть. Прогулка, занятия в группе (50 минут).

Раздеваясь или одеваясь на прогулку, можно проводить с детьми игру с куклой - неумейкой. Игрушка-забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, приближает к воспитателю и детям. Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем – самый эффективный метод по отношению к детям младшей группы. Он применяется сначала в присутствии мамы/бабушки, а затем и без них. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения.

На прогулке детям младшего возраста легче ориентироваться в окружающем, легче установить контакт с воспитателем и детьми, так как эти условия напоминают условия домашнего двора. Различные игрушки машины, совочки, лопатки, формочки, мячи, куклы – помогут ребенку провести время весело и заинтересуют его, привлекут внимание, вызовут желание прийти сюда снова, повысить эмоциональный тонус.

На прогулке в ходе эксперимента детям предлагались подвижные игры – такие как игра «Пускание мыльных пузырей» и игра «Жил-был у бабушки козлик», «Карусель» (Приложение Г).

При знакомстве с окружающей средой, организовывали различные игры, например с водой. Так, воспитатель показывал таз с водой, обращал внимание детей на то, что вода чистая, холодная, прозрачная, спрашивал зачем она нужна. Дети трогали воду, бросали различные предметы, отмечая, какие предметы плавают, а какие тонут. Воспитатель пояснял детям, что грязную воду нельзя пить, купаться в ней. Напоминал, что воду надо беречь и не засорять. В конце экспериментов с водой дети играли в корабли, отпускали их в таз, дули, изображая ветер.