Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
- физиологическое состояние детей, поведенческие реакции (послеполуденный сон; аппетит; активность);
- особенности психологического состояния (настроение, наличие тревоги и страха);
- особенности социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Описание критериев и показателей диагностики развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду представлено в таблице 1.
На основании предложенных критериев и показателей определены уровни развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада: низкий, средний, высокий.
Таблица 1 – Критерии и показатели развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду
Критерий | Уровень развития | Показатель |
Физиологическое состояние детей | Высокий (3 балла) | Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, соответствует по длительности возрастным рамках. Аппетит не нарушен, активное бодрствование |
Средний (2 балла) | Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, по длительности в пределах возраста Аппетит нарушен или слабо нарушен. Фиксируются заболевания (острая респираторная инфекция) | |
Низкий (1 балл) | Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; Аппетит снижен, может наблюдаться стойкий отказ от еды Отмечаются простудные заболевания, а также ребенок может повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. | |
Особенности психологического состояния (настроение, наличие тревоги и страха) | Высокий (3 балла) | Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Настроение бодрое или спокойное, заинтересованное |
Средний (2 балла) | Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, иногда наблюдаем утренний плач. Настроение спокойное, иногда подавленное, интерес к окружающему нарушен незначительно | |
Низкий (1 балл) | Отсутствие близких, вызывает тревогу и плач. Постоянное ожидание родных. Настроение безучастное, подавленное, ребенок много и длительно плачет. Либо раздраженное криками Отмечаются признаки невротических реакций. Иногда – истерические реакции; тремор пальчиков. | |
Особенности социального взаимодействия | Высокий (3 балла) | Ребенок относительно легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь воспитателя Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены |
Средний (2 балла) | У ребенка имеются небольшие трудности в умении вступать в общение. Вхождение в общение инициируется воспитателем. Безразлично относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт. Ребенок понимает речь, обращенную к нему, иногда замыкается | |
Низкий (1 балл) | Нет контакта с педагогами и с детьми. Речью не пользуется. Общение только в определенных условиях: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности |
Высокий уровень (8-9 баллов). Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, соответствует по длительности возрастным рамкам. Аппетит не нарушен, активное бодрствование. Настроение бодрое или спокойное, заинтересованное. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Существует потребность в сотрудничестве со взрослыми и детьми. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены. Относительно легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми; активен в общении, умеет слушать и понимать речь воспитателя. Ребёнок не болеет в течение периода исследования.
Средний уровень (5-7 баллов). Ребенок хорошо засыпает, сон не нарушен, по длительности в пределах возраста Аппетит не нарушен или нарушен слабо, активное бодрствование. Фиксируются заболевания (острая респираторная инфекция). Настроение спокойное, иногда подавленное, интерес к окружающему нарушен незначительно. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, иногда наблюдаем утренний плач.
Иногда безразлично относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт. У ребенка имеются небольшие трудности в умении вступать в общение. Вхождение в общение инициируется воспитателем. Ребенок понимает речь, обращенную к нему, иногда замыкается
Низкий уровень (4 балла и ниже). Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижен, может наблюдаться стойкий отказ от еды. Настроение безучастное, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения); либо раздраженное криками и орами. Дети не умеют самостоятельно играть, снижен уровень речевой активности. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик расставании и встрече). Отмечаются признаки невротических реакций: невротическая рвота, функциональные нарушения стула, наличие страха и тревоги. Иногда – стремление спрятаться от взрослых; истерические реакции; тремор подбородка, пальчиков. Наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность. Отмечаются простудные заболевания, а также ребенок может повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Имеются трудности контактирования со взрослыми и сверстниками. Речью не пользуется.
Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии. Ребенок отказывается от участия в деятельности.
Описание диагностики.
В целях выбора диагностического инструментария мы использовали разработки Л. А. Баландиной [15], Л.А. Мингалевой [29], связанные с проблемой адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада. При отборе заданий учитывалась: разработанность материала, обеспечение естественных для диалогической речи условий, соответствие заданий возрастным особенностям, познавательным возможностям и интересам детей раннего дошкольного возраста. Во время проведения методик исследования использовали метод наблюдения за общением дошкольников со сверстниками и педагогом.
Для решения задач на каждом этапе были выделены показатели и определены соответствующие диагностические методики (таблица 2).
Диагностика уровней развития положительного отношения к детскому саду у детей раннего дошкольного возраста включает несколько методик, направленные на выявление уровня физиологического (сон; аппетит; характер бодрствования) и психологического (настроение, эмоциональное состояние) состояния, а также особенности поведенческих реакций и анализа общения/взаимодействия детей раннего школьного возраста со сверстниками и взрослыми.
Таблица 2 – Диагностическая карта констатирующего этапа исследования
Цель | Показатели | Методики |
Выявить уровень адаптации детей в детском саду | послеполуденный сон; аппетит; эмоциональное состояние, социальные контакты | Лист поведенческой и психологической адаптации |
Выявить особенности отношения детей к дошкольному учреждению, ко сверстникам и воспитателям | Активность в контактах с другими, об эмоциональном отношении к посещению детского сада | Анкетирование родителей данных детей |
1. Лист поведенческой и психологической адаптации
Цель: выявить уровень адаптации (физиологического и психологического состояния ) детей в детском саду.
Карта наблюдения представляет собой адаптационный лист, который воспитатель заполняет каждый день на каждого ребенка, оценивая его общее состояние, настроение, самочувствие в группе. Наблюдая за детьми и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод об уровнях адаптации каждого ребенка. Оцениваются физиологическое и психологическое состояние детей, поведенческие реакции, эмоциональное состояние, социальное взаимодействие по следующим шкалам.
В ходе исследования оценивали детей в течение 6 дней. Далее выводилась средняя оценка по показателям и уровню физиологического и психологического состояния каждого ребенка в детском саду
Аппетит ребёнка оценивали по шкале: 4 – очень хороший аппетит, съедает все; 3 – аппетит выборочный, но насыщенный; 2 – ест долго, неохотно; 1 - отказывается от еды, капризничает.
Сон ребёнка оценивали по шкале: 4 – сон спокойный, глубокий, 3 – засыпает не скоро, спит спокойно; 2 – засыпает с плачем, долго; 1 – отсутствие сна, плач.
Эмоциональное состояние и настроение оценивали по шкале: 4– весел. Активен подвижен; 3 – улыбается, настроение хорошее; 2 – иногда задумчив, замкнут; 1 – хныканье, плачет за компанию
Особенности социального взаимодействия оценивали по шкале: 4 – охотно общается; 3 – сдержан, неохотно общается; 2 – невесел, с детьми и со взрослыми не контактирует, даже если вовлечён в игру; 1 – агрессивен. Со взрослыми нет контакта.
После подсчета баллов рассчитывали средний балл и выявляли уровень физиологического и психологического состояния ребенка (по каждому показателю): 4-3 – высокий; 2,6- 3 – средний; 1- 2,5 – низкий. А затем оценивали по общему среднему баллу общий уровень физиологического и психологического состояния ребенка.
2. Анкетирование родителей детей
Цель анкеты – оценить особенности отношения ребенка к детскому саду посредством анализа его поведения в кругу семьи. Вопросы касаются активности в контактах с другими, об эмоциональном отношении к посещению детского сада. Текст анкеты представлен в Приложении А.
Таким образом, нами была составлена программа экспериментальной работы, осуществлён подбор методик констатирующего эксперимента, выделены критерии и показатели уровня развития положительного отношения детей 2-3 лет к детскому саду. Результаты обследования мы проанализировали и сделали выводы об уровне развития положительного отношения детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено наблюдение за детьми в течении 6 дней – март 2019 года, составлены листы адаптации (представленные в Приложении Б). На основании полученных данных и проведенных расчетов были составлены таблица 3 распределения детей по уровням развития физиологического и психологического состояния и сводная таблица 3, наглядно данные представлены на рисунке 1.
Таблица 3 –Распределение детей по уровням развития физиологического и психологического состояния. Констатирующий эксперимент
\показатели уровни дети | Аппетит | Сон | Эмоциональное состояние | Социальное взаимодействие | |||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | ||||
Маша И. | | + | | | + | | | + | | + | | | |||
Аня Ю. | | | + | | | + | | | + | | | + | |||
Кира З. | | | + | | | + | | | + | | | + | |||
Максим Ч | + | | | + | | | + | | | + | | | |||
Коля А | | + | | | + | | | + | | | + | | |||
Алиса Г | + | | | + | | | | + | | | + | | |||
Ира П. | + | | | | + | | | + | | | + | | |||
Юля Д. | | + | | | + | | | | + | | | + | |||
Дима М. | | + | | | + | | | | + | | + | | |||
Сережа Н. | | + | | | + | | | + | | | | + | |||
Итого | 3 | 5 | 2 | 2 | 6 | 2 | 1 | 5 | 4 | 2 | 4 | 4 |