Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), наблюдение, беседа с детьми); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Методологическая основа исследования: дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория деятельностного подхода к изучению педагогических явлений и процессов.
Теоретическую основу исследования составили: исследования в области психологии детей раннего возраста О. О. Гонина, С. Н. Теплюк, по проблемам адаптации детей к ДОУ, А.В. Петровский, Н. М. Аксарина, А.Е. Мишарина, и др., а также методические разработки по организации адаптационного периода таких авторов, как Л.В. Белкина, Н.В. Макарычева, А. Ю. Никитина ,О.В. Перадзе, О.В. Трофимова, Т.М. Волкова, К.Г. В. Пантюхина, Н. Шайхутдинова, А.А. Макарова, И.В. Кантор и др.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении методических материалов, которые представляют практическую ценность для педагогов, работающих в группах детей раннего возраста в дошкольных учреждениях.
Использование положений методологии обусловило уточнение категориального аппарата, научное описание изучаемых педагогических условий, их анализ и экспериментальную проверку.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей раннего возраста положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
В настоящее время в работе дошкольного образовательного учреждения особый акцент уделяется созданию условий для успешной социальной адаптации, социализации и развития детей.
Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, позднее стал употребляться в биологическом аспекте как «приспособление» живых организмов к окружающей среде. В настоящее время понятие «адаптация» используется в связи с определенными периодами развития личности человека и является предметом исследований многих ученых в различных областях науки [30,с.19].
Понятие адаптации в таких науках, как медицина и физиология, означает процесс приспосабливания. В педагогике адаптация – это приспособление к возникающим изменениям (внешним воздействиям, испытываемым ощущениям и пр.) условий существования. То есть под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям [1,с.25].
Н.М. Aскapина [4], одна из первых указала на значимость адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Делая акцент, на необходимости охраны нервной системы ребёнка, бережного, внимательного отношения к нему, в этапы привыкания к детскому саду. Автор определяла адаптацию, как медико-педагогическую проблему, «решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса» [4,с.30]. Н.В. Тюрина в своей статье «Адаптация в современной психологии» рассматривает адаптацию с социально-психологической точки зрения. По её мнению, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. От условий, в которых протекает психологическая деятельность, зависит работа различных систем организма и степень социальной адаптации личности в окружающем мире. Поэтому важно определиться с тем, что мы будем понимать под адаптацией [43,с.83].
Проанализировав педагогические труды Л.В. Белкиной, О.В. Трофимовой, Ивановой Н.В., Е.О. Севостьяновой, Н.М. Аксариной, А.А. Макаровой и других, можно сказать, что адаптация – это процесс приспособления организма к новым социальным условиям, взаимодействие с социальной средой, усвоение норм и правил среды, своей роли в ней.
Для нашего исследования важным являются теоретические положения концепции социального развития А.В. Петровского. Автор связывает феномен адаптации с овладением человеком нового вида деятельности, с изменениями социального окружения, социальной среды, появлением новых социальных ролей. В концепции А. В. Петровского адаптация рассматривается как «особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер его дальнейшего развития» [34,с.55].
А. А. Солнцев в своих исследованиях под социальной адаптацией детей раннего возраста понимает достигнутый возрастной уровень морфологического развития и функционирования, который обеспечивает адекватную реакцию и удовлетворительную адаптацию ребенка при воздействии внешних факторов при отсутствии патологических изменений органов и систем [42,с.83].
Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в различных условиях окружающей среды. Человек способен не только адаптироваться, но и сам оказывать влияние на себя и свою жизнь. В нем происходит соединение ролей – активной и пассивной. Из этого следует, что сам процесс адаптации, предполагает не только воздействие среды на субъект, но и субъекта на среду. Адаптация считается динамичным процессом, который приводит либо к положительным результатам, либо отрицательным (стресс, напряжение).
Психологический механизм адаптации, являясь индивидуальным для каждого человека, определяется его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психофизиологическими особенностями. Адаптационные механизмы и черты личности развиваются параллельно и взаимно обусловлено. Механизм межличностной адаптации, определяется и реализуется в адаптационной стратегии, формирующей и направляющей адаптационную активность личности. Он также связан с комплексом некоторых других внутренних и внешних факторов, в том числе с особенностями деятельности и свойствами адаптогенной среды [7, с. 247].
При поступлении ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение появляется проблема адаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенка ограничены.
Период адаптации – достаточно сильное испытание для ребенка раннего возраста, потому что, вызванные адаптацией стрессовые реакции, могут надолго нарушить эмоциональное состояние ребенка. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», который является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи [1,с.83].
На нервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии его здоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставание с родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызвать страхи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовом состоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от подготовленности ребенка в семье к посещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода, и его дальнейшее развитие [2,с.73].
В образовательном процессе дошкольного учреждения необходимо учитывать все факторы, способствующие успешной адаптации, так как их игнорирование осложняет приспособление организма к новым условиям и новой деятельности. Неизбежность адаптации заключается в том, что возможности человека вступают в противоречие с требованиями среды.
Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ рассматривается как сложный и деятельный процесс, который проходит у каждого ребенка по - разному, в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов [5,с.32].
Рассмотрим факторы, которые необходимы для успешной адаптации ребенка в детском саду.
Факторы, связанные с физическим состоянием ребенка. Здоровый ребенок и физически развитый лучше адаптируется и преодолевает трудности. Соматически слабые, быстро устающие, а так же имеющий плохой аппетит и сон дети, испытывают большие трудности. На здоровье ребенка может влиять множество факторов, таких как протекала беременность и роды, какие болезни были у ребенка в первые месяцы после рождения, как часто болел перед поступлением в детский сад. Все следующие болезни могут неблагоприятно отразиться на иммунитете ребенка, это может затормозить психическое развитие. Если нет правильного режима дня, ребенок не высыпается, это может привести к переутомлению и истощению нервной системы. Эти дети плохо справляются адаптационным периодом, у них
устанавливается стрессовое состояние, и вследствие этого он заболевает [36,с.33].
Продолжительность и стиль приспособления находятся в зависимости от возраста малыша. То, в каком возрасте ребенок приходит в детское учреждение так же влияет на характер адаптации. В исследованиях Н. М. Аксариной отмечается, что «наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети от 9-10 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет. После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет, процесс адаптации проходит легче, по сравнению с детьми более младшего возраста» [4, с. 52].
Данная точка зрения разделяется и Е. О. Севостьяновой, автор рекомендует начинать «посещения детского сада не в эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года» [40, с. 37].
Данный фактор напрямую связан с привязанностью ребенка к родителям и на этой почве возникают невротические формы поведения. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Привязанность у ребенка формируется впервые полгода жизни ребенка и к окончанию года формируется как устойчивая эмоционально – личностная связь с родными ему людьми и в большей степени, с мамой.
Первые полгода это выражается положительными эмоциями, восторгом ребенка при встрече с мамой. После полугода у ребенка появляется тревога и беспокойство, когда мама отлучается. С полугода до полутора лет привязанность к матери выражается более ярко и может получиться так, что чувство тревоги при разлуке может травмировать так, что остается на всю жизнь как страх одиночества [17,с.14]. От того на сколько ярко выражается страх, можно судить о чувствительности ребенка и на основании этого уже решать стоит ли ребенка рано отдавать в детский сад.
В восьмимесячном возрасте появляется страх перед незнакомыми взрослыми, ребенок прижимается к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Это чувство у ребенка длится не долго, примерно до года и двух месяцев. Позже восприятие других людей проходит более спокойно, но ребенок может смущаться при них. Страх и беспокойство, которое ребенок испытывает в период от семи месяцев до года и двух месяцев, может быть предпосылкой следующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Может быть так, что невротическая привязанность ребенка к матери и к родным, вызвана тревожностью близких, не