Файл: Педагогические условия развития у детей 23 лет положительного отношения к детскому саду.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
1.2 Условия развития у детей раннего возраста положительного отношения к детскому саду
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду
отпускающих ребенка от себя ни на шаг, передавая свои страхи ребенку [17,с.19].
Достаточно важный фактор, влияющий на характер адаптации это степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. Во время делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими его людьми. Вместо эмоциональных контактов ребенка с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для ребенка становится не так важна эмоциональная близость партнеров, так как все их внимание сосредоточено на предмете [43,с.55].
Отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и со сверстниками является важной причиной возникающих проблем с адаптацией к дошкольному учреждении. Ребенок, испытывающий трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеет в семье в основном эмоциональные контакты со взрослыми. Взрослые с ним мало играют, либо во время игр не слишком активизируют инициативу, самостоятельность ребенка [5,с.262].
Особенно при вхождении в группу страдают те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка-ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта, весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателями.
Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми, определят характер поведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться ото всех. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро [22, с. 85].
Так, ребенок из большой семьи, умеет беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили погостить у бабушки или брали с собой. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. [8, с. 38].
Отличается поведение детей, родители которых живут узким кругом, отгородившись от всего света. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить детскую болезнь. В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.
У ребенка сильно развита потребность во внимании, физических контактах, ласке. Посторонним людям трудно удовлетворить данную потребность. В саду, где у воспитателя нет возможности уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Сотрудничества со взрослым, необходимого для этого возраста, у него не складывается. Вследствие этого у него нет навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми.
Общение ребенка связано с игрой, трудом, оно воспринимается, как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и редко учат умению общаться. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту [27,с.63].
Психологами выявлена четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Достаточно легко адаптация протекает у малышей, которые могут длительно, разнообразно действовать с игрушками и решать предметные задачи - собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора.
Ребенок, который умеет хорошо играть, легко войдет в контакт с любым взрослым, потому, что он владеет необходимыми для этого средствами. Особенность детей, которые очень трудно привыкают к яслям, это низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Они капризничают, не могут сами найти себе занятия, быстро пресыщаются игрой, постоянно требуют внимания взрослого, если у них что-то не получается [10, с.44].
На характер приспособления оказывает воздействие то, в какой мере изменяются условия существования детей: порядок дня, характерные черты кормления и другие. С целью предотвращения эмоционального стресса от внезапной перемены данных условий, родители заранее рассказывают ребенку о распорядке дня в детском саду, режиме кормления, придерживаются этих условий и дома.
Огромное влияние на адаптацию ребёнка первых трех лет жизни оказывает домашняя среда. В семьеобычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой растёт и развивается. Семья определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности закладываются в семье [24.с.10]
Задолго до поступления в детский сад семья должна подготовить ребенка к условиям общественного воспитания. В таком случае адаптация пройдет быстро и безболезненно. Часто наблюдаются дефекты семейного воспитания, которые затрудняют процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Иногда в семьях практикуется излишняя опека детей раннего возраста, в результате которой малыш не научается самостоятельности. Та же проблема наблюдается и при бездействии родителей, когда они перекладывают процесс воспитания на детский сад [12, с.60]. Таким образом, мы видим значительную роль профилактической работы семьи в успешной адаптации ребенка.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период легкой адаптации продолжается одну - две недели. Рассматривая проблему адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, Л. В. Макшанцева отмечает, что «у немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения, взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает» [27, с. 62].
У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен.
Адаптация средней формы (у многих ребят) характеризуется наиболее значительными и продолжительными (до двух месяцев) изменениями в поведении, возможно заметное ухудшение общего самочувствия, появляются легкие (продолжительностью около недели, без осложнений) болезни. [10, с.55]
Сон и аппетит нормализуются через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза [7, с.148].
При тяжелой форме адаптации приспособление ребенка протекает продолжительно (до полугода) и трудно. В таком случае перемена образа жизни нередко в целом приводит к изменениям психоэмоционального состояния малыша, что проявляется в волнении, напряженности, тревоге либо заторможенности; дошкольник отказывается от приема пищи (потому что у него может быть тошнота), во время отдыха не способен уснуть, хнычет; зачастую и долго болеет (с осложнениями). В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в поведении, близкие с состоянием нервного срыва. В заключительном случае можно решительно сказать о феномене дезадаптации детей к условиям этого микросоциума [34,с.78].
Состояние тяжелой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Умение распознавать начало этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя – важнейшая задача взрослых, жить в ладу с самим собой и окружающими. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.
Практический опыт Л. В. Макшанцевой и др. исследователей демонстрирует, что тяжелая адаптация малыша к требованиям дошкольных учреждений чаще всего вызвана: недостатком в семье режима, схожего с режимом детского сада; присутствием у детей специфических повадок; неспособностью занять себя игрушками; недостатком простых навыков культуры и гигиены; недостатком умения контактировать с малознакомыми людьми [27, с. 65].
По истечении определённого времени (индивидуально для каждого) адаптационный период завершается. Первые позитивные сдвиги можно выделить в сфере стабилизации эмоций. Дошкольник стремительно утихает, распрощавшись с матерью, реже плачет на протяжении дня.
Затем у малыша пробуждается аппетит, он принимает помощь старшего в период обеда.
По истечении определённого времени он перестает плакать при разлуке с отцом и матерью, правильно отвечает на просьбы взрослого. У него возникают позитивные перемены в поведении: пытается обслуживать сам себя, способен начать игру. Это говорит об окончании адаптации. Наиболее заключительным и существенным признаком завершения адаптационного этапа является безмятежный сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
Итак, адаптация, это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптация содержит в себе большое число персональных реакций детей раннего возраста, которые находятся в зависимости от психологических, физических и индивидуальных отличительных черт детей, от сформировавшихся семейных взаимоотношений, от состояния самочувствия малыша.
Достаточно важный фактор, влияющий на характер адаптации это степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. Во время делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими его людьми. Вместо эмоциональных контактов ребенка с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для ребенка становится не так важна эмоциональная близость партнеров, так как все их внимание сосредоточено на предмете [43,с.55].
Отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и со сверстниками является важной причиной возникающих проблем с адаптацией к дошкольному учреждении. Ребенок, испытывающий трудности в привыкании к детскому саду, чаще всего имеет в семье в основном эмоциональные контакты со взрослыми. Взрослые с ним мало играют, либо во время игр не слишком активизируют инициативу, самостоятельность ребенка [5,с.262].
Особенно при вхождении в группу страдают те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка-ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта, весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателями.
Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми, определят характер поведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться ото всех. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро [22, с. 85].
Так, ребенок из большой семьи, умеет беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили погостить у бабушки или брали с собой. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. [8, с. 38].
Отличается поведение детей, родители которых живут узким кругом, отгородившись от всего света. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить детскую болезнь. В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза.
У ребенка сильно развита потребность во внимании, физических контактах, ласке. Посторонним людям трудно удовлетворить данную потребность. В саду, где у воспитателя нет возможности уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Сотрудничества со взрослым, необходимого для этого возраста, у него не складывается. Вследствие этого у него нет навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми.
Общение ребенка связано с игрой, трудом, оно воспринимается, как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и редко учат умению общаться. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту [27,с.63].
Психологами выявлена четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Достаточно легко адаптация протекает у малышей, которые могут длительно, разнообразно действовать с игрушками и решать предметные задачи - собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора.
Ребенок, который умеет хорошо играть, легко войдет в контакт с любым взрослым, потому, что он владеет необходимыми для этого средствами. Особенность детей, которые очень трудно привыкают к яслям, это низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Они капризничают, не могут сами найти себе занятия, быстро пресыщаются игрой, постоянно требуют внимания взрослого, если у них что-то не получается [10, с.44].
На характер приспособления оказывает воздействие то, в какой мере изменяются условия существования детей: порядок дня, характерные черты кормления и другие. С целью предотвращения эмоционального стресса от внезапной перемены данных условий, родители заранее рассказывают ребенку о распорядке дня в детском саду, режиме кормления, придерживаются этих условий и дома.
Огромное влияние на адаптацию ребёнка первых трех лет жизни оказывает домашняя среда. В семьеобычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой растёт и развивается. Семья определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности закладываются в семье [24.с.10]
Задолго до поступления в детский сад семья должна подготовить ребенка к условиям общественного воспитания. В таком случае адаптация пройдет быстро и безболезненно. Часто наблюдаются дефекты семейного воспитания, которые затрудняют процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Иногда в семьях практикуется излишняя опека детей раннего возраста, в результате которой малыш не научается самостоятельности. Та же проблема наблюдается и при бездействии родителей, когда они перекладывают процесс воспитания на детский сад [12, с.60]. Таким образом, мы видим значительную роль профилактической работы семьи в успешной адаптации ребенка.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период легкой адаптации продолжается одну - две недели. Рассматривая проблему адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, Л. В. Макшанцева отмечает, что «у немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения, взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает» [27, с. 62].
У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен.
Адаптация средней формы (у многих ребят) характеризуется наиболее значительными и продолжительными (до двух месяцев) изменениями в поведении, возможно заметное ухудшение общего самочувствия, появляются легкие (продолжительностью около недели, без осложнений) болезни. [10, с.55]
Сон и аппетит нормализуются через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза [7, с.148].
При тяжелой форме адаптации приспособление ребенка протекает продолжительно (до полугода) и трудно. В таком случае перемена образа жизни нередко в целом приводит к изменениям психоэмоционального состояния малыша, что проявляется в волнении, напряженности, тревоге либо заторможенности; дошкольник отказывается от приема пищи (потому что у него может быть тошнота), во время отдыха не способен уснуть, хнычет; зачастую и долго болеет (с осложнениями). В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в поведении, близкие с состоянием нервного срыва. В заключительном случае можно решительно сказать о феномене дезадаптации детей к условиям этого микросоциума [34,с.78].
Состояние тяжелой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Умение распознавать начало этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя – важнейшая задача взрослых, жить в ладу с самим собой и окружающими. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.
Практический опыт Л. В. Макшанцевой и др. исследователей демонстрирует, что тяжелая адаптация малыша к требованиям дошкольных учреждений чаще всего вызвана: недостатком в семье режима, схожего с режимом детского сада; присутствием у детей специфических повадок; неспособностью занять себя игрушками; недостатком простых навыков культуры и гигиены; недостатком умения контактировать с малознакомыми людьми [27, с. 65].
По истечении определённого времени (индивидуально для каждого) адаптационный период завершается. Первые позитивные сдвиги можно выделить в сфере стабилизации эмоций. Дошкольник стремительно утихает, распрощавшись с матерью, реже плачет на протяжении дня.
Затем у малыша пробуждается аппетит, он принимает помощь старшего в период обеда.
По истечении определённого времени он перестает плакать при разлуке с отцом и матерью, правильно отвечает на просьбы взрослого. У него возникают позитивные перемены в поведении: пытается обслуживать сам себя, способен начать игру. Это говорит об окончании адаптации. Наиболее заключительным и существенным признаком завершения адаптационного этапа является безмятежный сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
Итак, адаптация, это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптация содержит в себе большое число персональных реакций детей раннего возраста, которые находятся в зависимости от психологических, физических и индивидуальных отличительных черт детей, от сформировавшихся семейных взаимоотношений, от состояния самочувствия малыша.