Файл: Тике в школе Организация элективного курса по математике для изучения приложений производной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Актуализация элективных курсов заключается в том, что они помогают учащимся осознанно выбрать профиль обучения, то есть совершить профессиональное первичное самоопределение. От этого зависят и успешное обучение в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования.

Элективные курсы позволяют решить еще одну проблему. Она заключается в том, что иногда количество школьников, желающих продолжить свое образование в профильных классах некоторых школ, превышает имеющееся в них количество мест. В результате отбор учеников в такие классы происходит на конкурсной основе. Это вызывает потребность в осуществлении специальной подготовки школьников к поступлению в классы соответствующего профиля. Часто ученик не может самостоятельно справиться с такой работой. Поэтому именно предпрофильный элективный курс должен в определенной мере подготовить ученика к поступлению в профильный класс [11].

Элективные курсы могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне её. Одним из основных моментов в обучении с помощью элективных курсов является самообразование. Это выражается в том, что школьник ответственно подходит к подготовке, так как самостоятельно выбрал данный предмет, и он его действительно интересует. Необходимо также сказать, что ученики, изучающие определенный предмет в малой группе учащихся, всегда могут попросить учителя уделить больше внимание той теме, в которой у них возникли наибольшие трудности.

Перечислим требования к занятиям:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников [15].

4. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных нагрузок для школьников (отсутствие или необязательность домашних заданий), предполагает широкое использование активных методов обучения.

5. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.

6. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов
; между частными и общими знаниями прослеживаются связи [24].

7. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.).

8. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школ.

10. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

В процессе анализа методической литературы, предназначенной для учащихся высших учебных заведений педагогического направления, было выявлено, что встречается несколько типологий элективных курсов. Рассмотрим их.

Разновидности элективных курсов по связи с учебными предметами подробно представлены на рисунке 1 [26].



Рисунок 1. Классификация элективных учебных курсов

Также элективные курсы можно классифицировать, исходя из их задач, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Вид

Задачи

Описание

1

Пробный

Создать условия для того, чтобы ученик убедился в верном выборе направления или же отказался от него.

Ученики знакомятся с возможными профессиями и специальностями в соответствующей области.

2

Ориентационный

Помочь ученикам обнаружить в себе склонность к той или иной науке и, исходя из этого, выбрать предметные элективные курсы.

Коллективное обучение и более пристальный взгляд на профессию.

3

Общекультурный

Расширить кругозор учеников, в том числе в областях, которые не затрагиваются обязательной школьной программой.

Восполняются пробелы в знаниях, повышается общая эрудиция.

4

Углубляющий

Подробное изучение выбранной дисциплины.

Разбор дополнительного материала по тому или иному предмету.



По содержанию среди элективных курсов по математике можно выделить:

  1. Элективные курсы продвинутого уровня, которые направлены на более детальное изучение математики;

  2. Элективные спецкурсы повышенного уровня, которые направлены на детальное изучение некоторых тем основного курса математики, которые входят в обязательную программу изучения;

  3. Элективные спецкурсы повышенного уровня, которые направлены на углубленное изучение отдельных тем основного курса математики, которые не входят в обязательную программу изучения;

  4. Прикладные элективные курсы, которые направлены на знакомство обучающихся с важными способами и методами применения знаний и умений по математике на практике;

  5. Элективные курсы, которые посвящены изучению методов и способов решения различных математических задач (уравнений, неравенств и другое) [32].

Рассмотрим основные функции элективных курсов, они представлены на рисунке 2 [26].



Рисунок 2. Функции элективных курсов

Таким образом, из приведённых типологий элективных курсов можно сделать вывод о том, что существуют элективные курсы:

– помогающие глубоко изучить предмет, входящий в базовый учебный план;

– помогающие показать межпредметные связи изучаемых предметов;

– помогающие изучить предметы, которые выходят за рамки школьной программы.

Одни курсы ориентированы на изучение путей и методов применения теоретических знаний на практике, другие предназначены для изучения методов решения математических задач. Но все рассмотренные нами виды элективных курсов удовлетворяют потребностям и интересам обучающихся.


1.2. Роль и место элективных курсов по математике в учебном процессе



Проанализируем роль элективных курсов по математике в учебном процессе. Такой элективный курс не должен дублировать базовый курс математики основной школы. Его главная задача – вывод содержания базового курса на качественно новый уровень [18].

Элективные математические курсы призваны развивать содержание базового курса математики, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по математике. Они также способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности ученика и поддерживают изучение основных профильных предметов на заданном государственным образовательным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики [11].

Логические упражнения позволяют ученикам глубже освоить математические отношения и их свойства, а овладение логическими умениями позволит им применять логические приёмы при решении задач.

Такие курсы способствуют:

1) развитию учащихся;

2) приобщению их к интеллектуальному опыту;

3) повышению уровня конкретно-предметной подготовки;

4) предоставлению возможностей для освоения дополнительных компетенций в области математики;

5) подготовке школьников к дальнейшему образованию и самообразованию [30].

Поэтому, важнейшими задачами дополнительного математического образования являются:

  1. Вооружение учащихся общими приемами мышления;

  2. Овладение навыками пространственного воображения;

  3. Развитие способности понимать смысл поставленной задачи;

  4. Умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления [34].

Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны — развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно дополнительное математическое образование школьников предоставляет благоприятные возможности для решения этих задач.


Дополнительное математическое образование школьников тесно связано с внеклассной и внешкольной работой, вместе они входят в состав непрерывного математического образования.

Элективные курсы усиливают интерес детей к математике не только как к предмету школьной программы, но и как к науке. Посещая занятия элективных курсов, ученики: знакомятся с различными методами решения задач; овладевают полезными умениями, навыками и приемами.

При организации занятий важно широко использовать групповую и парную работу, привлекая учащихся к открытию «новых способов решения задач курса», что позволяет значительно активизировать самостоятельную работу школьников и их учебно-познавательную деятельность. В результате этого у учащихся формируется более высокий уровень математической подготовки, развиваются умения анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы [15].

По отношению к школьному учителю элективный курс выполняет стимулирующую функцию. Посредством повсеместного введения элективных курсов в учебный план школы учителя поставлены перед необходимостью осваивать современные образовательные технологии, потому иного пути для проектирования и проведения элективных курсов нет.

Таким образом, можно сделать вывод, что элективные курсы дают возможность поддержать изучение математики, являющейся профильным предметом, на выбранном профильном уровне, а также используются для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий по математике для учеников.

Выводы по главе 1


Подытожив вышесказанное, можно отметить, что сама сущность элективных занятий заключается в проведении дополнительных курсов для восполнения пробелов в знаниях учеников по общеобразовательным предметам; более полного представления о базовых науках; ознакомления с азами будущей профессии. Помимо этого, на данных курсах ученики также совершенствуют коммуникативные навыки, учатся доступно и грамотно излагать мысли, развивают аналитическое мышление.

Говоря об элективных курсах по математике