Файл: Психокоррекционная программа по снижению тревожности у молодой девушки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели и задачи супервизии
На сегодняшний день супервизию с успехом применяют во всех областях психологической помощи и главными ее целями являются:
-
повышение качества психотерапевтических услуг; -
приумножение теоретических и практических знаний; -
выявление индивидуального стиля консультирования; -
оттачивание профессиональных навыков психологов.
Эта уникальная методика дает возможность приобретения не просто опыта, а, насколько возможно в принципе, объективного опыта.
Повышая свой профессионализм при помощи супервизии психологи:
-
лучше понимают своих клиентов; -
могут дать беспристрастную оценку эффективности выбранных терапевтических методов и силе их влияния на психику пациентов; -
способны оптимально использовать все свои возможности.
Основная задача супервизии исходит из главной цели психологии – максимально помочь клиенту, не навредив ни ему, ни себе, поэтому супервизия всегда осуществляется параллельно психотерапии. Обсуждение случаев из реальной практики с более зрелым коллегой имеет еще несколько ощутимых плюсов – возможность абстрагироваться от субъективных убеждений и переживаний, научиться принимать помощь и признавать свои ошибки.
Супервизия может различаться по форме проведения, то есть быть:
-
очной, предполагающей непосредственное присутствие и комментарии наставника на беседе супервизируемого психолога с пациентом; -
заочной, когда супервизор встречается с подопечным по договоренности и консультирует его по конкретному случаю, предоставляя для анализа аудио-, видео-, текстовые материалы; -
очно-заочной, при которой куратор с группой коллег посещают консультацию (чаще всего, при проведении семейной психотерапии) психолога, следят за его работой через специальное зеркальное приспособление, а по окончании процесса предоставляют свое заключение и рекомендации. В любой сложный момент психолог может попросить экстренной помощи у супервизионной группы, например, по телефону
Супервизия бывает первого (базового) и второго (сертифицированного) уровня. В первом случае куратор помогает начинающему специалисту повысить уровень знаний и выяснить свои слабые места, а во втором – провести анализ, разобрать ошибки и устранить их в дальнейшей работе.
По формату процесс тоже отличается и может происходить в виде индивидуальной
или групповой консультации.
При индивидуальной форме супервизор работает с одним специалистом, обсуждая единичный клиентский случай. Психолог рассказывает, с чем именно возникли сложности, а наставник (при помощи наводящих вопросов) дает свои комментарии и предлагает найти решение проблемы. Такой способ помогает консультанту посмотреть на себя и своего клиента со стороны и выстроить действительно эффективную рабочую стратегию. Есть индивидуальный вариант работы с двумя ролями, когда общаются два равных коллеги.
Групповая форма супервизии – это длительный процесс, в котором могут участвовать 5-10 психологов одновременно. Один из коллег формирует запрос, который и рассматривает вся группа. Психологи и присутствующий супервизор активно обмениваются мнениями и профессиональными знаниями, анализируют опыт каждого присутствующего, обсуждают возможные решения. Чаще всего, за один такой сеанс супервизии участники успевают подробно разобрать лишь один случай. Групповая форма очень полезна начинающим психологам, так как есть большая вероятность на первых этапах работы выяснить свои ошибки. Более опытным специалистам такой формат помогает обогатить свои знания новыми техниками, улучшить свое развитие в профессии, приобрести нужные навыки. Еще один вариант групповой формы, который подходит психологам-профессионалам – интервизорские группы, где общаются равные коллеги, которые проводят супервизию друг другу.
Заочная форма супервизии
Принципы её работы заключаются в удаленном решении проблем, без тесного контакта с другим профессионалом. Заочная форма супервизии может проходить как в индивидуальном сеансе, так и в групповом. Специалист собирает материалы своей психотерапевтической работы и предоставляет их супервизору для проведения анализа его деятельности и выявления недочетов в работе. Сам котерапевт не принимает участия в рабочей деятельности своего подопечного и не проводит исследования его пациентов. Это делает эту форму самой оптимальной для долгосрочного сотрудничества со специалистом. Также анализ доклада психотерапевта может разбираться в присутствии других его коллег, что помогает получить больше опыта в работе, но не навредить эмоциональному состоянию пациента, исследуя его ситуацию дистанционно.
1.3 Выводы по 1 главе
Мы в вкратце рассмотрели работы зарубежных и отечественных исследователей, Причины возникновения, виды и особенности проявления тревожности, а так же возрастные особенности проявления тревожности, из чего можно выделить, что на тревожность человека влияет множество внешних и внутренних факторов, но важнейшее значение имеет воспитание и раннее развитие.
Для каждого человека важно воспитание в раннем возрасте, когда закладываются главные черты характера человека, его восприятие мира. Этот период определяет, будет ли человек эмоционально неустойчивым, или наоборот уверенным в себе и целеустремленным.
Психологическая коррекция является одним из важнейших направлений практической деятельности психолога. Она представляет собой деятельность, которая направлена на исправление тех особенностей развития человека, не соответствующих оптимальной модели. Кроме того, психологическая коррекция дает возможность сформировать у человека качества, необходимые для повышения его социализации и адаптации к меняющимся условиям жизни и деятельности.
Психологическая коррекция осуществляется с помощью различных средств воздействия, с использованием различных методов и техник. Все это в существенной степени зависит от целей и задач психологической коррекции, постановка которых является важнейшим процессом.
Не менее важны также и принципы, на основании которых должен строиться психокоррекционный процесс. Учет важнейших принципов дает возможность правильного осуществления психологической коррекции и способствует повышению ее эффективности. Именно этим обусловлена актуальность рассматриваемой проблемы на сегодняшний день
Глава 2. Анализ консультации и обоснование психокоррекционных воздействий
2.1 Анализ консультации № 1. Таблица
Анамнез клиента: Девушка 22 года, не замужем, живёт на данный период с папой, есть молодой человек, свой бренд. Её мама погибла от рака, когда ей было 7 лет. Обратилась с проблемой сильной тревожности, сказала, что раньше такого не было.
№ п/п | Показатель | Результат |
1. | Первичный запрос клиента | Клиент перманента испытывает тревогу настолько сильно, что отражается на теле |
2. | Уточнение запроса | “Очень много я на себя навалила ответственности и страшно не справиться” |
3. | Формирование цели текущей консультации | -Узнать все источники тревоги на данный период жизни -Уменьшить уровень тревожности |
4. | Маркер эффективности консультации | “Я буду чувствовать себя спокойно, не такой тревожной” |
5. | Генеральная гипотеза | -Тревога возникла из-за чувства небезопасности, потому что мама погибла, а с папой напряженные отношения. Слияние с бабушкой -Потребность в одобрении папы. -Проблемы в детско-родительских отношениях -Много ответственности, нехватка времени |
6. | Рабочие гипотезы | Пока в детство не пошли с клиентом, так-как она не готова была. Но из того, что есть: мы упорядочили действия в связи с брендом. Основной причиной тревоги клиент высказал насчет работы, своего бренда |
7. | Проблемное поле клиента | -отсутствие близости и поддержки от родных -потребность в их одобрении со стороны папы -избегание уехать от родителя |
8. | Психологическое состояние клиента | На момент консультации было очень тревожное, у девушки был из разговора хаос в голове , она не понимала за что хвататься. Не обращала внимание на то, что сейчас очень мало место и людей, где ей безопасно и спокойно. |
9. | Эффективность проведенной консультации | Клиент в итоге ушёл в хорошем настроении, сказала, что всё по полочкам разложила и стали понятны источники тревоги. Спустя 2 дня отправила голосовое, что у неё очень много энергии, что достала всё, что откладывала и начала делать. |
10. | Примененные методики в работе | Техника шкалирования Беседа Активное слушание Открытые вопросы Сонастройка с клиентом |
11. | Переносы и контрпереносы | Не словила на себе ничего, так-как все темы выносила уже в терапию, они меня не задевают. |
В ходе работы с клиентом удалось снизить уровень тревожности и со слов клиента “разложить всё по полочкам”, выяснили основные источники тревожного состояния.
Поработали в технике “Шкалирования” из Краткосрочной позитивной психотерапии, чтобы уменьшить уровень тревоги, связанный с работой, так-как у клиента было неполное понимание что делать дальше.
В ходе консультации выяснилось, что тревожное состояние добавляют также детско-родительские отношения, но в эту сторону пойдём на следующей консультации.
Также клиент после консультации выделила 5 пунктов, что было важного за время консультации.
2.2 Анализ консультации №2. Таблица
Анамнез клиента: Девушка 22 года, не замужем, живёт на данный период с папой, есть молодой человек, свой бренд, обучение в университете. Её мама погибла от рака, когда ей было 7 лет. Обратилась с проблемой сильной тревожности, сказала, что раньше такого не было.
В ходе данной беседы клиент опять затронула тему требующего отца, то, что не хватает на всё времени, она разрывается и переживает, что ничего не успеет.
№ п/п | Показатель | Результат |
1. | Первичный запрос клиента | Избавиться от тревоги за то, что “ничего не успевает”, чувство вины, что не делает |
2. | Уточнение запроса | -Изменить отношение к папе -Избавиться от тревоги -Найти ресурсное состояние и энергию, которой не хватает для дел |
3. | Формирование цели текущей консультации | -Узнать все источники ресурса -Уменьшить уровень тревожности и найти способ уменьшит тревогу -Изменить отношение к отцу |
4. | Маркер эффективности консультации | “Я буду чувствовать себя работоспособной и буду много успевать, не такой тревожной” |
5. | Генеральная гипотеза | -Тревога возникла из-за чувства небезопасности, потому что мама погибла, а с папой напряженные отношения. -Потребность в одобрении папы. -Проблемы в детско-родительских отношениях -Много ответственности, нехватка времени |
6. | Рабочие гипотезы | Пока в детство не пошли с клиентом, так-как она не готова была. Но из того, что есть: мы упорядочили действия в связи с брендом. Основной причиной тревоги клиент высказал насчет работы, своего бренда |
7. | Проблемное поле клиента | -отсутствие близости и поддержки от родных -потребность в их одобрении со стороны папы -избегание уехать от родителя -тревога и отсутствие ресурса на работу и дела |
8. | Психологическое состояние клиента | На момент консультации было очень тревожное, у девушки был из разговора хаос в голове , она не понимала за что хвататься. Не обращала внимание на то, что сейчас очень мало место и людей, где ей безопасно и спокойно. на 3-й консультации даже заплакала (хотя говорила, что никогда не плачет) |
9. | Эффективность проведенной консультации | Клиент в итоге ушел в удовлетворительном настроении, сказала “нужно начать отдыхать и поменьше себя нагружать, что все могу успевать, просто нужно не так много на себя брать, потому что чем больше беру, тем больше не успеваю, чем больше тебя загоняю” |
10. | Примененные методики в работе | МАК Беседа Активное слушание Открытые вопросы Сонастройка с клиентом Монодрама |
11. | Переносы и контрпереносы | Контрперенос словила на 2-й, так-как сама часто много дел на себя накладываю, а потом паниковала, но уже сходила с этим к психологу и вроде решили вопрос. Перенос клиента, что она бы хотела совета как у подруги или мамы, которая погибла, когда ей было 7. |
В прошлый раз мы выделили 5 причин тревоги и мне было интересно с какой темой придёт клиент.
Ехала на консультацию с бодрым настроением. Словила контрперенос, так-как тема “взвалить на меня много дел и потом тревожиться, что ничего не успеваю”-знакома самой.
Почувствовала, что болит голова и стала тяжёлой, пойду разбирать это с психологом. Очень интересно, что словила эта. С консультации ушла с тяжёлой головой. Дала ДЗ “Метод незаконченных предложений”, чтобы понять истинную причину тревоги, потому что клиент пока сопротивляется идти в обиды на папу, хотя открыто сказала, что папа говорил “Ты должна заслужить…”
Результатом консультации не очень довольна, потому что попыталась всё впихнуть и много говорила. В следующую консультацию буду делать иначе.
После третьей консультации вышла лёгкая, но с тревогой небольшой, потому что переживала за клиента, потом после того, как она сказала, что легче стало, успокоилась и отпустила, понимаю, что надо отпускать вне зависимости от того, что чувствует клиент.
2.3 Рефлексия психолога на проведенные консультации
За неделю до консультации было очень тревожно и ловила себя на мысли “а смогу ли я помочь”, было страшно, что что-то клиент расскажет, а у меня техники не будет.
Потом я убрала мысли и помощи и решила расслабиться, нашла кабинет.
В день консультации на своё удивление была очень довольна, когда увидела клиента, стало спокойнее даже, она мне показалась приятной девушкой.
Когда началась консультация было очень тревожно рассказывать именно о правилах и как будет происходить, даже голос дрожал и как-будто не хватало дыхания.
Спустя 5 минут, когда мы сели в открытые позы и клиент рассказала, что ее беспокоит, я быстро успокоилась и как-будто мы были давно знакомы, мне было приятно очень работать, я понимала, что мы должны выяснить источники тревоги, чтобы дальше с ними работать.
Когда я увидела, что клиент стал закрываться и чувствовать себя некомфортно в разговоре о папе и бабушке, то я спросила “хочет ли она сегодня продолжить?” и клиент ответила нет.
Так-как клиент рассказала, что 90% стресса связано с работой и брендом, то я очень спокойна, даже почувствовала подъем , предложила технику, ориентированную на решение- Шкалирования.
За 15 минут до окончания сессии сказала, что нам надо завершаться, и мы стали подводить итоги консультации. Я почувствовала внутри радость, когда клиент перечислил несколько пунктов, что она осознала и какой шаг уже предпримет.