Файл: 1. Конструктивные особенности лопаток турбины 5 Материалы, применяемые при изготовлении лопаток турбины 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ Введение 31.Конструктивные особенности лопаток турбины 52.Материалы, применяемые при изготовлении лопаток турбины 93.Причины повреждения лопаток турбины 134.Существующие методы ремонта лопаток 174.1.Восстановительная термообработка 174.2.Диффузионная пайка 204.3.Дуговые технологии ремонта лопаток 214.4.Плазменные технологии ремонта 244.5.Электронно-лучевые технологии ремонта лопаток 254.6. Лазерные технологии ремонта лопаток 27Выводы 50Список использованной литературы 53 Введение Газотурбинные двигатели (ГТД) нашли широкое применение в различных отраслях промышленности, среди которых энергетическая, авиационная и др. [1]. Ежегодный спрос на ГТД составляет более 1200 штук. Основным потребителем ГТД является энергетика, где они используется в качестве приводов электрогенераторов электростанций различных типов, обеспечивающих конечных потребителей электричеством и теплом. Объём продаж ГТД в данной отрасли неуклонно растёт и если в 2014 году он составлял 22,7 млрд. дол. США или 1280 ГТД, то по прогнозам к 2021 году будет составлять около 27 млрд. дол. США, что составляет около 1500 ГТД.Другой отраслью промышленности, в которой также в огромном количестве используются ГТД, является авиастроение. Так в 2011 году объём мирового рынка продаж ГТД в авиастроении с оставлял 60,1 млрд. дол. США и по прогнозным оценкам должен вырасти к 2025 году в 1,7 раз и составить 100,8 млрд. дол США [2]. Согласно прогнозам ОАО «НПО «Сатурн» объём продаж ГТД в авиации за период с 2014 года по 2028 год составит около 1440,1 млрд. дол. США при ежегодном росте рынка на 1,4% [3].Надежность газотурбинных двигателей в значительной степени зависит от надежности рабочих лопаток (РЛ) турбины, поскольку они являются наиболее нагруженными деталями. РЛ подвергаются действию статических, динамических и циклических нагрузок; испытывают термические напряжения; работают в условиях агрессивной газовой среды при высокой температуре [4], [5]. РЛ имеют установленный разработчиком ресурс работы (

Конструктивные особенности лопаток турбины

Материалы, применяемые при изготовлении лопаток турбины

Причины повреждения лопаток турбины

Существующие методы ремонта лопаток

Диффузионная пайка

Плазменные технологии ремонта

4.6. Лазерные технологии ремонта лопаток

Выводы

Список использованной литературы

проблем авторы, используя систему контроля, поддерживали постоянной температуру ванны расплава, изменяя мощность лазерного излучения, рисунок 1.22.


ИК-температурный и

лазерный сигналы, В




Наплавленная тонкая

стенка
Рисунок 1.22. Восстановление гребешка бандажной полки лопатки с использованием контроля температуры ванны расплава: а – результаты измерения температуры ванны расплава в ИК-диапазоне при переменном сигнале ПИД-регулятора источнику лазерного излучения; б – геометрия наплавленных слоёв; в – поперечный макрошлиф наплавленных слоёв [57].
Таким образом, использование системы контроля температуры ванны расплава при лазерной наплавке обеспечило высокую геометрическую точность и технологическую прочность наплавленных слоёв с мелкозернистой структурой и равномерным распределением твёрдости.

Другим перспективным путем развития технологии ремонта лопаток ГТД является разработка автоматизированных комплексов, объединяющих в себе системы контроля (лазерные радары, лазерные треккеры или контактно- измерительные датчики), механообработки (как предварительной, так и последующей) и лазерной наплавки, либо некоторые из этих систем [1].

Один из таких комплексов был реализован в проекте Reclaim, выполняемом консорциумом английских компаний: Renishaw, Electrox, TWI, Precision Engineering Technologies, Cummins Turbo Technologies, Airfoils Technology International и университетом Де Монфор. Программное обеспечение разрабатывалось компанией Delcam [1].

Данный комплекс оснащён системами контроля геометрии обрабатываемого изделия, механической обработки и лазерной наплавки, обеспечивающими полный цикл обработки лопатки. Цикл восстановления лопатки состоит из нескольких этапов [58]:


1) система контроля на базе 5-и осевого координатного станка с использованием контактного измерительного метода сканирует повреждённую лопатку со скоростью перемещения контактного датчика 300 мм/мин и скоростью сканирования 1000 точек/сек с точностью измерения 10 мкм (рисунок 1.22а);

2) полученная в программном обеспечении (ПО) Power Inspect трёхмерная модель лопатки передаётся в ПО Power Shape для её сравнения с исходной моделью;

3) результаты сравнения передаются в ПО Power Mill для разработки технологии механической обработки дефектной поверхности лопатки;

3) после механической обработки осуществляется процесс восстановления поверхности лопатки с использованием технологии лазерной наплавки (рисунок 1.23 б);

4) после восстановления лопатка подвергается окончательной механической обработке (рисунок 1.23 в).

Использование данного комплекса позволяет сэкономить время и средства, устранив транспортировку изделия в процессе её ремонта.


а

б

в

Рисунок 1.23. Технологические операции, выполняемые в процессе ремонта лопатки на комплексе Reclaim: а контроль геометрии лопатки; б

лопатка после лазерной наплавки; в – процесс окончательной

механической обработки лопатки


Также необходимо упомянуть об автоматизированном лазерном комплексе LaserTec 65 3D фирмы DMG Mori [59], объединяющем в себе системы лазерной наплавки, механической обработки и системы контроля геометрии изделия. Данный комплекс по своим техническим параметрам и технологическим возможностям вполне может быть использован при ремонте лопаток.

В результате ремонта лопаток с использованием данного комплекса были получены наплавленные валики

удовлетворительного качества: с хорошим сплавлением и незначительным количеством пор, рисунок 1.24.




а

б

Рисунок 1.24. Поперечный (а) и продольный (б) микрошлифы

наплавленных в процессе восстановления лопатки валиков [59].



Схожий по техническим характеристикам комплекс изготовлен сотрудниками института Fraunhofer и описан в рекламном буклете [60]. Комплекс предназначен для восстановления лопаток ГТД, изготовленных из никелевых сплавов. В комплексе автоматизирован процесс подбора параметров режима лазерной наплавки с учётом геометрии лопатки [1].



Выводы



На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы:

1. Для обеспечения высокого КПД турбины большое значение имеет предотвращение утечек через радиальный зазор между рабочими лопатками и статором. С целью уменьшения перетекания газов на рабочих лопатках применяют бандажные полки с гребешками лабиринтного уплотнения. Износ лопаток и изменение её формы и геометрических размеров приводит к снижению эффективности турбины.

2. РЛ турбин в процессе эксплуатации подвергаются действию статических, динамических и циклических нагрузок, испытывают циклические, термические напряжения, работают в условиях агрессивной газовой среды при высокой температуре, подвергаются механическому износу. Под воздействием перечисленных факторов происходит разрушение тела лопаток. С экономической точки зрения ремонт изношенных лопаток имеет большую целесообразность по сравнению с полной заменой.

3. Рабочие лопатки из жаропрочных никелевых сплавов изготавливаются как методами пластической деформации, так и методами литья, в том числе с направленной дендритной и монокристаллической структурой. Литейные технологии ЖНС позволяют получать лопатки с большей жаропрочностью. Однако с повышением жаропрочности сплава, усложняется его химический состав и, одновременно, снижается свариваемость. В зависимости от сплава и особенностей сварного соединения для ЖНС характерны как горячие, так и холодные трещины. Получение бездефектной микро- и макроструктуры ЖНС при сварке/наплавке является сложной задачей, требующей как научного подхода к пониманию физических процессов, протекающих в изделии в процессе обработки, так и технологических приёмов, реализующих благоприятное протекание этих процессов.

4. Существующие методы восстановления работоспособности турбинных лопаток имеют ряд технологических ограничений:

• Методами высокотемпературной вакуумной термообработки возможно лишь восстановление внутренней микроструктуры лопаток. Применение горячего изостатического прессования позволяет так же залечивать микротрещины.

• Технологию диффузионной пайки используют для ремонта трещин в некритичных областях стационарных компонентов ГТД.


• Способы ремонтной электродуговой наплавки рабочих лопаток индустриальных ГТД характеризуются низкой эффективностью. Формируется значительный объём расплава и протяжённая зона термического влияния с крупнозернистой структурой. Выделение γ-фазы из твёрдого раствора в ЗТВ и металле шва приводит к значительным сварочным деформациям и трещинам. Помимо этого, данным методам характерны припуски до нескольких миллиметров на последующую механическую обработку, низкая производительность и точность обработки.

• Электронно-лучевые методы сварки и наплавки хорошо зарекомендовали себя, вследствие высокой плотности мощности в зоне обработки, что позволяет минимизировать энерговложение в обрабатываемый материал и избавиться от дефектов, характерных для дуговых методов сварки. Однако главным ограничением электронно-лучевых технологий сварки и наплавки является необходимость создания глубокого вакуума. Как следствие стоимость оборудования, производительность процесса и размеры обрабатываемых изделий зависят от размеров рабочей камеры.

• Методы лазерной наплавки имеют преимущества, схожие с преимуществами электронно-лучевой наплавки. В отличие от электронно- лучевых, лазерные технологии не требуют создания вакуума, что позволяет производить обработку в локальной газовой защите ванны расплава. Однако существующие методы ремонтной лазерной наплавки не в полной мере удовлетворяют производственные потребности:

o В качестве присадочных материалов используются материалы, обладающие хорошей свариваемостью, снижая тем самым жаропрочность восстановленной зоны;

o При использовании присадочных материалов с высокой жаропрочностью не исключено появление горячих и холодных трещин, пор и снижение твёрдости восстановленного участка;

o Обеспечение отсутствия трещин в наплавленном металле из высокожаропрочных трудносвариваемых сплавов требует дополнительных средств мониторинга процесса с функцией обратной связи.

o Неудовлетворительное формирование геометрии восстановленного элемента – нехватка или избыточность наплавленного металла.