Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь

1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции

1.2 Правовое регулирование электронной торговли

2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь

2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке

2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли

3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты

3.1 Архитектоника создания электронного магазина

3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина

4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина

Заключение

Список использованных источников


Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2019-2020 годах отмечается планомерный рост как удельного веса интернет-магазинов в общем количестве розничных торговых объектов в 2020 году с 3,93% до 4,45% по сравнению с 2017 годом. В 2020 году удельный вес интернет-магазинов составил 4,45% или 3002 единицы.

За январь-июнь 2021 года общее количество интернет-магазинов увеличилось на 5,7% (на 1455 ед.) и на 01.07.2021 составило 26994 ед., из которых принадлежат: 47% (12 735 ед.) – юридическим лицам, 52,8% (14 259 ед.) – индивидуальным предпринимателям [4].

Растет также удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Динамика розничного товарооборота интернет-магазинов за 2016-2020 гг.

Наименование показателя

Годы

Откл. (+, -)

Темп роста, %

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Розничный товарооборот организаций торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

31266,6

35009,1

40223,0

44889,7

49246,1

17979,5

157,5

Удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли

2,8

3,4

3,7

4,1

5,4

2,6

192,9

Розничный товарооборот интернет-магазинов (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

875,46

1190,31

1488,25

1840,48

2659,29

1783,83

303,8

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [18]
Таким образом, по данным таблицы 2.2 видим, что за последний год розничный товарооборот интернет-магазинов увеличился на 818,81 млн. руб., в связи с этим удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в 2020 году по сравнению с 2019 годом повысился на 1,3 п.п. и составил в 2020 году 5,4%. В течение периода с 2016-2020 гг. наблюдается рост удельного веса за каждый год. Так, в 2016 году его значение составляло 2,8%, к 2020 году оно повысилось на 2,6 п.п. В целом, сумма розничного товарооборота интернет-магазинов за анализируемый период повысилась на 1783,83 млн. руб. и составила в 2020 году 2659,29 млн. руб.


Из приведенных данных можно сделать вывод о достаточно эффективном развитии электронной торговли в Республике Беларусь на современном этапе.

В Республике Беларусь продолжается переход к модели экономики, основанной на знаниях, инновационной экономики, характеризующейся автоматизацией всех видов производственной деятельности и повсеместным распространением электронного взаимодействия в сферах бизнес-бизнес (B2B), бизнес-государство (B2G), бизнес-потребитель (B2C).

Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие сети интернет как инструмента для осуществления предпринимательской деятельности. С технической точки зрения белорусский интернет готов к развитию электронной коммерции. Территория охвачена в достаточной мере: наблюдается быстрый рост числа пользователей сети и развитие информационно-коммуникационных технологий, что положительно влияет на количество потенциальных покупателей, использующих для покупок виртуальное пространство. По данным Министерства связи и информатизации Беларуси, широкополосным интернетом в Беларуси на начало 2017 г. было обеспечено 3 млн 60 тыс. пользователей [3].

Республика Беларусь занимает высокие позиции в итоговом отчете Комиссии по широкополосной связи, созданной под эгидой ЮНЕСКО. Количество абонентов широкополосной связи в стране – 31,35 на каждые 100 жителей. По этому показателю Беларусь занимает 23-е место в мире и соседствует с США и Грецией. По количеству абонентов мобильного широкополосного доступа (технологии 3G и 4G) страна находится на 59-м месте с показателем 61,83 пользователя на 100 жителей.

Для сравнения, в США по разным оценкам на долю интернета приходится 9-13% всего розничного рынка, в Китае этот показатель равен 18%, в Великобритании –17,2% [3].

Более 40% белорусских интернет-пользователей посещают основные e-commerce-сервисы (2069 793 человек) – интернет -магазины, маркетплейсы, прайс-агрегаторы и каталоги товаров (услуг), сайты частных объявлений, аукционы, сайты купонных скидок. При этом 21% покупателей заказывают товары из Китая, 11% – из России. Остальная часть покупателей пользуются белорусскими онлайн-площадками и ресурсами остальных стран [3].

В Республике Беларусь используется 5 видов электронных продаж:

1) коммерческое взаимодействие между компаниями (рынок В2В): b2b.by, bntdtorg;

2) розничная электронная торговля (рынок В2С): 21vek.by, wildberries.by, evroopt.by, onliner.by;



3) взаимодействие потребителей между собой (рынок С2С): kufar.by, ladoni.by, minsk.irr.by, slanet.by;

4) взаимодействие коммерческих структур с государственными организациями (рынок В2G): goszakupki.by, icetrade.by, и zakupki.butb.by;

5) взаимодействие частных лиц с государственными структурами (рынок C2G): модели электронного бизнеса C2G, могут содержать элементы электронной коммерции, например для сбора налогов.

Важное место в развитии интернет-коммерции играют интернет-магазины. В Республике Беларусь среди крупнейших 21vek.by, Oz.by, Belconsole, 24shop.by, 5 элемент.

Наиболее крупными маркетплейсами Беларуси являются следующие компании: Catalog.onliner.by (6,4 млн «визитов» по данным SimilarWeb в сентябре 2017-го), Deal.by (6 млн), Shop.by (1, 4 млн), Pulscen.by (983 тыс.), 1k.by (950 тыс.), Kupi.tut.by (630 тыс.), Tomas.by (208 тыс.) В Беларуси больше всего товаров покупают в категориях: «дом и сад», «товары для детей», «техника и электроника» [3].

Если проанализировать товарную структуру розничного товарооборота интернет-магазинов в Республике Беларусь, что приходим к выводу, что наибольший удельный вес приходится на непродовольственные товары – 87,9%, соответственно, продовольственные товары в структуре розничного товарооборота интернет-магазинов занимают 12,1% (рисунок 2.2).


Рисунок 2.2 – Структура розничного товарооборота интернет-магазинов в 2021 году в разрезе продовольственные и непродовольственные товары

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
В структуре розничного товарооборота непродовольственных товаров в 2021 году наибольший удельный вес занимают такие товары как детали и принадлежности для автотранспортных средств – 12,42%, элекробытовые приборы и инструменты – 9,67%, строительные материалы – 8,25%, бытовая мебель – 5,90%, парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности – 5,24% (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Структура и динамика розничного товарооборота интернет-магазинов по непродовольственным товарам за 2017-2021 годы

Наименование  

2017 год

2021 год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

по удельному весу, п.п.

1

2

3

4

5

6

7

8

Все товары розничной торговли

972 555,6

100,0

2709106,1

100,0

1736550,5

-

278,56

Непродовольственные товары

815 221,3

83,82

2381545,7

87,91

1566324,4

4,09

292,13

Детали и принадлежности для автотранспортных средств

207 606,9

21,35

336 371,2

12,42

128764,3

-8,93

162,02

Компьютеры, перифирийные устройства и программное обеспечение

20 345,5

2,09

128 694,3

4,75

108 348,8

2,66

632,54

Телекоммуникационное оборудование

27 869,9

2,87

138 916,2

5,13

111 046,3

2,26

498,45

Аудио- и видеоаппаратура

22 487,1

2,31

72 605,4

2,68

50 118,3

0,37

322,88

Строительные материалы

65 070,3

6,69

223 477,0

8,25

158 406,7

1,56

343,44

Электробытовые приборы и инструменты

110 152,2

11,33

261 879,9

9,67

151 727,7

-1,66

237,74

Бытовая мебель

12 636,7

1,30

159 746,4

5,90

147 109,7

4,60

1264,15

Осветительное оборудование

585,7

0,06

14 148,2

0,52

13 562,5

0,46

2415,61

Одежда

114 021,9

11,72

111 379,4

4,11

-2 642,5

-7,61

97,68

Обувь

66 538,1

6,84

42 609,1

1,57

-23 929,0

-5,27

64,04

Парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности

53 168,4

5,47

141 880,3

5,24

88 711,9

-0,23

266,85

Неподержанные непродовольственные товары, не включенные в другие группировки

16 920,7

1,74

414 971,9

15,32

398 051,2

13,58

2452,45


Примечание – Источник: собственная разработка на основании [16]
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2021 году по сравнению с 2017 годом в структуре товарооборота непродовольственных товаров интернет-магазинов произошли структурные сдвиги в сторону увеличения доли таких товаров как компьютеры, перифирийные устройства и программное обеспечение – на 2,66 п.п., телекоммуникационное оборудование – 2,26 п.п., бытовая мебель – 4,60 п.п. Значительное снижение удельного веса наблюдается по деталям и принадлежностям для автотранспортных средств – на 8,93 п.п., одежде – 7,61 п.п., обуви – 5,27 п.п. Высокие темпы роста розничного товарооборота наблюдаются по таким непродовольственным товарам как бытовая мебель – более чем в 12 раз, осветительное оборудование – в 24 раза, телекоммуникационное оборудование – в 5 раз, строительные материалы – в 3,4 раза. В целом, темп прироста розничного товарооборота непродовольственных товаров составил 192,13%.

Аналогично проанализируем структуру розничного товарооборота интернет-магазинов по продовольственным товарам (таблица 2.4).
Таблица 2.3 – Структура и динамика розничного товарооборота интернет-магазинов по продовольственным товарам за 2017-2021 годы

Наименование  

2017 год

2021 год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

по удельному весу, п.п.

1

2

3

4

5

6

7

8

Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия

157 334,3

100,0

327 560,4

100,0

170 226,1

-

208,19

Свежие фрукты и орехи

10 512,0

6,68

19 496,8

5,95

8 984,8

-0,7

185,47

Свежие овощи и грибы

10 788,8

6,86

19 721,0

6,02

8 932,2

-0,8

182,79

Обработанные фрукты и овощи

5 735,4

3,65

14 895,4

4,55

9 160,0

0,9

259,71

Мясо и мясные продукты

19 970,6

12,69

45 458,8

13,88

25 488,2

1,2

227,63

Рыба, ракообразные и моллюски

6 642,4

4,22

26 530,0

8,10

19 887,6

3,9

399,40

Хлебобулочные и мучные кондитерские изделия

7 373,5

4,69

14 532,2

4,44

7 158,7

-0,3

197,09

Сахаристые кондитерские изделия

7 261,7

4,62

11 106,4

3,39

3 844,7

-1,2

152,94

Безалкогольные напитки

7 503,8

4,77

18 210,9

5,56

10 707,1

0,8

242,69


Окончание таблицы 2.3

1

2

3

4

5

6

7

8

Молочные продукты

23 526,8

14,95

57 478,8

17,55

33 952,0

2,6

244,31

Яйца

2 973,5

1,89

5 802,2

1,77

2 828,7

-0,1

195,13

Чай, кофе, какао и специи

11 793,3

7,50

19 123,9

5,84

7 330,6

-1,7

162,16

Пищевые масла и жиры

8 447,8

5,37

10 109,0

3,09

1 661,2

-2,3

119,66

Гомогенизированные продукты и диетическое питание

5 597,6

3,56

9 033,9

2,76

3 436,3

-0,8

161,39

Крупа

6 985,8

4,44

7 434,7

2,27

448,9

-2,2

106,43

Сахар и сахарозаменители

4 295,7

2,73

4 757,9

1,45

462,2

-1,3

110,76

Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки

12 973,5

8,25

35 329,8

10,79

22 356,3

2,5

272,32