Файл: Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность, значение и правовое регулирование электронной торговли в Республике Беларусь
1.1 Сущность, значение электронной торговли и ее место в электронной коммерции
1.2 Правовое регулирование электронной торговли
2 Состояние и проблемы развития электронной торговли в Республике Беларусь
2.1 Тенденции развития электронной торговли на потребительском рынке
2.2 Проблемы функционирования рынка электронной торговли
3 Структура бизнес-процессов электронного магазина, коммерческие и технологические аспекты
3.1 Архитектоника создания электронного магазина
3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина
4 Направления совершенствования бизнес-процессов коммерции электронного магазина
Также и детали технического задания помогают разработчикам правильно оценить стоимость работы, сроки выполнения и затраты труда. Полное описание сайта служит страховкой от неожиданных пожеланий заказчика, которые затянут проект.
5. Разработка дизайна, верстка и программирование [22].
Когда техническое задание утверждено, в работу вступает дизайнер. Это задача в том, чтобы сделать сайт привлекательным, узнаваемым и удобным для посетителей. Внешний вид страниц должен помогать в презентации товара и поиске нужной информации.
Разработанный дизайн и функции реализуют верстальщики и программисты.
Программисты создают:
– меню и все основные страницы;
– динамические фильтры для поиска товаров;
– структуру карточки товара;
– личный кабинет, модуль для оформления заказа, выбора доставки и оплаты;
– другие функции сайта.
6. Наполнение контентом. Параллельно с программистами работают SEO-специалист и копирайтер. Опираясь на структуру сайта, SEO-специалист собирает семантическое ядро и ставит техническое задание копирайтеру.
7. Тестирование. Перед сдачей проекта клиенту сайт тестируют. QA-специалисты проверяют, насколько интернет-магазин соответствует требованиям ТЗ, и насколько он стабилен. В комплекс работ по тестированию входят:
1. Проверка всех функций. Специалисты проверяют, как работает поиск по сайту, добавление в корзину, модули оплаты и доставки.
2. Оценка удобства. Важно проверить, понятен ли интерфейс, помогает ли он найти нужные товары и информацию о них.
3. Нагрузочное тестирование. Проверяется способность сайта работать при большом потоке посетителей.
4. Проверку отображения в разных браузерах и на мобильных устройствах.
8. Подбор домена и хостинга.
Процесс создания интернет-магазина и его запуска включает подбор домена и хостинга для сайта. От надежности хостинга зависит стабильность работы сайта. У сервера должен быть большой запас мощности, дискового пространства. За счет этого сайт будет работать без сбоев даже в сезон новогодних покупок и подарков.
После подключения сайта к домену можно настраивать окончательную структуру URL-адресов.
9. Подключение дополнительных сервисов. Когда интернет-магазин готов, протестирован и заполнен контентом подключают дополнительные сервисы.
Выделяют такие дополнительные сервисы [22]:
– системы сквозной аналитики. Эти инструменты позволяют объединить данные из нескольких источников, проследить путь клиента от просмотра рекламы до перехода на сайт и продажи;
– CRM и ERP системы. Программы для управления работой с клиентами. Эти инструменты нужны, чтобы быстрее обрабатывать поступающие сделки, контролировать взаимодействие с каждым покупателем;
– интеграция с маркетплейсами. Выгрузка товаров из магазина на маркетплейсы нужна, чтобы получить еще один канал продаж.
10. Продвижение. Когда все основные этапы разработки интернет-магазина выполнены, можно запускать его активное продвижение. Основными каналами продвижения для интернет-магазина являются: SEO, контент-маркетинг, PPC, товарная реклама в Google, SMM.
Еще до запуска интернет-магазина необходимо понимание, как будет применяться каждый из инструментов. Все каналы трафика нужно связать в общую систему с помощью digital-стратегии. В этом документе обязательно должны быть основные бизнес-цели, KPI и сроки их достижения с помощью выбранных маркетинговых инструментов.
Тщательная разработка проекта интернет-магазина – обязательное условие успеха. Продуманный дизайн, техническая SEO оптимизация сайта и продуманная стратегия продвижения станут тем фундаментом, на который опирается успешный бизнес в e-commerce.
3.2 Коммерческие и организационно-технологические особенности функционирования электронного магазина
Как уже было отмечено выше, отношения между покупателями и продавцами при осуществлении дистанционной торговли регулируются Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли.
Предложение товаров при осуществлении электронной торговли признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.
Договор, содержащий все существенные условия, считается заключенным в момент получения продавцом, направившим оферту, ее акцепта, направленного покупателем посредством телефонной, почтовой, электронной или иной связи, в том числе посредством использования сети Интернет, а также иным способом, не запрещенным законодательством, позволяющим достоверно установить, что акцепт исходит от покупателя [17].
Продажа через Интернет существенно отличается от торгового процесса в обычном магазине. Покупатель в Интернет обладает существенно большей информацией о товаре, имеет больший набор альтернатив и менее лоялен к продавцу, чем при «живом» контакте. Для того чтобы покупатель смог оплатить выбранный им товар, сегодня электронные магазины предлагают покупателю несколько схем оплаты товаров на выбор. Подавляющее большинство Интернет-магазинов в Беларуси при проведении сделок делают основную ставку на предоплату реализуемых товаров и услуг через банк. В некоторых электронных магазинах практикуется приобретение наложенным платежом (при получении товара на почте или при доставке курьером).
Составляющие электронной торговли (рисунок 3.1) образуют соответствующий цикл, который состоит из следующих компонентов (рисунок 3.2) [6]:
Рисунок 3.1 – Составляющие электронной торговли
Примечание – Источник: [6]
1) привлечь клиентов (Attract customers): маркетинг (marketing) – узнать и исполнить запросы (интересы) клиента;
2) взаимодействие/контакт с клиентами (Interact with customers): продажи (sales) – превратить запросы в заказы;
3) действия на инструкциях клиента (Acton customer instructions): управление заказами (order management) – принятие (order capture), оплата (payment) и выполнение заказа (fulfillment);
4) реакция на запросы клиента (React to customer requests): обслуживание клиента (Customer service) и техническая поддержка (technical support).
Рисунок 3.2 – Взаимодействие составляющих электронной торговли
Примечание – Источник: [6]
При организации электронной торговли немаловажным является вопрос о том, каким образом будет проводиться оплата товара/услуги. Выбор формы оплаты зависит от специфики торговли, вероятных покупателей и других факторов [6]:
1. Оплата наличными производится курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин.
2. Оплата банковским или почтовым переводом достаточно актуальна для юридических лиц и при крупных суммах покупок.
3. Чтобы уменьшить время транзакции и сохранить прочие преимущества предыдущей формы оплаты, можно воспользоваться приемом, который используют хостинг-провайдеры при реализации своих услуг – открытие лицевого счета клиента на сайте.
4. Онлайновые платежные системы – это разнообразные способы оплаты через интернет посредством специальных платежных систем.
5. Кредитные карты представляют собой самый удобный в настоящее время способ электронных платежей. Они действуют по всему миру независимо от местоположения или страны пребывания эмиссионного банка. Кроме того, они позволяют вести расчеты в разной валюте и производить расчетные операции через ряд расчетных палат или консорциумов.
Совокупность необходимых программных средств, обеспечивающих использование определенных носителей денег (кредитных карт, смарткарт или электронных денег) в качестве платежных средств, образует платежную систему. Платежные системы выступают в качестве основного элемента инфраструктуры систем электронной коммерции.
За последние годы разработано много различных систем выполнения платежей ASH, Achex, BankNet, BidPay, BillPoint, BIPS, CAFE, Cartio, CashBox, CyberCash, DebitNet, DigiCash, DigiGold, eCash, E-gold, EMV, Gmoney, HashCash, iBill, IPAY, iPIN, Kagi, MagnaCash, Mondex, PayCash, PayPal, PayWord, PCPay, PocketPass, MicroMint, Millicent, NetCard, NetCash, NetCheque, NetPay, NetChex, Qpass, QuickCommerce, SOX, SET, TeleCheck, Transfer, WebCharge, WebMoney, WiSP, WorldPay, Ziplock и т.д., которые обеспечивают расчеты в широком диапазоне требований по надежности и безопасности.
В Беларуси также существует множество платёжных систем. Самые распространенные: «Берлио» на базе Белгазпромбанка; «Яндекс. Деньги»; EasyPay (совместный проект «Белгазпромбанка» и интернет-провайдера «Открытый Контакт»); Webmoney (пионер рынка электронных платежей на территории СНГ); «Мобильные платежи iPay.by»; Egold.com. [6].
Особенности организации электронной торговли также касаются и ассортимента реализуемых товаров. Так, Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, не допускают продажу через интернет-магазины ряд товаров, таких как:
– алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво;
– биологически активные добавки к пище, применяемые для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащие в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта);
– ветеринарные средства;
– лекарственные средства;
– нетабачные никотиносодержащие изделия;
– оружия и патронов к нему;
– пиротехнические изделия бытового назначения;
– семена мака;
– табачные изделия, жидкости для электронных систем курения;
– ювелирные и другие бытовые изделия, сусальное золота и сусальное серебро, монеты из драгоценных металлов, мерные слитки и ограненные драгоценные камни, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [17].
При осуществлении дистанционной торговли продажа биологически активных добавок к пище, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), допускается только при наличии у продавца торгового объекта и (или) складских помещений, в которых осуществляются продажа и (или) хранение таких товаров, а также в случае, когда продавцом является изготовитель таких товаров независимо от наличия у него торгового объекта и (или) складских помещений.
Важным требованием при осуществлении электронной торговли является и то, что продавец еще до момента заключения договора должен довести до сведения покупателя ряд важной информации, касающейся:
– полного наименования и места нахождения юридического лица либо фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, а также информацию о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;
– режима работы;
– наименования товаров;
– указания на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товаров (для товаров, выпускаемых по таким нормативным документам), если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза [17].