Файл: Курсовая работа по дисциплине организация коммерческой деятельности на тему анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности..docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Конкурентоспособность предприятия как объект управления
1.2. Оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия
1.3. Реализация принятия управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности предприятий
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Агентство недвижимости Золотая подкова»
2.3. SWOT-анализ предприятия ООО «Агентство недвижимости Золотая подкова»
Не умаляя важности конкурентоспособности на макро- и мезоуровнях, следует признать, что свою окончательную, завершающую форму конкурентоспособность обретает на микроуровне. Понятие «конкурентоспособность предприятия» гораздо сложнее и требует более тонкого анализа. Об этом же свидетельствуют многочисленные и часто весьма неоднозначные его трактовки.
В качестве наиболее общей и отправной трактовки конкурентоспособности предприятия как экономической категории может использовано положение о ней как сравнительного преимущества, более высокой компетентности по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри регионального рынка и за его пределами. Конкурентоспособность предприятия - это его способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкурентного рынка, которая обеспечивается умелым использованием организационно-управленческих, научно-технических, экономических, маркетинговых и иных средств ведения эффективной хозяйственной деятельности.[27, c.81] Конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организованы производство и сбыт товара, эффективнее управление финансами.
Кроме названного экономического аспекта конкурентоспособности необходимо выделять управленческую ее сторону, которая выступает непосредственным объектом исследования. При этом следует отметить одно важное обстоятельство: конкурентоспособность не является имманентным качеством предприятия. Это означает, что конкурентоспособность конкретного предприятия может быть обнаружена или оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих товары – субституты [44, c.43-44].
Приведенное структурирование субъектов конкурентной борьбы и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко охарактеризовать состав элементов этой сложной категории и выявить их взаимосвязи. Это, в свою очередь, помогает обосновать эффективные подходы к ее анализу в зависимости от конкретного конкурентного поля, что открывает дополнительные возможности раскрытия имеющихся резервов и определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом уровне. Такое структурирование тем важнее, чем сложнее конкурентное поле и взаимосвязи между субъектами конкуренции, чем выше уровень агрегирования.
Таким образом, для понятия «конкурентоспособность» характерны следующие свойства:
-
многоуровневость проявления и реализации, и, соответственно, различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях; -
многоаспектность приводит к тому, что различные исследователи понимают под конкурентоспособностью различные характеристики даже в пределах одного уровня; -
относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках объект будет неконкурентоспособен на других; -
объективность выделения в качестве самостоятельного - управленческого аспекта конкурентоспособности предприятия. [44, c.43-44]
Основываясь на анализе подходов к пониманию конкурентоспособности, имеющихся в экономической литературе, под конкурентоспособностью предприятия понимается комплексная характеристика предприятия, отражающая степень соответствия его собственного развития общественным потребностям. Уровень конкурентоспособности определяется на основе анализа различных аспектов производственно-хозяйственной деятельности (конкурентоспособность продукции, эффективность производственной, финансовой и маркетинговой деятельности) с выделением в качестве самостоятельного управленческого аспекта (уровень управления конкурентоспособностью, наличие соответствующей системы-механизма), что, собственно, и позволяет определить «сильные» стороны предприятия в экономическом соревновании и найти способ создания преимуществ перед конкурентами.
Конкурентоспособность предприятия - это его реальная и потенциальная способность в реальных условиях проектировать, вырабатывать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. При этом особая роль принадлежит как раз способности максимально использовать имеющийся потенциал успешных действий. Уровень конкурентоспособности предприятия заключается в возможности адекватной реакции предприятия на реальные и потенциальные действии конкурентов. Другими словами, конкурентоспособность предприятия - это, прежде всего, его возможности, его потенциал, который может быть и не реализованным полностью. Отсюда вытекает важность и актуальность для предприятий управленческого аспекта обеспечения конкурентоспособности, означающего формирование адекватного механизма управления ею.
Процесс управления конкурентоспособностью предприятия представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется воздействие на весь имеющийся внутренний потенциал предприятия, на управляемые параметры внешней среды, с учетом тенденций рыночной ситуации с целью получения желаемого уровня конкурентоспособности [28, c.96]. Для этого необходимо комплексное функционирование всех элементов механизма.
Принципиальная схема процесса управления конкурентоспособностью на уровне предприятий представлена на рисунке 1.
Рис.1. Процесс управления конкурентоспособностью предприятия
Другими словами, процесс управления конкурентоспособностью на предприятии – это разработка целей деятельности; анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность; проведение оценки конкурентоспособности и выработка направлений управляющего воздействия на формирование конкурентоспособности.
Неотъемлемым элементом управления конкурентоспособностью предприятий является оценка его конкурентных возможностей, которая проводится с целью определения положения на рынке и способов его улучшения. В экономической зарубежной и отечественной литературе предлагается использовать различные методы оценки и анализа конкурентных преимуществ.
Группировка основных из них с краткой оценкой представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Систематизация существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия
Наименование группы методов и основные представители | Основные недостатки | Основные преимущества | Применимость для управления конкурентоспособностью предприятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Методы, основанные на оценке конкурентоспособности товара» Р.А.Фархутдинов | Не оцениваются факторы конкурентоспособности предприятия | Относительная простота. Возможность использования для оценки реализации конкурентного потенциала предприятия | Ограничена, поскольку не дает возможности выявить узкие места предприятия в целом |
«Методы, основанные на теории эффективной конкуренции» Консультативная фирма «Дан энд Бредстрит», И.Максимова | Оценка конкурентоспособности предприятия отождествляется с оценкой эффективности работы предприятия | Возможно использование для сравнительной оценки эффективности работы предприятия внутри отрасли | Ограничена, поскольку отсутствует оценка всех факторов конкурентоспособности предприятия, его потенциала |
1 | 2 | 3 | 4 |
«Оценка конкурентного статуса предприятия на основе его стратегических потенциалов» А.П.Градов | Сложная в практическом применении, трудности с подбором экспертов, ориентированных на длительный промежуток времени; включает ретроспективу и перспективу предприятия, сложные формулировки | Подход теоретически дает возможность оценить конкурентный статус предприятия и его перспективы | Подход весьма сложный в практическом применении для большинства предприятий |
«Матричные методы» «Бостон консалтинг групп»; компания «Мак-Кинзи»; И.Ансофф | Матрица БКГ отражает результат конкурентной борьбы, не раскрывает факторов конкурентоспособности; матрица «Мак-Кинзи» сложна в применении, отсутствует однозначная трактовка ряда ключевых понятий | Матрицу БКГ можно использовать для распределения финансов между различными товарными группами; матрица «Мак-Кинзи» теоретически дает возможность представить конкурентный статус предприятия | Матрица БКГ ограниченно пригодна, поскольку не раскрывает факторов конкурентоспособнособности предприятия; матрица «Мак-Кинзи» – из-за сложности применения |
На основе анализа сущности этих методов базируется необходимость в разработке способа оценки конкурентоспособности, адекватного современным российским условиям. В основе метода должна быть заложена оценка всех факторов конкурентоспособности как во внутренней, так и во внешней среде предприятия. Результаты оценки должны отображать процесс формирования уровня конкурентоспособности в разрезе ее составляющих. Именно такой подход может быть использован как инструментарий для управления уровнем конкурентоспособности предприятий.
1.2. Оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия
Управление конкурентоспособностью на уровне предприятия представляет собой управление процессом формирования, поддержания конкурентных преимуществ и преодоления конкурентных слабостей. Основная цель управления конкурентоспособностью фирмы – создание конкурентных преимуществ, обеспечение достижения запланированных экономических показателей деятельности путем наилучшего удовлетворения нужд потребителей в данном виде продукции [48].
В основе системы управления конкурентоспособностью предприятия лежит управление ее факторами с целью обеспечения высокого уровня конкурентоспособности. Поэтому данную систему часто называют системой обеспечения конкурентоспособности предприятия или системой формирования конкурентоспособности.
Типовое содержание ключевых компонентов системы управления конкурентоспособностью фирмы можно представить в виде схемы на рисунке 2 [48].
Важнейшим пунктом формирования системы управления конкурентоспособностью на уровне предприятия является установление целей как для системы в целом, так и для отдельных ее подсистем и даже элементов. Критерием функционирования системы управления конкурентоспособностью является повышение устойчивости функционирования предприятия в долгосрочной перспективе. Любое решение, принятое в рамках управления конкурентоспособностью, принимается в конечном итоге ради укрепления финансового состояния предприятия. Это становится целевой установкой в работе отделов и служб предприятия.
Рис. 2. Система управления конкурентоспособностью предприятия
Под системой управления конкурентоспособностью предприятия будем понимать совокупность взаимозависимых элементов, которые функционируют во времени как единое целое, решая при этом свою основную задачу - обеспечить достижение запланированных экономических показателей деятельности путем наилучшего удовлетворения потребностей в данном виде продукции. Особенность системы управления конкурентоспособностью заключается в необходимости дополнения известных задач поддержки в заданных границах характеристик самого изделия/услуги, которое в основном решается в системах управления качеством продукции, новыми характеристиками. Соответственно новые задачи должны предусматривать