Файл: Курсовая работа по дисциплине организация коммерческой деятельности на тему анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности..docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Конкурентоспособность предприятия как объект управления
1.2. Оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия
1.3. Реализация принятия управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности предприятий
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Агентство недвижимости Золотая подкова»
2.3. SWOT-анализ предприятия ООО «Агентство недвижимости Золотая подкова»
реализацию функций управления всеми факторами, влияющими на конкурентоспособность.
С целью управления уровнем конкурентоспособности необходимым является использование экспертной оценки временного запаса конкурентоспособности, т.е. интервала времени, на котором конкурентоспособность сохраняется на уровне, достаточном для эффективного производства. Под эффективным производством мы понимаем производство, которое обеспечивает рост финансовой устойчивости предприятия, т.е. производство на уровне выше точки безубыточности.
В понятие "управление конкурентоспособностью предприятия" следует вкладывать следующий экономический смысл: управление конкурентоспособностью предприятия – деятельность, направленная на формирование ряда управленческих решений, которые в свою очередь должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.
Управление конкурентоспособностью предприятия предполагает оценку ее уровня.
Рассмотренные подходы к оценке конкурентоспособности, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, позволили сформулировать основные принципы, на которые должна базироваться оценка конкурентоспособности предприятия, а также определить оптимальную последовательность этапов ее проведения [49]. Процедура оценки уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции должна включаться в систему непрерывного управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия как индикатор реализации его конкурентного потенциала.
Опираясь на результаты анализа существующих методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия выделим этапы оценки конкурентоспособности предприятия [41, c.27-28].
Ключевыми этапами оценки конкурентоспособности предприятия являются:
1. Отдельные составляющие внутреннего потенциала представлены соответствующими индикаторами, учитывающими отраслевые особенности оцениваемого предприятия и отбираемые экспертным методом; Система таких показателей-индикаторов, должна охватывать потенциал конкурентоспособности по таким элементам как «техника-технология», персонал, уровень организации производства, качество выпускаемой продукции, маркетинговые способности предприятия, качество менеджмента, уровень инновационного потенциала, финансовый потенциал предприятия.
2. Экспертная оценка каждого индикатора, характеризующего потенциал конкурентоспособности, с присвоением ему определенного количества баллов. В работе предлагается экспертную оценку проводить по подгруппам факторов по 10-балльной шкале (10 - максимальная оценка, 1 - минимальная).
3. Отнесение показателей-индикаторов в зависимости от их уровня к сильным или слабым сторонам анализируемого предприятия.
4. Определение обобщенного показателя конкурентоспособности внутреннего потенциала предприятия на основе экспертной оценки меры влияния каждого фактора.
5. Экспертная оценка качественных характеристик внешней среды по подгруппам факторов с позиции их содействия реализации внутреннего потенциала предприятия. Целью этой оценки является выявление разных возможностей и угроз для конкурентоспособности предприятия. Оценка меры влияния внешней среды осуществляется по 10-балльной шкале (10 баллов – наиболее благоприятное влияние, 1 – наименее благоприятное) группой независимых экспертов для каждого рынка или сегмента рынка, на котором работает предприятие.
Предложенная оценка системы управления конкурентоспособностью предприятий имеет следующие достоинства:
Изученная в процессе работы научная литература и публикации, а так же изучение состояния внутренней среды предприятий, работающих на рынке недвижимости, позволили осуществить структурирование факторов, которые влияют на принятие управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности. По результатам проведенного с использованием экспертного метода структурирования были выделены группы управленческих, производственных, финансовых и информационных факторов.
К группе управленческих факторов отнесен уровень развития маркетинга; характеристики команды управления и информационно-коммуникационные факторы.
Группа производственных факторов содержит: состояние производственной базы, использование производственного потенциала, технический уровень производственной базы, инновационный уровень технологий.
В состав группы финансовых факторов входят уровень инвестиционных возможностей предприятия и уровень его обеспеченности собственными оборотными средствами.
Группа организационных факторов включает: гибкость организационной структуры, организацию движения материальных потоков, степень централизации и децентрализации организационной структуры, организацию кадровой политики на предприятии, состояние организации производственного процесса.
Следует отметить важность влияния каждой из перечисленных групп факторов, что связано с необходимостью оценки, которая обусловлена потребностью в определении конкурентной позиции предприятий на отраслевом рынке.
Изученная принципиальная схема оценки факторов, которые влияют на управленческие решения по обеспечению конкурентоспособности предприятий, включает в себя: структурирование факторов и определение показателей, которые их характеризуют; разработку анкет для проведения качественной экспертной оценки влияния факторов; выявление конкурентов на отраслевом рынке и установление предприятия-лидера; расчеты итогового показателя оценки влияния каждой группы факторов для выборки предприятий – конкурентов; расчеты интегрального показателя, на основании значения которого определяется конкурентная позиция предприятия на отраслевом рынке.
На процесс принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятий воздействует большое число факторов, носящих, зачастую, непредсказуемый и противоречивый характер. Именно потому, что в ходе обеспечения конкурентоспособности предприятиям крайне сложно осуществлять принятие и реализацию управленческих решений, большое практическое значение приобретают количественные методы обоснования управленческих решений, особое место среди которых принадлежит моделированию.
Исходя из этого, рассмотрим оптимизационный подход, сущность которого заключается в переходе от качественных оценок к количественным в разработке управленческого решения. Оптимизационный подход обеспечивает не только получение модели и установление характера взаимосвязи ее основных показателей, но и поиск наиболее эффективных вариантов оптимальных управленческих решений по заданному критерию. Принятие за основу оптимизационного подхода к обоснованию управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия предопределяет необходимость разработки процедуры поиска оптимального варианта решения, как элемента системы управления предприятием [33, c.51].
Рассмотрим конкретный алгоритм моделирования процесса принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятий (см. рис.3).
Рис. 3. Алгоритм моделирования процесса принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия
В данном алгоритме выделен ряд критериев принятия управленческих решений, к числу которых отнесены: соответствие действующему законодательству
; наличие четкой целевой направленности; своевременность; обоснованность и др.
Центральное место в алгоритме моделирования занимает математическая модель принятия управленческих решений, которая включает декомпозицию целей и задач по обеспечению конкурентоспособности предприятий, представленную в виде дерева решений, и соответствующую ей морфологическую таблицу. Использование модели предполагает решение задачи оптимального распределения ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений. Дерево решений и морфологическая таблица должны быть построены в соответствии со структурой факторов (управленческих, производственных, финансовых, организационных), которые влияют на управленческие решения по обеспечению конкурентоспособности предприятий.
С целью определения взаимосвязей между группами факторов выделен подход к оценке такой взаимосвязи. Особенность оценки взаимосвязи есть симбиоз количественных и качественных методов. Взаимосвязи между группами управленческих, производственных, финансовых и организационные факторы определены с помощью корреляционно-регрессионного анализа на основе оценок влияния этих групп факторов.
Оценки получены в результате использования экспертного метода.
Как показывает практика, взаимосвязи между группами факторов, имеют нелинейный вид и являются сильными. Предложенный подход к установлению взаимосвязей между группами факторов приводит к возникновению синергетического эффекта при принятии управленческих решений [42, c.51].
Установленные формализованные зависимости между группами факторов и величиной ресурсов, необходимых для укрепления конкурентоспособности предприятия, послужили основой для построения модели принятия управленческих решений по обеспечению его конкурентоспособности. Модель включает целевую функцию и ограничительные условия.
Целевая функция позволяет определить основной результат от реализации альтернативных управленческих решений - получение предприятием дополнительной прибыли.
Ограничительными условиями являются финансовые и материальные ресурсы, а также время, необходимое для принятия управленческих решений.
Ведущими экспертами установлено, что принятие управленческих решений наиболее эффективно при наличии организационного сопровождения. Организационное сопровождение принятия и реализации управленческих решений основывается на определенных принципах и предусматривает создание методов, приемов, инструментов взаимосвязанной деятельности линейных и функциональных подразделений предприятий с целью эффективного использования возможностей для развития его конкурентных преимуществ.
С целью управления уровнем конкурентоспособности необходимым является использование экспертной оценки временного запаса конкурентоспособности, т.е. интервала времени, на котором конкурентоспособность сохраняется на уровне, достаточном для эффективного производства. Под эффективным производством мы понимаем производство, которое обеспечивает рост финансовой устойчивости предприятия, т.е. производство на уровне выше точки безубыточности.
В понятие "управление конкурентоспособностью предприятия" следует вкладывать следующий экономический смысл: управление конкурентоспособностью предприятия – деятельность, направленная на формирование ряда управленческих решений, которые в свою очередь должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.
Управление конкурентоспособностью предприятия предполагает оценку ее уровня.
Рассмотренные подходы к оценке конкурентоспособности, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, позволили сформулировать основные принципы, на которые должна базироваться оценка конкурентоспособности предприятия, а также определить оптимальную последовательность этапов ее проведения [49]. Процедура оценки уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции должна включаться в систему непрерывного управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия как индикатор реализации его конкурентного потенциала.
Опираясь на результаты анализа существующих методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия выделим этапы оценки конкурентоспособности предприятия [41, c.27-28].
Ключевыми этапами оценки конкурентоспособности предприятия являются:
1. Отдельные составляющие внутреннего потенциала представлены соответствующими индикаторами, учитывающими отраслевые особенности оцениваемого предприятия и отбираемые экспертным методом; Система таких показателей-индикаторов, должна охватывать потенциал конкурентоспособности по таким элементам как «техника-технология», персонал, уровень организации производства, качество выпускаемой продукции, маркетинговые способности предприятия, качество менеджмента, уровень инновационного потенциала, финансовый потенциал предприятия.
2. Экспертная оценка каждого индикатора, характеризующего потенциал конкурентоспособности, с присвоением ему определенного количества баллов. В работе предлагается экспертную оценку проводить по подгруппам факторов по 10-балльной шкале (10 - максимальная оценка, 1 - минимальная).
3. Отнесение показателей-индикаторов в зависимости от их уровня к сильным или слабым сторонам анализируемого предприятия.
4. Определение обобщенного показателя конкурентоспособности внутреннего потенциала предприятия на основе экспертной оценки меры влияния каждого фактора.
5. Экспертная оценка качественных характеристик внешней среды по подгруппам факторов с позиции их содействия реализации внутреннего потенциала предприятия. Целью этой оценки является выявление разных возможностей и угроз для конкурентоспособности предприятия. Оценка меры влияния внешней среды осуществляется по 10-балльной шкале (10 баллов – наиболее благоприятное влияние, 1 – наименее благоприятное) группой независимых экспертов для каждого рынка или сегмента рынка, на котором работает предприятие.
Предложенная оценка системы управления конкурентоспособностью предприятий имеет следующие достоинства:
-
отвечает поставленной цели оценки, а именно, дает возможность получать достоверную информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений по повышению конкурентного статуса предприятия; -
учитывает совокупность факторов во внешней и внутренней среде предприятия, что дает возможность обоснованно разработать стратегию его дальнейшего развития; -
дает возможность определять элементы внутренней среды предприятия, которые требуют приоритетного инвестирования.
Изученная в процессе работы научная литература и публикации, а так же изучение состояния внутренней среды предприятий, работающих на рынке недвижимости, позволили осуществить структурирование факторов, которые влияют на принятие управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности. По результатам проведенного с использованием экспертного метода структурирования были выделены группы управленческих, производственных, финансовых и информационных факторов.
К группе управленческих факторов отнесен уровень развития маркетинга; характеристики команды управления и информационно-коммуникационные факторы.
Группа производственных факторов содержит: состояние производственной базы, использование производственного потенциала, технический уровень производственной базы, инновационный уровень технологий.
В состав группы финансовых факторов входят уровень инвестиционных возможностей предприятия и уровень его обеспеченности собственными оборотными средствами.
Группа организационных факторов включает: гибкость организационной структуры, организацию движения материальных потоков, степень централизации и децентрализации организационной структуры, организацию кадровой политики на предприятии, состояние организации производственного процесса.
Следует отметить важность влияния каждой из перечисленных групп факторов, что связано с необходимостью оценки, которая обусловлена потребностью в определении конкурентной позиции предприятий на отраслевом рынке.
Изученная принципиальная схема оценки факторов, которые влияют на управленческие решения по обеспечению конкурентоспособности предприятий, включает в себя: структурирование факторов и определение показателей, которые их характеризуют; разработку анкет для проведения качественной экспертной оценки влияния факторов; выявление конкурентов на отраслевом рынке и установление предприятия-лидера; расчеты итогового показателя оценки влияния каждой группы факторов для выборки предприятий – конкурентов; расчеты интегрального показателя, на основании значения которого определяется конкурентная позиция предприятия на отраслевом рынке.
1.3. Реализация принятия управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности предприятий
На процесс принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятий воздействует большое число факторов, носящих, зачастую, непредсказуемый и противоречивый характер. Именно потому, что в ходе обеспечения конкурентоспособности предприятиям крайне сложно осуществлять принятие и реализацию управленческих решений, большое практическое значение приобретают количественные методы обоснования управленческих решений, особое место среди которых принадлежит моделированию.
Исходя из этого, рассмотрим оптимизационный подход, сущность которого заключается в переходе от качественных оценок к количественным в разработке управленческого решения. Оптимизационный подход обеспечивает не только получение модели и установление характера взаимосвязи ее основных показателей, но и поиск наиболее эффективных вариантов оптимальных управленческих решений по заданному критерию. Принятие за основу оптимизационного подхода к обоснованию управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия предопределяет необходимость разработки процедуры поиска оптимального варианта решения, как элемента системы управления предприятием [33, c.51].
Рассмотрим конкретный алгоритм моделирования процесса принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятий (см. рис.3).
Рис. 3. Алгоритм моделирования процесса принятия управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия
В данном алгоритме выделен ряд критериев принятия управленческих решений, к числу которых отнесены: соответствие действующему законодательству
; наличие четкой целевой направленности; своевременность; обоснованность и др.
Центральное место в алгоритме моделирования занимает математическая модель принятия управленческих решений, которая включает декомпозицию целей и задач по обеспечению конкурентоспособности предприятий, представленную в виде дерева решений, и соответствующую ей морфологическую таблицу. Использование модели предполагает решение задачи оптимального распределения ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений. Дерево решений и морфологическая таблица должны быть построены в соответствии со структурой факторов (управленческих, производственных, финансовых, организационных), которые влияют на управленческие решения по обеспечению конкурентоспособности предприятий.
С целью определения взаимосвязей между группами факторов выделен подход к оценке такой взаимосвязи. Особенность оценки взаимосвязи есть симбиоз количественных и качественных методов. Взаимосвязи между группами управленческих, производственных, финансовых и организационные факторы определены с помощью корреляционно-регрессионного анализа на основе оценок влияния этих групп факторов.
Оценки получены в результате использования экспертного метода.
Как показывает практика, взаимосвязи между группами факторов, имеют нелинейный вид и являются сильными. Предложенный подход к установлению взаимосвязей между группами факторов приводит к возникновению синергетического эффекта при принятии управленческих решений [42, c.51].
Установленные формализованные зависимости между группами факторов и величиной ресурсов, необходимых для укрепления конкурентоспособности предприятия, послужили основой для построения модели принятия управленческих решений по обеспечению его конкурентоспособности. Модель включает целевую функцию и ограничительные условия.
Целевая функция позволяет определить основной результат от реализации альтернативных управленческих решений - получение предприятием дополнительной прибыли.
Ограничительными условиями являются финансовые и материальные ресурсы, а также время, необходимое для принятия управленческих решений.
Ведущими экспертами установлено, что принятие управленческих решений наиболее эффективно при наличии организационного сопровождения. Организационное сопровождение принятия и реализации управленческих решений основывается на определенных принципах и предусматривает создание методов, приемов, инструментов взаимосвязанной деятельности линейных и функциональных подразделений предприятий с целью эффективного использования возможностей для развития его конкурентных преимуществ.