Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место Балкан во внешней политике ФРГ в постбиполярном мире (1991 – 2005)
1.1 Участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта
1.2 Продвижение идей европейской интеграции в период Г. Шредера
2. Балканы во внешнеполитической доктрине А. Меркель
2.1 Роль и место стран бывшей Югославии во внешней политике ФРГ в период канцлерства А. Меркель
2.2 Европейское измерение балканского вектора внешней политики ФРГ
3. Проблемы внешней политики ФРГ и Евросоюза на Балканах
Внешняя политика Германии на Западных Балканах служит цели превращения юго-восточных европейских соседей в европейских партнеров, т.е. действующих государств-членов ЕС. Поэтому Берлин привержен политике ЕС по постепенному расширению в отношении Западных Балкан и предпринимает соответствующие инициативы.
Из-за специфических аспектов двусторонних отношений Германии с балканскими странами (например, миграция) Федеративная Республика особенно заинтересована в содействии политической и экономической стабильности таким образом, чтобы конкретные условия жизни на Балканах улучшались в долгосрочной перспективе.
Участие Германии и поддержка БиГ и стран Западных Балкан активизировались с 2014 года неспроста. Фоном послужило осложнение отношений с Россией, традиционно имеющей крепкие торговые отношения с Сербией и Боснией и Герцеговиной в энергетической сфере. Во время заключительного этапа процесса вступления Хорватии в ЕС в 2013 году предполагалось, что страны Западных Балкан поспеют за развитием событий и в ближайшем будущем также присоединятся к Европейскому Союзу. Но несмотря на все старания, спустя 10 лет прогресса в переговорах и интеграции пока не наблюдается.
2.2 Европейское измерение балканского вектора внешней политики ФРГ
В декабре 2003 года ЕС принял свою первую Европейскую стратегию безопасности, в которой было заявлено следующее: «вспышка конфликта на Балканах напомнила нам, что война не исчезла с нашего континента»103. Стратегия связала будущее внешней политики ЕС с успехом реализации европейской политики в Юго-Восточной Европе: «доверие к нашей внешней политике зависит от закрепления наших достижений в этом регионе»104.
При этом ФРГ является одним из наиболее ярких лоббистов тесного сотрудничества ЕС с балканскими государствами. Канцлер Ангела Меркель неоднократно заявляла о том, что у Западных Балкан есть шанс на вступление в Евросоюз при условии демократии и реформ. «У всех государств есть перспектива присоединения к Европе. Однажды этот процесс завершится членством в ЕС», — заявила Меркель на саммите бывших югославских государств и Албании в Дубровнике, Хорватия осенью 2014 года105.
Берлинский процесс состоит из ряда мероприятий и встреч, которые проводятся ежегодно с 2014 года между отдельными государствами-членами ЕС и странами Западных Балкан. Он отличается от других инициатив ЕС тем, что международные финансовые институты и институты ЕС участвуют наряду с отдельными государствами ЕС, такими как Германия, как инициатор формата.
Берлинский процесс сосредоточен прежде всего на вопросах экономического и регионального сотрудничества. С организационной точки зрения он состоит из серии встреч, на которых представители отдельных стран ЕС, институтов ЕС и международных финансовых организаций встречаются с правительствами, а также с местными представителями гражданского общества с Западных Балкан. Формат сотрудничества вырабатывает рекомендации и стратегии для принятия новых и реализации уже установленных договоренностей.
В ходе мероприятий также рассматривается вопрос о том, какую выгоду Западные Балканы могут получить в краткосрочной перспективе, даже без полного членства в ЕС. По этой причине он фокусируется на экономических вопросах и региональном сотрудничестве, поскольку в ЕС преобладает мнение, что экономическое взаимодействие может стабилизировать регион и приблизить его к внутреннему рынку ЕС106.
Канцлер ФРГ А. Меркель призывала к более тесному сотрудничеству в регионе, которое не очень хорошо развито между государствами ЕС Словенией и Хорватией, а также претендентами на вступление Сербией, Черногорией, Македонией, Албанией, Косово, Боснией и Герцеговиной. В новом финансовом планировании ЕС до 2020 года было выделено 11,7 млрд евро для сближения государств с ЕС и
расширения слаборазвитой инфраструктуры107.
Инвестиции в экономические проекты, такие как устойчивая инфраструктура или энергетический переход, осуществляются через Инвестиционную структуру Западных Балкан (WBIF)108. WBIF — это инструмент координации доноров, объединяющий средства ЕС, различных финансовых учреждений и правительств стран Западных Балкан.
Одним из первых и наиболее успешных соглашений, подписанных в рамках Берлинского процесса, является Региональное бюро молодежного сотрудничества (RYCO)109. RYCO был запущен шестью странами Западных Балкан на саммите в Париже в июле 2016 года. Этот проект направлен на содействие примирению и сотрудничеству между молодежью в регионе. Основными средствами для достижения этой цели являются программы мобильности и обмена, а также вовлечение молодежи в процессы принятия политических решений. Платформа также включает проекты по примирению с прошлым и мирному диалогу. RYCO имеет офисы во всех столицах Западных Балкан.
Самым амбициозным соглашением, заключенным на данный момент в рамках Берлинского процесса, является создание Общего регионального рынка110. Обязательство было подписано всеми шестью западнобалканскими государствами на саммите в Софии в ноябре 2020 года. Соглашение должно было обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала и людей («четыре свободы»), включая аспекты, касающиеся цифровых технологий, инвестиций, инноваций и отраслевой политики.
Хотя Берлинский процесс уже породил много амбициозных идей, таких как общий региональный рынок, реализация договоренностей западнобалканскими государствами часто буксует. В будущем Германия и ЕС должны более решительно настаивать на выполнении принятых соглашений, поскольку Берлинский процесс может восстановить снижающееся доверие к перспективам вступления западнобалканских государств в ЕС.
Меркель призывала государства-участников Берлинского процесса смелее заняться реформами и прийти к соглашению с бывшими противниками. «Компромисс — это когда все участники одинаково недовольны», — заявляла она111. Кроме того, Меркель потребовала, чтобы балканские государства также ориентировались на ЕС с точки зрения внешней политики, например, в отношении Украины. Фоном к ее словам стала традиционная близость Сербии и Черногории к России.
2014 год стал неспокойным для Боснии и Герцеговины, начавшийся с массовых протестов и беспорядков из-за критической экономической и социальной ситуации в стране. Были протесты, во многих случаях насильственные. Кроме того, Босния и Герцеговина пострадала от сильнейшего стихийного бедствия за последние десятилетия, наряду с Сербией и Хорватией. Города были затоплены, а экономике, особенно сельскому хозяйству и торговле, был нанесен огромный ущерб.
На фоне этой ситуации Германия и Великобритания призвали к необходимым реформам, которые необходимо провести в стране, чтобы получить средства от Евросоюза. «Британо-германская инициатива» относилась к Соглашению о стабилизации и ассоциации, которое было призвано поддержать и оказать большое влияние на продвижение страны по пути ЕС112. Помимо решительной поддержки Боснии со стороны Ангелы Меркель и премьер-министра Дэвида Кэмерона, инициативу также поддержал Европейский Союз.
«Это может стать поворотным моментом на пути от Боснии и Герцеговины к Европейскому союзу», — заявила Федерика Могерини, бывший верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности и вице-президент Европейской комиссии113. В обмен на средства Европейского Союза, ЕС призвал к серьезным изменениям в сферах экономики, обеспечения прозрачности и реформам верховенства закона.
Конец эры Меркель стал важным событием для столиц Западных Балкан: на смену канцлеру-стороннику расширения ЕС на Юг и Восток пришел политик, не уделяющий региону столько внимания, сколько ранее уделяла бывший канцлер. В новом коалиционном соглашении пункт об европейской интеграции идет в самом конце и объединен с вопросами беженцев, что составляет всего лишь 3 страницы из почти 150-страничного документа114. Франция, одно из самых влиятельных государств-членов ЕС, блокировала прогресс интеграции и постоянно перетягивала на свою сторону других государств-членов ЕС. Так, например, Болгария наложила вето на присоединение Албании и Северной Македонии, по причине чего конкретные переговоры о вступлении в ЕС долгое время велись только с Сербией и Черногорией (однако стоит отметить, что в 2022 г. все же начались переговоры о вступлении Северной Македонии и Албании в ЕС115).
София спорила со Скопье о частично общей истории и не хотела признавать «северомакедонский» отдельным языком, считая его болгарским диалектом. Кроме того, Северной Македонии должно было быть разрешено называть себя только «Республикой Северная Македония», поскольку термин «Северная Македония» может также означать
северную часть географического региона Македонии, который, в свою очередь, частично принадлежит Болгарии116.
Стоит отметить, что до этого Греция годами блокировала начало переговоров о присоединении из-за названия «Македония», как называла себя Северная Македония до начала 2019 года. Именно из-за географического региона Македония, который в основном находится в Греции. У Северной Македонии не было другого выбора, кроме как переименовать себя.
Когда Афины, наконец, отозвали свое вето, последовала блокада со стороны Франции. Официальная причина заключалась в том, что сначала нужно было реформировать процесс вступления. Неофициальная причина – опасение растущего скептицизма по отношению к ЕС в самой Франции, что выражается, в том числе, в электоральных результатах. Главным аргументом в эту пользу является взлет Марин Ле Пен, набравшей в 2022 году более 40% голосов во втором туре президентских выборов117.
Лишь предложение Еврокомиссии о реформе процедуры присоединения (которая, впрочем, не повлекла за собой никаких реальных изменений) и компромиссные переговоры с Германией обеспечили уступку Парижа118. Однако Франция по-прежнему остается страной, скептически относящейся к расширению, которая, со своей стороны, не предпринимала никаких усилий для решения проблемы вето Болгарии, в отличие от Германии при Меркель.
Интеграция Западных Балкан в сообщество европейских государств на самом деле имеет центральное геополитическое значение для ЕС. Другие мировые политические державы, такие как Россия, Китай или страны Персидского залива используют нерешительность Евросоюза, чтобы расширить свое влияние в регионе и посеять разочарование в проекте Единой Европы.
Черногория ведет переговоры о вступлении с 2012 г., Сербия – с 2014 г. Албания и Северная Македония – с 2022 г. Тем не менее, как заявила Ангела Меркель в ходе своего визита в Белград в 2020 г.: «Сербии и всему региону еще предстоит пройти долгий путь», пока страны смогут присоединиться к ЕС119.
Экономически дела между Сербией и Германией идут хорошо, сейчас в немецких филиалах работает более 72 000 сербов. Товарооборот за 2022 год составил 7.5 млрд евро