Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Балканы во внешнеполитической доктрине А. Меркель




2.1 Роль и место стран бывшей Югославии во внешней политике ФРГ в период канцлерства А. Меркель



Академические дискуссии о политике и интересах Германии на Балканах часто сводятся к проблемам нарушения прав человека, важности демократических преобразований в политике и либерализации экономических отношений, а также к осуждению войны и насилия. Однако какими бы важными и гуманно понятными ни были подобные темы в публичном обсуждении, они все же не представляют собой ориентированную на национальные интересы и концептуально обоснованную балканскую политику. Вопрос в том, какие стратегические интересы Германия имеет в этом регионе и какие последствия вытекают из этого для немецкой политики?

Внешнеполитический курс Германии претерпел сильные изменения после объединения двух германских государств в единое целое. В то время как внешняя политика «старого» федерального правительства характеризовалась ограниченным пространством для маневра, объединенная Германия получила полный и неограниченный суверенитет над своими внутренними и внешними делами с «Договором 2 + 4» от 12 сентября 1990 г.82 Иными словами, с объединением Германии страна реализует широкую внешнюю политику, важную роль в которой играют страны бывшей Югославии.

Прежде всего для того, чтобы понять роль и место стран бывшей Югославии во внешней политике ФРГ в период канцлерства А. Меркель, важно проанализировать национальные интересы Германии целом. В Основном законе Германии изложены следующие внешнеполитические ценности ФРГ83:

  • защита прав человека (ст. 1 п. 2);

  • интернационализация сотрудничества через возможность передачи государственных суверенных прав межправительственным институтам (ст. 24);

  • примат международного права над национальным законодательством (ст. 25).

  • сохранение международного мира в виде запрета агрессивной войны (ст. 26).

Анализируя на основе вышеизложенного интересы Берлина на Балканах, можно сделать вывод о том, что ФРГ добивается того, чтобы этот регион не был подвержен каким-либо дестабилизационным факторам. Именно это обеспечит спокойствие на европейском континенте в целом и сохранят привычную деятельность тех международных регулирующих структур, которые являются жизненно важными для существования Федеративной Республики Германия.


Германия рассматривает балканские государства как составляющую своей безопасности Европейского Союза, ведь именно эти страны являются перевалочными пунктами для мигрантов84 (их неконтролируемый поток может вызвать внутренний кризис как в 2015 году), и отчасти по этой причине Берлин открыто поддерживает их вступление в ЕС. Берлин признает, что на пути к этому есть препятствия, прежде всего экономические, но иногда, как в случае с Сербией, политические (отношения с Россией). Сохранение надежд балканских государств на вступление в ЕС должно побудить их занять более прозападную, европейскую позицию85 .

Балканы — это «крыльцо Центральной Европы», и любая нестабильность на Балканах может негативно сказаться на странах Центральной Европы. Особенно неприятной может быть эскалация некоторых тлеющих на постюгославском пространстве конфликтов, таких, например, как албано-сербский, албано-македонский или сербскохорватский86.

Кроме того, потенциальной угрозой для Центральной Европы являются «терроризм, религиозный фундаментализм и организованная преступность. Балканы представляют собой «западную оконечность» так называемого «золотого полумесяца», протянувшегося от Афганистана и Пакистана через Ближний Восток к Балканам.

Однако не только вопросы безопасности представляют собой национальный интерес ФРГ. В первую очередь, речь идет про экономическую выгоду. ФРГ была крупнейшим торговым партнером Югославии, а немецкие компании могли рассчитывать на поглощение местных производственных мощностей, подобно покупке Шкоды в Чехии87.

Установление зоны геополитического контроля над течением Дуная является «формулой» центральноевропейской и общеконтинентальной мощи, «плацдармом» для дальнейшего распространения влияния, а именно: в Кавказском, Прикаспийском и Среднеазиатском районах; на юго-восток, через Балканскую трансмиссию, к точкам мировой торговли и сырья– Босфору, Дарданеллам, Суэцу, ближневосточным культурным центрам и запасам нефти.

Дунайский транспортно-географический «хребет» стал неоспоримым геополитическим фактором экспансионистских амбиций германского «блока», парадигмой «сухопутного варианта» обретения германской власти»88.

Кроме того, заинтересованность ФРГ в данном регионе также связана с вопросом энергетической безопасности, поскольку через Балканы проходят важные энергетические коридоры: «Балканский поток», «Трансадриатический газопровод», а также ряд нефтепроводов

89.

Балканские страны также представляют собой рынок, на котором сбывают свою продукцию немецкие и австрийские производители. А относительно невысокий уровень жизни в этих государствах, их экономическое и социальное положение, особенно в сравнении с ФРГ, является фактором притяжения дешевой рабочей силы для экономики Германии, либо в виде «импортируемой» рабочей силы, либо в виде рабочей силы на потенциально перемещенных производственных мощностях из стран Центральной Европы на Балканы.

Иными словами, Германия рассматривает государства Западных Балкан как важных партнеров и как часть европейской семьи. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления и инициативы, а также целенаправленные государственные визиты канцлера Ангелы Меркель.

Нет сомнений в том, что Германия является одной из самых могущественных европейских стран, но нужно также учитывать тот факт, что она является членом Европейского Союза. С 2014 года федеральное правительство под руководством ХДС/ХСС и СДПГ установило новые приоритеты в политике в отношении стран Балкан90 и предприняло различные инициативы для стимулирования процессов реформ и сближения с ЕС.

К ним относятся германо-британская инициатива по Боснии и Герцеговине в ноябре 2014 г.91, а также серия ежегодных конференций по Западным Балканам, начатая в августе 2014 г. (так называемый «Берлинский процесс»)92. В обоих случаях федеральное правительство полагалось на совместные инициативы с европейскими партнерами или на продолжение своей инициативы другими государствами-членами ЕС или институтами Европейского Союза.

Берлинский процесс был запущен в 2014 году правительством Ангелы Меркель для углубления региональной интеграции на Западных Балканах и с ними после того, как Комиссия Юнкера объявила, что в течение пяти лет расширения не будет93. Заявление Комиссии было основано, с одной стороны, на господствовавшем тогда мнении о том, что ЕС должен сначала провести внутренние реформы перед любым дальнейшим расширением, а с другой стороны, оно было реакцией на отсутствие прогресса среди западно-балканских государств в проведении реформ, особенно в области верховенства закона и демократизации.

Основная цель Процесса – укрепление сотрудничества между государствами региона и с ЕС – стала еще более важной в свете политики России на Украине. Расширение ЕС на Восток снова стояло на повестке дня.


На самом деле, Западные Балканы могли бы стать историей успеха во внешней политике Германии и ЕС, если бы интеграция Балкан состоялась. Тогда можно было бы искусной дипломатией приблизить к решению открытые внешнеполитические вопросы: от диалога между Сербией и Косово до долгосрочной стабилизации полиэтнических демократий в Северной Македонии, Боснии-Герцеговине и Черногории. В регионе, в котором все государства руководствуются стандартами и ценностями Европейского Союза, а также его правилами и институтами, вопросы статуса также могли бы быть решены.

Тем не менее, на пути присоединения Балкан к ЕС лежит ряд сложностей, связанных с различиями в уровнях развития и качестве жизни, несоответствием правовых и экономических систем, а также с недостаточным развитием систем управления в балканских странах, в связи с чем ФРГ активно продвигает политику содействия реформам в регионе для увеличения шансов государств полуострова присоединиться к ЕС94.

Все страны Западных Балкан должны «иметь возможность присоединиться к Европейскому союзу, если они отвечают требованиям присоединения»95. С этой целью по инициативе Ангелы Меркель в 2014 году на, так называемом, Берлинском процессе было принято решение проводить ежегодные конференции по Западным Балканам, «чтобы реализовать (...) согласованную повестку дня и подкрепить ее дальнейшими конкретными проектами», несмотря на то, что тогдашний глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер объявил пятилетний мораторий на расширение Евросоюза. Все государства-участники форума, представляющие Балканы, заявили о своей вере в то, что «их будущее — в Европейском Союзе»96; со своей стороны, федеральное правительство «прямо подчеркнуло свою приверженность европейской перспективе государств Западных Балкан»97. В повестке дня были обозначены четкие цели и меры:



1. Интенсификация регионального сотрудничества:

  • как можно более быстрое решение открытых двусторонних вопросов;

  • оживление процессов реформ в Боснии и Герцеговине;

  • развитие регионального сотрудничества до уровня гражданского общества;

  • укрепление и расширение трансграничных обменов, особенно среди молодого поколения.

2. Укрепление надлежащего управления:

  • борьба с коррупцией и организованной преступностью;

  • дальнейшие реформы для повышения правовой определенности в балканских государствах, сохранения и укрепления независимости судебной власти и более интенсивного сотрудничества в региональных и двусторонних трансграничных структурах;

  • усиление возможностей оппозиции в парламентской структуре;

  • продвижение политически активного гражданского общества через плюралистический медиа-ландшафт, независимые профсоюзы и экономику, свободную от политического влияния.


3. Повышение благосостояния за счет устойчивого экономического роста:

  • создание благоприятного инвестиционного климата путем открытия рынков, создания правовой определенности и политики абсолютной нетерпимости к коррупции;

  • активизация усилий по преодолению существующего дефицита счета текущих операций;

  • повышение конкурентоспособности за счет региональных цепочек добавленной стоимости;

  • региональное сотрудничество в рамках Энергетического сообщества Юго-Восточной Европы, в частности, в отношении безопасности энергоснабжения, целей энергоэффективности и защиты климата;

  • создание транспортного сообщества для Западных Балкан за счет улучшения логистической связи региона с востребованными европейскими рынками;

  • расширение информационно-коммуникационной инфраструктуры на надежных рамочных условиях;

  • основанное на потребностях академическое и профессиональное обучение для снижения безработицы среди молодежи.

Именно поэтому Германия заявила о своей готовности «осуществить дополнительные меры в рамках существующих программ экономического сотрудничества и развития, чтобы поддержать страны региона»98. В этом контексте канцлер Меркель подчеркнула обязательство «сделать все, чтобы регион на Западных Балканах стремительно развивался»99.

Вместе с другими странами ЕС Германия продолжала уделять внимание сближению шести западнобалканских стран с Европейским союзом. «Будущее этих государств за ЕС», говорится в итоговой декларации 4-й конференции по Западным Балканам, которая состоялась в 2017 году в Триесте, Италия100. Федеральное правительство подчеркнуло, что «нашей общей задачей является обеспечение того, чтобы эти государства могли хорошо развиваться, чтобы они могли шаг за шагом продвигаться к Европейскому Союзу»101.

В 2017 году Германия объявила, что расширит Берлинский процесс до «Берлинского процесса плюс», что увеличило финансирование региона со стороны европейских стран, заинтересованных в проектах инфраструктуры и развития102. Среди проектов — автомагистраль, соединяющая Сербию с Боснией и Герцеговиной, и еще одна, соединяющая Белград с Тираной, Албания, через Приштину, Косово.

Таким образом, ФРГ рассматривает Балканы в качестве сферы своих интересов, что обусловлено целым рядом факторов – от желания освоить ближневосточные нефтяные месторождения, до геоэкономических, географическо-пространственных причин, а также проблем безопасности.