Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Продвижение идей европейской интеграции в период Г. Шредера


«”Сребреница” никогда не должна больше повториться в Европе. Бури ненависти, которые охватили Югославию в июле 1995 года, можно было бы остановить, если бы мы, их соседи, имели возможность и решимость действовать»68. Это заявление бывшего депутата Европарламента Пэта Кокса, лауреата премии Карла Великого 2004 года, ясно показывает дилемму, перед которой стояла и до сих пор находится Европа спустя более чем 75 лет после окончания Второй мировой войны.

С окончанием Второй мировой войны в Европе пришло осознание того, что подобная катастрофа больше никогда не должна повториться на европейском континенте. Бывшие «заклятые враги» Франция и Германия решили больше сотрудничать в энергетической (Евратом) и экономической областях в рамках ЕОУС и ЕЭС, чтобы уменьшить взаимное недоверие и тем самым создать атмосферу для будущего сотрудничества и интеграции. Европейский союз в конечном итоге возник из этих первых ранних институтов.

Растущая интеграция и взаимозависимость между государствами ЕС привели ко все большему процветанию и вере в то, что Европа наконец-то преодолела бедствия войны. Но в тени западного процветания возник конфликт на Балканах, прямо на пороге Европы, который показал неспособность ЕС действовать в подобных кризисах, что придало новый импульс интеграционным процессам в Европе.

На фоне кровавейшей войны в Юго-Восточной ее части, Центральная и Западная объединяли усилия, создавая новую силу на мировой арене: Европейский союз. Победивший на выборах 1998 года Герхард Шредер стремился расширить европейскую интеграцию на Восток, что выглядело пугающе для его партнеров, Франция опасалась, что при добавлении новых членов в союз, а также при превращении таких органов как Еврокомиссия и Европарламент в наднациональные структуры, роль Германии возрастет и станет доминирующей в объединении, а Париж и Лондон потеряют часть своего суверенитета69. В то время, как Шредер был заинтересован в расширении интеграции не только по причинам общеевропейской солидарности, но и потому, что регион Центрально-Восточной Европы был освободившимся новым рынком сбыта, где немецкие компании смогут активно развиваться без сильной конкуренции, существующей в Евросоюзе
70.

Война в Косово привела к новым совместным проектам ЕС, которые были направлены на стабилизацию Балкан и, таким образом, на стабилизацию всей Европы. Опыт Югославии учит, что сохранение нейтральной посреднической позиции, не имеющей военных средств для отстаивания своих собственных позиций, неэффективно, и в конечном итоге, обречено на провал. В Югославии западным правительствам пришлось стать свидетелями того, как события на местах все больше отдаляются от их идей и ценностей.

Когда в июле 1999 года канцлер Германии Герхард Шредер, президент США Билл Клинтон и главы правительств всех стран-членов ЕС прибыли в Сараево на крупный балканский саммит, косовский конфликт только что закончился. Этот конфликт, четвертая война на Балканах менее чем за десятилетие, привел к перемещению почти миллиона албанцев в соседние страны. Политики, собравшиеся в Сараево, обязались «сотрудничать в целях сохранения многонационального и многоэтнического разнообразия стран региона и защиты меньшинств». Они торжественно заявили: «Мы будем работать вместе, чтобы способствовать интеграции Юго-Восточной Европы в континент, где границы остаются нерушимыми, но больше не означают разделения и предлагают возможность контактов и сотрудничества»71. Обещали мир в Европе — постмодернистский «Pax Europeana». Германия сыграла ведущую роль в формулировании этой цели.

В этой связи Г. Шредер начал активно продвигать идеи усиления интеграции в рамках ЕС. По его словам, «Европа сможет противостоять экономической мощи США и Азии только как единый рынок и политическая единица»72. Он выступал за развитие «сильных европейских институтов, способных действовать» в области экономической и социальной политики, но также особенно во внешней политике и политике безопасности. Именно Балканский кризис стал таким вызовом для стран Евросоюза, в том числе из-за миграционного наплыва и необходимости оказывать широкую гуманитарную помощь.

Кроме того, Шредер заявлял о необходимости преодолеть скептицизм людей в отношении расширения Европейского Союза: «Я всегда удивляюсь, когда слышу, как люди жалуются на риски, связанные с расширением Европейского Союза. Наоборот, мы всегда должны помнить о политических, культурных и экономических выгодах, которые расширение ЕС принесло государствам-членам. Нам нужно, чтобы балканские государства и Турция присоединились к Европейскому союзу — как по политическим, так и по экономическим причинам. Только так мы можем обеспечить стабильность и процветание в Европе в долгосрочной перспективе»

73.

Неожиданным пунктом в немецкой политики стало использование сил Бундесвера вне своей территории, что произошло впервые с 1945 года. ФРГ принимало активное участие в миссиях ООН и НАТО в Косово, более того, отправка контингента получила дополнительный импульс, когда возникли беспорядки в Северной Македонии, где в 2001 году произошли столкновения албанских сепаратистов из Армии освобождения Косова с местными властями. На этом фоне НАТО организовало операцию “Янтарная лиса”, которая позволила местным властям взять под контроль всю территорию страны и осуществлять управление самостоятельно74. Командование над общей группировкой досталось именно бундесверу75.

Отдельным пунктом дипломатии оставалась гуманитарная помощь. В Косово помимо частных пожертвований и инициатив граждан, действовал Немецкий Красный Крест. Федеральное правительство выделяло деньги из бюджета на поддержание местного населения, за период с 1998 по 2000 более 250 миллионов марок (порядка 145 миллионов долларов) было потрачено на на гуманитарные проекты для жертв конфликта в Косово76.

В начале 2002 года произошло важное событие как для Германии, так и для ЕС. С первого января в обращение была введена единая европейская валюта – евро. Именно ФРГ являлась одной из наиболее заинтересованных стран ЕС в этом. Однако вопросы внешней политики для «красно-зеленой коалиции» отошли несколько на второй план. Дело в том, что на сентябрь 2002 года были запланированы выборы в Бундестаг. А правящая красно-зеленая коалиция Шредера не могла продемонстрировать избирателю какие-либо существенные успехи во внутренней политике. В этой сфере, в отличие от внешней политики, оставался ряд нерешенных старых проблем, а именно: высокий уровень безработицы, нерешенность социальных проблем, существенная разница в уровне жизни между восточной и западной частями страны.

К тому же, Шредер в своей предвыборной кампании использовал довольно жесткую риторику, суть которой можно свести к тому, что Германия должна найти свой «немецкий путь» в мире. Это очень испугало соседей ФРГ, а также ряд европейских стран, не понимавших, что именно канцлер подразумевает. А если заглядывать в историю XX века, то позиция других стран становится ясна. Это происходило на фоне того, что немецкое правительство в этом же году заявило, что не будет участвовать в операции США в Ираке. Более того, в этом вопросе ФРГ нашла себе союзников в лице Франции и России. Это вызвало еще более отрицательную реакцию со стороны Соединенных Штатов. Джордж Буш-мл. уже начал размышлять над тем, чтобы перенести американские базы из Германии в соседнюю Польшу
77. С большим трудом «красно-зеленой коалиции» удалось остаться у власти (партии на двоих получили 303 места в Бундестаге из имеющихся 603). Шредер остался канцлером, а Фишер – главой МИД78.

После этого правительство Шредера сделало все, что было возможно для того, чтобы в отношениях с США настало потепление. Однако, позиции Вашингтона и Берлина по Ираку были прямо противоположные, более того, в Европе стал оформляться новый блок на внешнеполитической арене при участии канцлера Германии и президентов Франции и России. Еще в конце 90-х Россия, Франция и Германия начали сближаться, что было охарактеризовано как создание "европейской тройки" —тройственного клуба

держав, решавшего европейские вопросы без участия США. В начале 2000-х

"тройка" энергично выступила против вторжения Соединенных Штатов в

Ирак. Наравне с Москвой Париж доказывал, что свержение диктаторского режима способно высвободить дремлющие силы религиозного экстремизма.

Со стороны ФРГ также поступали инициативы развития международного многополярного сотрудничества, уже в мае 2003 года новый министр обороны ФРГ Петер Штрук представил свою версию «Директив по оборонной политике». В этом документе Штрук отмечал, что в XXI веке нужно отойти от понимания обороны как простой защиты границ государства. По его мнению, центр внимания в вопросе европейской и национальной безопасности нужно сместить на международные и этнические конфликты, асимметричные угрозы, оружие массового уничтожения и терроризм.

По словам Штрука, главным элементом европейской зоны стабильности должен быть Евросоюз, а для того, чтобы он достиг политической дееспособности и эффективности, нужно иметь развитый инструментарий во всех сферах, связанных с безопасностью. Кроме того, по его мнению, необходимо создать единую европейскую политику в области безопасности и обороны, а в дальнейшей перспективе необходимо создать Европейский союз безопасности и обороны79.

Следует отметить, что в этом направлении ФРГ удалось добиться поставленной цели. Уже 12 июля 2004 года было создано Европейское агентство по обороне, именно благодаря активности немецких дипломатических кругов. В этом же году летом был представлен проект так называемой конституции ЕС, который был выработан при сотрудничестве представителей Франции и Германии. Что превращало бы структуру Евросоюза в еще более монолитное здание, руководство которой осуществляло бы Европарламент и единое правительство. Церемония подписания конституции состоялась 29 октября 2004 г. в Риме, после чего началась процедура ратификации документа странами-членами ЕС. Однако после того, как летом 2005 года проект провалился на референдумах в Нидерландах и Франции, от него было решено отказаться вовсе
80.

На фоне этих процессов, начался внутрипартийный кризис в партии Шредера. В 2004 году ее ряды покинули многие старые члены, а Шредер ушел с поста председателя партии. Последним звоночком для Шредера стало поражение в мае 2005 года его партии на местных выборах в земле Северный Рейн – Вестфалия. До этого времени депутаты от СДПГ в течение 39 лет одерживали здесь победу. Канцлер запустил процедуру досрочных выборов, назначенных на сентябрь 2005 года.

Хотя СДПГ, по мнению экспертов, должна была проиграть, она набрала равное количество голосов вместе с блоком ХДС\ХСС81. Между партиями начались переговоры, в результате которых было провозглашено создание так называемой «большой коалиции» СДПГ и ХДС\ХСС. Несмотря на противодействие самого Шредера, новым канцлером ФРГ стала глава ХДС 51-летняя Ангела Меркель.

Таким образом, европейский вектор внешней политики ФРГ продолжал оставаться важнейшим направлением и во времена правления Герхарда Шредера , но, за счет массовой нестабильности в регионе и с помощью ряда различных инструментов, правительству Г. Шредера за короткое время удалось сделать ФРГ одним из самых крупных и серьезных игроков на международной арене. Буквально через 15 лет страна стала центральным государством Европы, позиция которой могла пойти вразрез с идеями Вашингтона, вокруг идей которого объединялись другие европейские страны, желавшие рациональной политики в рамках выгодного сотрудничества не только с Западом, но и с Востоком в лице России, Турции и Ирака.

При этом можно отметить, что правительство Шредера получило страну, которая уже имела определенный международный авторитет и могла сама диктовать условия другим. Поэтому он, несмотря на продолжение внешнеполитического курса Коля, не согласовывал политику Германии с действиями США; совместно с Францией инициировал введение единой европейской валюты; наметилось серьезное улучшение отношений с Парижем и расширение европейской интеграции в Восточную Европу (в том числе в перспективе и за счет Балкан)