Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место Балкан во внешней политике ФРГ в постбиполярном мире (1991 – 2005)
1.1 Участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта
1.2 Продвижение идей европейской интеграции в период Г. Шредера
2. Балканы во внешнеполитической доктрине А. Меркель
2.1 Роль и место стран бывшей Югославии во внешней политике ФРГ в период канцлерства А. Меркель
2.2 Европейское измерение балканского вектора внешней политики ФРГ
3. Проблемы внешней политики ФРГ и Евросоюза на Балканах
включая финансовую помощь, техническую помощь и обучение. Европейский Союз сыграл ключевую роль в поддержке реформы сектора безопасности в рамках своей программы «Инструмент помощи перед вступлением» (IPA)140. IPA предоставляет финансовую помощь странам-кандидатам и потенциальным кандидатам на Западных Балканах для поддержки их усилий по проведению реформ, включая реформу сектора безопасности.
Перспективы военно-политической интеграции балканских государств в западные структуры сталкивается с рядом вызовов и возможностей.
Есть несколько ключевых проблем и препятствий, которые необходимо решить на этом пути, в том числе текущие политические вызовы и проблемы безопасности в регионе, наследие конфликтов 1990-х и начала 2000-х годов, а также необходимость взаимодействия с гражданским обществом и другими негосударственными действующие лица региона.
Кроме того, одним из главных вызовов является политическое сопротивление России и Китая, которые видят в западной интеграции Балкан угрозу своему влиянию в регионе141. Еще одной проблемой являются медленные темпы реформ в балканских государствах. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последние несколько десятилетий, страны региона по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами, включая коррупцию, организованную преступность и политическую нестабильность. Эти проблемы препятствуют их продвижению к западной интеграции и подрывают доверие к ним как к надежным партнерам.
Несмотря на эти вызовы, есть и возможности для военно-политической составляющей интеграции балканских государств в западные структуры. Одной из возможностей является растущий интерес западных держав к региону, особенно в контексте действий России на Украине. Западные державы рассматривают Балканы как стратегический буфер против «российского экспансионизма» и поэтому более склонны инвестировать в регион142.
Еще одна возможность – это возможность для балканских государств стать более активными участниками НАТО и других западных институтов безопасности. Страны региона продемонстрировали свою готовность участвовать в мероприятиях Альянса и продемонстрировали твердую приверженность коллективной обороне НАТО. Если они продолжат модернизировать свои вооруженные силы и перенимать западные военные стандарты и методы, они могут внести важный вклад в систему безопасности Запада.
При этом стоит отметить, что военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры имеет последствия и за пределами самого региона. Стабильность и безопасность на Балканах имеют решающее значение не только для региона, но и для Европы в целом. Нестабильность и конфликты на Балканах могут иметь волновой эффект, приводя к росту миграции, терроризма и организованной преступности, а также потенциально дестабилизируя соседние страны.
Кроме того, интеграция балканских государств в западные структуры может способствовать продвижению «мягкой силы» Запада – прежде всего более широких ценностей и принципов евроатлантического сообщества, включая демократию, права человека и верховенство права. Поддерживая балканские страны в их усилиях по созданию демократических институтов, продвижению прозрачности и подотчетности и защите прав человека, западные державы могут способствовать продвижению этих ценностей не только на Балканах, но и в соседних регионах, а также за их пределами.
Также важно признать, что военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры не является улицей с односторонним движением.
В то время как западные державы должны играть важную роль в поддержке интеграционного процесса, сами балканские страны также должны взять на себя ответственность за свое собственное развитие и прогресс, продолжая инвестиции в модернизацию и повышение профессионализма своих вооруженных сил, продвижение реформы сектора безопасности и решение текущих политических проблем и проблем безопасности в регионе.
В конечном итоге успех военно-политической интеграции балканских государств в западные структуры будет зависеть от готовности всех вовлеченных сторон работать вместе и взять на себя ответственность за этот процесс.
Отдельно стоит отметить, что фактор НАТО для ФРГ стал острым вопросом после начала российской Специальной Военной Операции 24.02.2022. ФРГ расширяет расходы на оборону, выделяет средства на поддержку украинской армии, а также наращивает взаимодействие в оборонной сфере с соседями. Например, поглощая сухопутные силы Нидерландов143. Более того, нынешний канцлер уверен, что Германия должна стать гарантом европейской безопасности, разумеется, в рамках существующих институтов (НАТО и ЕС)144. На первый план в интеграционных возможностях Западных Балкан выходит именно геополитика, Олаф Шольц прямо об этом заявляет: либо Сербия и Косово мирятся на условиях ЕС, либо никакого прогресса в переговорах не будет
145. Одновременно с этим, канцлер убежден, что Европе необходимо интегрировать регион как можно скорее, иначе вакуум влияния заполнят конкуренты в лице Китая и России146.
Таким образом, военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий расширение НАТО, военное сотрудничество и реформирование сектора безопасности. Процесс интеграции обусловлен целым рядом факторов, в том числе необходимостью стабилизации региона, а также противодействия влиянию России и других внешних игроков.
За последние несколько десятилетий был достигнут значительный прогресс в деле интеграции балканских государств в западные структуры. Расширение НАТО привело к вступлению в альянс нескольких балканских государств, а военное сотрудничество и реформа сектора безопасности помогли укрепить их потенциал и повысить их оперативную совместимость с силами НАТО.
Однако процесс интеграции сталкивается с рядом проблем, в том числе с сопротивлением России и Китая, которые стремятся подорвать западную интеграцию и продвигать собственные интересы в регионе, а также медленным прогрессом реформ в балканских государствах и сохраняющимися политическими вызовами и проблемами безопасности в регионе. Тем не менее, несмотря на эти вызовы, есть и возможности для военно-политической интеграции балканских стран в западные структуры – растущий интерес западных держав к региону, а также возможность того, что балканские государства станут более активными участниками НАТО и других западных институтов безопасности, могут способствовать дальнейшему укреплению интеграционного процесса и укреплению региональной стабильности и безопасности.
В целом интеграция балканских государств в западные структуры — это долгосрочный и непрерывный процесс, который требует постоянного участия, инвестиций и приверженности как со стороны западных держав, так и самих балканских государств. Военно-политическая составляющая этой интеграции является важнейшим аспектом этого процесса и будет и впредь играть ключевую роль в формировании будущего региона.
Цель регионального экономического сотрудничества и интеграции в Юго-Восточной Европе преследуется Европейским Союзом более трех десятилетий147. В начале 1980-х годов Европейское сообщество (предшественник ЕС) начало активно поддерживать интеграцию стран Юго-Восточной Европы. В 1989 году была разработана инициатива «Стратегия Юго-Восточной Европы», целью которой было укрепление экономических, политических и культурных связей между Европой и регионом.
В 1990-х годах ЕС усилил свои усилия по интеграции стран региона, особенно после распада Югославии и конфликтов на Балканах. В 1999 году был учрежден Процесс Стабилизации и Ассоциации, который был ориентирован на интеграцию стран Балканского региона в ЕС148. В рамках этого процесса были заключены Соглашения о стабилизации и ассоциации с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Сербией и Черногорией (позднее Черногория стала независимой страной) и Косово.
Вскоре после запуска Процесса Стабилизации и Ассоциации ЕС странам региона в 2000 году были предоставлены автономные торговые преференции, которые были распространены на Югославию в ноябре 2000 года (после того, как октябрьские выборы положили конец предыдущему политическому режиму)149. Эти торговые уступки ЕС устранили пошлины и количественные ограничения для около 95% товаров из балканских стран, поступающих на рынок ЕС, включая большинство сельскохозяйственных и чувствительных промышленных продуктов150.
Что касается непосредственно торговых связей Берлина с регионом, то еще с Югославских времен доля ФРГ была высока: по данным на 1990 год вторым по экспорту и импорту для Югославии была именно германия (15% импорта и 16.5% всего экспорта с товарооборотом почти в миллиард долларов151).
Экономические интересы Германии на Балканах существовали всегда, но наибольшего пика они достигли в период 1988-1992 годов. Тогда, в рамках развития двусторонних отношений с Европой, между ЕЭС и Югославией было подписано соглашение об ассоциации, что открывало еще более широкий доступ к рынкам сбыта друг друга152.
Более того, с точки зрения экономики, было бы взаимовыгодно расширить ЕЭС на Югославию, так как уровень развития экономик и вовлеченность в общую торговлю были на высоком уровне. Фактически, первая попытка расширить Евросоюз на Балканы была предпринята в 1990-1991 гг., но не переговоры не удалось довести до конца из-за начавшейся гражданской войны, хотя в мае 1991 ЕЭС было готово выделить Югославии 5.5 миллиарда долларов на проведение структурных реформ
153.
Таким образом, с экономического подхода Югославия была важным партнером, после ее краха, регион остался практически пустующим рынком сбыта. Основное производство до войны было связано с сельским хозяйством: в топ-5 экспортируемых товаров на 1992 год были кукуруза и лесные ягоды154, период конфликтов привел к запустению и угасанию экономику всех стран региона, официальный ущерб составил 50-70 миллиардов долларов для Боснии155, порядка 40 миллиардов для Хорватии156, а для Сербии санкции практически уничтожили экономику, сократив ВВП на 60% и обесценив местную валюту157. В такой ситуации население решило довериться Берлину, по сути, немецкая марка стала неофициальной сербской валютой в 1990-е до тех пор, пока не были сняты самые жесткие санкции и не удалось обуздать гиперинфляцию введением нового динара, привязанного к немецкой марке158.
Таким образом, в 1990-е годы, несмотря на санкции, ФРГ лишь усиливало экономическое присутствие в регионе.
В нулевые годы экономические отношения были связаны в основном с двумя вещами: послевоенное восстановление, куда активно выделялись средства со стороны ЕС и ФРГ159, а также гуманитарная помощь для продвижения новых государств по пути кандидатства и вхождения в Европейский Союз. Германия в этот период остается основным сторонником процесса расширения Европейского Союза и играет важную роль в усилиях балканских стран по вступлению в Европейский Союз.
Открытие рынка ЕС способствовало очень быстрому увеличению торговли стран Балкан с ЕС в течение 2000-х годов. Страны региона нашли в ЕС большой рынок для своего экспорта и еще больший рынок для своего импорта, поскольку либерализация торговли в сочетании с политикой сильных валют в большинстве случаев привела к гораздо более быстрому росту импорта, чем экспорта. ЕС фактически имел профицит в своей торговле с регионом в течение периода 2001-2016 годов160.
В последующие годы ЕС продолжал активно поддерживать интеграцию стран региона. В 2003 году была создана Европейская политика соседства, которая была ориентирована на укрепление экономических, политических и культурных связей между ЕС и его соседями на востоке и на юге. Эта политика также включала в себя сотрудничество с странами Балканского региона.
В целом, Западные структуры, прежде всего ЕС, а также МВФ и Всемирный банк, и другие международные организации, играют решающую роль в поддержке экономического развития балканских государств. Эти организации предоставляют балканским государствам финансовую помощь, техническую экспертизу и консультации по вопросам политики для решения экономических проблем и использования возможностей интеграции.
Перспективы военно-политической интеграции балканских государств в западные структуры сталкивается с рядом вызовов и возможностей.
Есть несколько ключевых проблем и препятствий, которые необходимо решить на этом пути, в том числе текущие политические вызовы и проблемы безопасности в регионе, наследие конфликтов 1990-х и начала 2000-х годов, а также необходимость взаимодействия с гражданским обществом и другими негосударственными действующие лица региона.
Кроме того, одним из главных вызовов является политическое сопротивление России и Китая, которые видят в западной интеграции Балкан угрозу своему влиянию в регионе141. Еще одной проблемой являются медленные темпы реформ в балканских государствах. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за последние несколько десятилетий, страны региона по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами, включая коррупцию, организованную преступность и политическую нестабильность. Эти проблемы препятствуют их продвижению к западной интеграции и подрывают доверие к ним как к надежным партнерам.
Несмотря на эти вызовы, есть и возможности для военно-политической составляющей интеграции балканских государств в западные структуры. Одной из возможностей является растущий интерес западных держав к региону, особенно в контексте действий России на Украине. Западные державы рассматривают Балканы как стратегический буфер против «российского экспансионизма» и поэтому более склонны инвестировать в регион142.
Еще одна возможность – это возможность для балканских государств стать более активными участниками НАТО и других западных институтов безопасности. Страны региона продемонстрировали свою готовность участвовать в мероприятиях Альянса и продемонстрировали твердую приверженность коллективной обороне НАТО. Если они продолжат модернизировать свои вооруженные силы и перенимать западные военные стандарты и методы, они могут внести важный вклад в систему безопасности Запада.
При этом стоит отметить, что военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры имеет последствия и за пределами самого региона. Стабильность и безопасность на Балканах имеют решающее значение не только для региона, но и для Европы в целом. Нестабильность и конфликты на Балканах могут иметь волновой эффект, приводя к росту миграции, терроризма и организованной преступности, а также потенциально дестабилизируя соседние страны.
Кроме того, интеграция балканских государств в западные структуры может способствовать продвижению «мягкой силы» Запада – прежде всего более широких ценностей и принципов евроатлантического сообщества, включая демократию, права человека и верховенство права. Поддерживая балканские страны в их усилиях по созданию демократических институтов, продвижению прозрачности и подотчетности и защите прав человека, западные державы могут способствовать продвижению этих ценностей не только на Балканах, но и в соседних регионах, а также за их пределами.
Также важно признать, что военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры не является улицей с односторонним движением.
В то время как западные державы должны играть важную роль в поддержке интеграционного процесса, сами балканские страны также должны взять на себя ответственность за свое собственное развитие и прогресс, продолжая инвестиции в модернизацию и повышение профессионализма своих вооруженных сил, продвижение реформы сектора безопасности и решение текущих политических проблем и проблем безопасности в регионе.
В конечном итоге успех военно-политической интеграции балканских государств в западные структуры будет зависеть от готовности всех вовлеченных сторон работать вместе и взять на себя ответственность за этот процесс.
Отдельно стоит отметить, что фактор НАТО для ФРГ стал острым вопросом после начала российской Специальной Военной Операции 24.02.2022. ФРГ расширяет расходы на оборону, выделяет средства на поддержку украинской армии, а также наращивает взаимодействие в оборонной сфере с соседями. Например, поглощая сухопутные силы Нидерландов143. Более того, нынешний канцлер уверен, что Германия должна стать гарантом европейской безопасности, разумеется, в рамках существующих институтов (НАТО и ЕС)144. На первый план в интеграционных возможностях Западных Балкан выходит именно геополитика, Олаф Шольц прямо об этом заявляет: либо Сербия и Косово мирятся на условиях ЕС, либо никакого прогресса в переговорах не будет
145. Одновременно с этим, канцлер убежден, что Европе необходимо интегрировать регион как можно скорее, иначе вакуум влияния заполнят конкуренты в лице Китая и России146.
Таким образом, военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий расширение НАТО, военное сотрудничество и реформирование сектора безопасности. Процесс интеграции обусловлен целым рядом факторов, в том числе необходимостью стабилизации региона, а также противодействия влиянию России и других внешних игроков.
За последние несколько десятилетий был достигнут значительный прогресс в деле интеграции балканских государств в западные структуры. Расширение НАТО привело к вступлению в альянс нескольких балканских государств, а военное сотрудничество и реформа сектора безопасности помогли укрепить их потенциал и повысить их оперативную совместимость с силами НАТО.
Однако процесс интеграции сталкивается с рядом проблем, в том числе с сопротивлением России и Китая, которые стремятся подорвать западную интеграцию и продвигать собственные интересы в регионе, а также медленным прогрессом реформ в балканских государствах и сохраняющимися политическими вызовами и проблемами безопасности в регионе. Тем не менее, несмотря на эти вызовы, есть и возможности для военно-политической интеграции балканских стран в западные структуры – растущий интерес западных держав к региону, а также возможность того, что балканские государства станут более активными участниками НАТО и других западных институтов безопасности, могут способствовать дальнейшему укреплению интеграционного процесса и укреплению региональной стабильности и безопасности.
В целом интеграция балканских государств в западные структуры — это долгосрочный и непрерывный процесс, который требует постоянного участия, инвестиций и приверженности как со стороны западных держав, так и самих балканских государств. Военно-политическая составляющая этой интеграции является важнейшим аспектом этого процесса и будет и впредь играть ключевую роль в формировании будущего региона.
3.2. Экономическое измерение
Цель регионального экономического сотрудничества и интеграции в Юго-Восточной Европе преследуется Европейским Союзом более трех десятилетий147. В начале 1980-х годов Европейское сообщество (предшественник ЕС) начало активно поддерживать интеграцию стран Юго-Восточной Европы. В 1989 году была разработана инициатива «Стратегия Юго-Восточной Европы», целью которой было укрепление экономических, политических и культурных связей между Европой и регионом.
В 1990-х годах ЕС усилил свои усилия по интеграции стран региона, особенно после распада Югославии и конфликтов на Балканах. В 1999 году был учрежден Процесс Стабилизации и Ассоциации, который был ориентирован на интеграцию стран Балканского региона в ЕС148. В рамках этого процесса были заключены Соглашения о стабилизации и ассоциации с Хорватией, Боснией и Герцеговиной, Сербией и Черногорией (позднее Черногория стала независимой страной) и Косово.
Вскоре после запуска Процесса Стабилизации и Ассоциации ЕС странам региона в 2000 году были предоставлены автономные торговые преференции, которые были распространены на Югославию в ноябре 2000 года (после того, как октябрьские выборы положили конец предыдущему политическому режиму)149. Эти торговые уступки ЕС устранили пошлины и количественные ограничения для около 95% товаров из балканских стран, поступающих на рынок ЕС, включая большинство сельскохозяйственных и чувствительных промышленных продуктов150.
Что касается непосредственно торговых связей Берлина с регионом, то еще с Югославских времен доля ФРГ была высока: по данным на 1990 год вторым по экспорту и импорту для Югославии была именно германия (15% импорта и 16.5% всего экспорта с товарооборотом почти в миллиард долларов151).
Экономические интересы Германии на Балканах существовали всегда, но наибольшего пика они достигли в период 1988-1992 годов. Тогда, в рамках развития двусторонних отношений с Европой, между ЕЭС и Югославией было подписано соглашение об ассоциации, что открывало еще более широкий доступ к рынкам сбыта друг друга152.
Более того, с точки зрения экономики, было бы взаимовыгодно расширить ЕЭС на Югославию, так как уровень развития экономик и вовлеченность в общую торговлю были на высоком уровне. Фактически, первая попытка расширить Евросоюз на Балканы была предпринята в 1990-1991 гг., но не переговоры не удалось довести до конца из-за начавшейся гражданской войны, хотя в мае 1991 ЕЭС было готово выделить Югославии 5.5 миллиарда долларов на проведение структурных реформ
153.
Таким образом, с экономического подхода Югославия была важным партнером, после ее краха, регион остался практически пустующим рынком сбыта. Основное производство до войны было связано с сельским хозяйством: в топ-5 экспортируемых товаров на 1992 год были кукуруза и лесные ягоды154, период конфликтов привел к запустению и угасанию экономику всех стран региона, официальный ущерб составил 50-70 миллиардов долларов для Боснии155, порядка 40 миллиардов для Хорватии156, а для Сербии санкции практически уничтожили экономику, сократив ВВП на 60% и обесценив местную валюту157. В такой ситуации население решило довериться Берлину, по сути, немецкая марка стала неофициальной сербской валютой в 1990-е до тех пор, пока не были сняты самые жесткие санкции и не удалось обуздать гиперинфляцию введением нового динара, привязанного к немецкой марке158.
Таким образом, в 1990-е годы, несмотря на санкции, ФРГ лишь усиливало экономическое присутствие в регионе.
В нулевые годы экономические отношения были связаны в основном с двумя вещами: послевоенное восстановление, куда активно выделялись средства со стороны ЕС и ФРГ159, а также гуманитарная помощь для продвижения новых государств по пути кандидатства и вхождения в Европейский Союз. Германия в этот период остается основным сторонником процесса расширения Европейского Союза и играет важную роль в усилиях балканских стран по вступлению в Европейский Союз.
Открытие рынка ЕС способствовало очень быстрому увеличению торговли стран Балкан с ЕС в течение 2000-х годов. Страны региона нашли в ЕС большой рынок для своего экспорта и еще больший рынок для своего импорта, поскольку либерализация торговли в сочетании с политикой сильных валют в большинстве случаев привела к гораздо более быстрому росту импорта, чем экспорта. ЕС фактически имел профицит в своей торговле с регионом в течение периода 2001-2016 годов160.
В последующие годы ЕС продолжал активно поддерживать интеграцию стран региона. В 2003 году была создана Европейская политика соседства, которая была ориентирована на укрепление экономических, политических и культурных связей между ЕС и его соседями на востоке и на юге. Эта политика также включала в себя сотрудничество с странами Балканского региона.
В целом, Западные структуры, прежде всего ЕС, а также МВФ и Всемирный банк, и другие международные организации, играют решающую роль в поддержке экономического развития балканских государств. Эти организации предоставляют балканским государствам финансовую помощь, техническую экспертизу и консультации по вопросам политики для решения экономических проблем и использования возможностей интеграции.