Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место Балкан во внешней политике ФРГ в постбиполярном мире (1991 – 2005)
1.1 Участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта
1.2 Продвижение идей европейской интеграции в период Г. Шредера
2. Балканы во внешнеполитической доктрине А. Меркель
2.1 Роль и место стран бывшей Югославии во внешней политике ФРГ в период канцлерства А. Меркель
2.2 Европейское измерение балканского вектора внешней политики ФРГ
3. Проблемы внешней политики ФРГ и Евросоюза на Балканах
8.
А. Ю. Ватлин в своем исследовании «Германия в XX веке» дает современный взгляд на основные проблемы германской истории и раскрытие проблемы изменения «новой» Германии на на рубеже XX-XXI веков; в нем использованы материалы российских и германских архивов13.
Проблемы становления внешнеполитического курса Германии после объединения, а также воздействие на этот процесс внутренней политики расширения Евросоюза и перспективы отношений Украины с ЕС рассматривает в своей работе C.B.Погорельская14.
При рассмотрении вопроса становления правящих кругов Германии необходимо обратить внимание на монографию Н.В.. Павлова «История внешней политики Германии от Бисмарка до Меркель"15, посвященной содержанию основных составляющих германской внешней политики, политическую практику и концептуальные установки правящих партий, а также комплексной аналитике внешнеполитической деятельности того или иного правительства Федеративной Республики Германии, каждое из которых, во многом зависело от личности главы государства. Не менее содержательна и интересна в этом отношении работа немецкого автора Хельги Хафтендорн «Германская внешняя политика между самоограничением и самоутверждением»16.
Проблематика внутренней и внешней политики Германии, а также вопросы евроинтеграции исследует широкий круг представителей западной науки. Немецкий ученый Грегор Шёльген в своем исследовании «Внешняя политика ФРГ: от первых шагов до современности»17 делает акцент на усилении немецких позиций по причине распада восточноевропейских силовых структур, роста ее потенциала практически во всех сферах в результате объединения страны.
Взгляд на Германию со стороны представляют в зарубежной науке и политической публицистике целый ряд исследователей. Британский ученый Тимоти Гартон Эш (Timothy Garton Ash) весьма подробно показывает возможные варианты формирования внешней политики для объединённой
Германии, склоняясь к варианту «расширения Европы», при котором акцент делается на геополитическую роль Германии в европейской политике.
Западные авторы, в частности Ульрих Шпек, отмечают, что США уступили часть своего влияния в отношениях с Европой новой объединенной Германии. ФРГ взяла на себя основную долю ответственности за Европу и близлежащие регионы. Немецкая сторона извлекает большие выгоды из современного мирового порядка и глобализации, а значит, ключевой стратегической целью страны является их сохранение и дальнейшее развитие.
Методология исследования базируется на диалектическом подходе, системном анализе и синтезе, которые предоставляют возможность всесторонне исследовать изучаемый предмет диссертационной работы и проследить эволюцию его развития. В первую очередь были использованы структурный и интерпретативный подходы. Что же касается задействованных наук и дисциплин, то основными из них для работы стали история, география и экономика.
Учитывая специфику и предмет работы, были применены историческая методология и логическая методология18.Для получения более полной картины происходящего, выделения проблемы, перспектив ее решения, сильных и слабых сторон акторов в переговорах и установлении международных отношений был проведен SWOT-анализ19.Если говорить более конкретным языком, то, очевидно, будет необходим анализ для детального изучения эволюции внешней политики ФРГ и оценки успешности ее проведения в жизнь20, а также индукция для определения результатов исследования на фоне известных событий и показателей изучаемого периода21. Помимо историко-политических методов, необходимо задействовать и экономический анализ для рассмотрения отдельных частей немецкой внешней политики в контексте двустороннего сотрудничества с Балканскими странами. Для отображения успехов, также будет задействован статистико-экономический метод, дабы вычленить наиболее важные показатели и оценить их изменения22.
Количественные методы включают изучение и анализ содержания партийных соглашений, освещающих начало нового вектора в отношениях между Берлином и странами пост-Югославии, а также официальных документов, находящихся в открытом доступе по данному вопросу.
Системный метод исследования помог рассмотреть политику ФРГ в отношении Балкан как систему, состоящую из определенных элементов, взаимодействие между которыми и представляет собой продукт внешней политики страны. Иными словами, внешнеполитический курс Германии в отношении Балкан – многоуровневый феномен, который состоит из разных компонентов, обладающих определенными свойствами и спецификой.
Прогностический метод применялся в процессе анализа перспектив развития внешней политики ФРГ на Балканах.
Кроме того, в ходе исследования используется также такой эмпирический метод, как контент-анализ. Контент-анализ применялся при исследовании основных программ Германии в балканских государствах в различных областях – от экономической помощи до содействия реформированию системы государственного управления. Также использование данного метода позволило более качественно проанализировать содержание основных параметров внешнеполитического курса страны в отношении стран балканского регионе.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:
1. впервые исследован и обобщен большой фактический материал,
содержащийся в исследованиях, посвящённых внешней политике Германии с
1991 по настоящее время на Юго-Востоке Европы;
2. на этой основе впервые с позиции исторической науки предпринят
систематический анализ процесса становления и эволюции внешней политики Германии в отношении Балканских государств
после распада биполярной системы международных отношений;
3. выявлены факторы, повлиявшие на активизацию внешнеполитических действий правительства ФРГ на территории Балкан;
4. сделаны выводы о среднесрочных и долгосрочных
внешнеполитических перспективах Германии в балканском направлении.
Фактический материал и основные выводы, которые содержатся в данной работе, имеют практическое значение для дальнейших исследований и осмысления внешней политики ФРГ, для разработки спецкурсов, как по истории современной Германии, так и стран Балканского региона, а также для ведомств, участвующих в выработке и осуществлении внешней политики страны.
Результаты исследования имеют практическую значимость не только для науки, но и для учебного процесса. В частности, собранный в диссертации обширный фактический материал и аналитические выводы могут быть использованы при подготовке учебных программ и учебных пособий или курсов по истории международных отношений, внешней политики и дипломатии Германии в профильных учебных заведениях.
Результаты исследования смогут также найти практическое применение в качестве аналитического материала и применены в работе МИД России как в свете расширения двустороннего сотрудничества с Германией, так и в целях изучения дипломатического опыта, средств и методов реализации внешней политики зарубежных государств и внедрения наиболее успешных практик.
До 1999 года усилия международного сообщества по сдерживанию и урегулированию конфликтов, последовавших за распадом бывшей Югославии, были в основном сосредоточены на Боснии и Герцеговине и Косово, а также на Македонии; только после войны в Косово в 1999 году была разработана всеобъемлющая концепция умиротворения всего региона в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. До тех пор в управлении конфликтами можно выделить три этапа.
— Первый этап длился с 1990 по 1992 год и включал в себя распад старой Югославии (на смену которой пришла Сербия и Черногория как «Союзная Республика Югославия») и насильственную эскалацию антагонизма между этническими группами и государствами-правопреемниками; он заканчивается международным признанием бывших республик Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины (признание Македонии было отложено из-за позиции Греции). Германия активно приветствовала сепаратистские настроения, и убедила ЕС поддержать независимость новых стран23, против чего выступали даже США24.
— Второй этап включает международные усилия по установлению мира в Боснии и завершается Дейтонской конференцией 1995 г.
— Третий этап – эскалация напряженности в Косово; она начинается в 1998 году и заканчивается капитуляцией Белграда и Кумановским соглашением в июне 1999 года, то есть, окончательной потерей контроля Сербией над регионом.
Каждый из этих этапов международных усилий по сдерживанию конфликта отмечен важными событиями. На первом этапе это международное признание государств-правопреемников, на втором — военное вмешательство международного сообщества, завершающееся выполнением Дейтонского соглашения, и, наконец, на третьем этапе — прямое военное вмешательство в Косово со стороны НАТО.
Рассмотрим участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта на каждом из этих этапов.
Первая фаза: от государственного кризиса до полного распада Югославии. До того, как с весны 1991 года в СФРЮ вспыхнули ожесточенные столкновения, немецкая дипломатия игнорировала то, что там происходило: ФРГ была полностью занята осуществлением германского объединения и кувейтским кризисом, поэтому неудивительно, что страна не вовлекалась активно в происходящие в Югославии события.
Тем не менее, декларативно внешняя политика Германии рассматривала эскалацию напряженности в Югославии как серьезную угрозу европейской безопасности и стабильности, что, по мнению ФРГ, требовало решительных контрмер. Германия в первую очередь определила президента Сербии Милошевича и его политику «постепенного насильственного создания Великой Сербии» как «ядро проблемы»25, при этом Германия была склонна игнорировать опасные последствия этно-националистического переосмысления политики в Хорватии и других частях страны, так к власти в Хорватии пришел Франьо Туджман, известный хорватский диссидент, а также отрицатель преступлений хорватских националистов в Ясеноваце и Холокоста, в своей книге “Пустоши исторической действительности”, изданной в 1989 году, он утверждает, что в период 1939-1945 погибло всего лишь 900000 евреев, а марионеточный нацистский режим в Хорватии являлся осуществлением тысячелетней мечты народа о независимости26.
ФРГ рассматривала конфликт как внутреннюю проблему в исторически тяжелом европейском регионе, которую необходимо было быстро сдержать, чтобы не дестабилизировать весь регион. По мере активизации боевых действий между сербскими ополченцами и хорватскими войсками летом 1991 года стало ясно, что на карту поставлены мир и стабильность во всей Европе, однако тогдашнее Европейское сообщество неоднозначно отреагировало на распад Югославии. Члены Европейского сообщества не могли договориться об общей линии действий.
Прежде всего, вопрос о признании расходящихся республик —Словении и Хорватии — независимыми государствами разделил членов ЕС. В то время как такие государства, как Франция, Великобритания и Испания, которые сами столкнулись с регионалистскими движениями, хотели сохранить статус-кво, Германия яростно выступала за признание независимости новых государств27. Тогдашний министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер увидел в признании единственное политическое средство оказания давления на политику лидера сербского правительства Слободана Милошевича после того, как экономические санкции против Сербии потерпели неудачу из-за противодействия других членов ЕС28. Его целью было прекращение боевых действий на территории Хорватии, что потребовало вывода югославской народной армии (ЮНА). В суверенной Хорватии ЮНА больше не имела легитимности.
А. Ю. Ватлин в своем исследовании «Германия в XX веке» дает современный взгляд на основные проблемы германской истории и раскрытие проблемы изменения «новой» Германии на на рубеже XX-XXI веков; в нем использованы материалы российских и германских архивов13.
Проблемы становления внешнеполитического курса Германии после объединения, а также воздействие на этот процесс внутренней политики расширения Евросоюза и перспективы отношений Украины с ЕС рассматривает в своей работе C.B.Погорельская14.
При рассмотрении вопроса становления правящих кругов Германии необходимо обратить внимание на монографию Н.В.. Павлова «История внешней политики Германии от Бисмарка до Меркель"15, посвященной содержанию основных составляющих германской внешней политики, политическую практику и концептуальные установки правящих партий, а также комплексной аналитике внешнеполитической деятельности того или иного правительства Федеративной Республики Германии, каждое из которых, во многом зависело от личности главы государства. Не менее содержательна и интересна в этом отношении работа немецкого автора Хельги Хафтендорн «Германская внешняя политика между самоограничением и самоутверждением»16.
Проблематика внутренней и внешней политики Германии, а также вопросы евроинтеграции исследует широкий круг представителей западной науки. Немецкий ученый Грегор Шёльген в своем исследовании «Внешняя политика ФРГ: от первых шагов до современности»17 делает акцент на усилении немецких позиций по причине распада восточноевропейских силовых структур, роста ее потенциала практически во всех сферах в результате объединения страны.
Взгляд на Германию со стороны представляют в зарубежной науке и политической публицистике целый ряд исследователей. Британский ученый Тимоти Гартон Эш (Timothy Garton Ash) весьма подробно показывает возможные варианты формирования внешней политики для объединённой
Германии, склоняясь к варианту «расширения Европы», при котором акцент делается на геополитическую роль Германии в европейской политике.
Западные авторы, в частности Ульрих Шпек, отмечают, что США уступили часть своего влияния в отношениях с Европой новой объединенной Германии. ФРГ взяла на себя основную долю ответственности за Европу и близлежащие регионы. Немецкая сторона извлекает большие выгоды из современного мирового порядка и глобализации, а значит, ключевой стратегической целью страны является их сохранение и дальнейшее развитие.
Методология исследования базируется на диалектическом подходе, системном анализе и синтезе, которые предоставляют возможность всесторонне исследовать изучаемый предмет диссертационной работы и проследить эволюцию его развития. В первую очередь были использованы структурный и интерпретативный подходы. Что же касается задействованных наук и дисциплин, то основными из них для работы стали история, география и экономика.
Учитывая специфику и предмет работы, были применены историческая методология и логическая методология18.Для получения более полной картины происходящего, выделения проблемы, перспектив ее решения, сильных и слабых сторон акторов в переговорах и установлении международных отношений был проведен SWOT-анализ19.Если говорить более конкретным языком, то, очевидно, будет необходим анализ для детального изучения эволюции внешней политики ФРГ и оценки успешности ее проведения в жизнь20, а также индукция для определения результатов исследования на фоне известных событий и показателей изучаемого периода21. Помимо историко-политических методов, необходимо задействовать и экономический анализ для рассмотрения отдельных частей немецкой внешней политики в контексте двустороннего сотрудничества с Балканскими странами. Для отображения успехов, также будет задействован статистико-экономический метод, дабы вычленить наиболее важные показатели и оценить их изменения22.
Количественные методы включают изучение и анализ содержания партийных соглашений, освещающих начало нового вектора в отношениях между Берлином и странами пост-Югославии, а также официальных документов, находящихся в открытом доступе по данному вопросу.
Системный метод исследования помог рассмотреть политику ФРГ в отношении Балкан как систему, состоящую из определенных элементов, взаимодействие между которыми и представляет собой продукт внешней политики страны. Иными словами, внешнеполитический курс Германии в отношении Балкан – многоуровневый феномен, который состоит из разных компонентов, обладающих определенными свойствами и спецификой.
Прогностический метод применялся в процессе анализа перспектив развития внешней политики ФРГ на Балканах.
Кроме того, в ходе исследования используется также такой эмпирический метод, как контент-анализ. Контент-анализ применялся при исследовании основных программ Германии в балканских государствах в различных областях – от экономической помощи до содействия реформированию системы государственного управления. Также использование данного метода позволило более качественно проанализировать содержание основных параметров внешнеполитического курса страны в отношении стран балканского регионе.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:
1. впервые исследован и обобщен большой фактический материал,
содержащийся в исследованиях, посвящённых внешней политике Германии с
1991 по настоящее время на Юго-Востоке Европы;
2. на этой основе впервые с позиции исторической науки предпринят
систематический анализ процесса становления и эволюции внешней политики Германии в отношении Балканских государств
после распада биполярной системы международных отношений;
3. выявлены факторы, повлиявшие на активизацию внешнеполитических действий правительства ФРГ на территории Балкан;
4. сделаны выводы о среднесрочных и долгосрочных
внешнеполитических перспективах Германии в балканском направлении.
Фактический материал и основные выводы, которые содержатся в данной работе, имеют практическое значение для дальнейших исследований и осмысления внешней политики ФРГ, для разработки спецкурсов, как по истории современной Германии, так и стран Балканского региона, а также для ведомств, участвующих в выработке и осуществлении внешней политики страны.
Результаты исследования имеют практическую значимость не только для науки, но и для учебного процесса. В частности, собранный в диссертации обширный фактический материал и аналитические выводы могут быть использованы при подготовке учебных программ и учебных пособий или курсов по истории международных отношений, внешней политики и дипломатии Германии в профильных учебных заведениях.
Результаты исследования смогут также найти практическое применение в качестве аналитического материала и применены в работе МИД России как в свете расширения двустороннего сотрудничества с Германией, так и в целях изучения дипломатического опыта, средств и методов реализации внешней политики зарубежных государств и внедрения наиболее успешных практик.
1. Место Балкан во внешней политике ФРГ в постбиполярном мире (1991 – 2005)
1.1 Участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта
До 1999 года усилия международного сообщества по сдерживанию и урегулированию конфликтов, последовавших за распадом бывшей Югославии, были в основном сосредоточены на Боснии и Герцеговине и Косово, а также на Македонии; только после войны в Косово в 1999 году была разработана всеобъемлющая концепция умиротворения всего региона в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. До тех пор в управлении конфликтами можно выделить три этапа.
— Первый этап длился с 1990 по 1992 год и включал в себя распад старой Югославии (на смену которой пришла Сербия и Черногория как «Союзная Республика Югославия») и насильственную эскалацию антагонизма между этническими группами и государствами-правопреемниками; он заканчивается международным признанием бывших республик Хорватии, Словении и Боснии и Герцеговины (признание Македонии было отложено из-за позиции Греции). Германия активно приветствовала сепаратистские настроения, и убедила ЕС поддержать независимость новых стран23, против чего выступали даже США24.
— Второй этап включает международные усилия по установлению мира в Боснии и завершается Дейтонской конференцией 1995 г.
— Третий этап – эскалация напряженности в Косово; она начинается в 1998 году и заканчивается капитуляцией Белграда и Кумановским соглашением в июне 1999 года, то есть, окончательной потерей контроля Сербией над регионом.
Каждый из этих этапов международных усилий по сдерживанию конфликта отмечен важными событиями. На первом этапе это международное признание государств-правопреемников, на втором — военное вмешательство международного сообщества, завершающееся выполнением Дейтонского соглашения, и, наконец, на третьем этапе — прямое военное вмешательство в Косово со стороны НАТО.
Рассмотрим участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта на каждом из этих этапов.
Тем не менее, декларативно внешняя политика Германии рассматривала эскалацию напряженности в Югославии как серьезную угрозу европейской безопасности и стабильности, что, по мнению ФРГ, требовало решительных контрмер. Германия в первую очередь определила президента Сербии Милошевича и его политику «постепенного насильственного создания Великой Сербии» как «ядро проблемы»25, при этом Германия была склонна игнорировать опасные последствия этно-националистического переосмысления политики в Хорватии и других частях страны, так к власти в Хорватии пришел Франьо Туджман, известный хорватский диссидент, а также отрицатель преступлений хорватских националистов в Ясеноваце и Холокоста, в своей книге “Пустоши исторической действительности”, изданной в 1989 году, он утверждает, что в период 1939-1945 погибло всего лишь 900000 евреев, а марионеточный нацистский режим в Хорватии являлся осуществлением тысячелетней мечты народа о независимости26.
ФРГ рассматривала конфликт как внутреннюю проблему в исторически тяжелом европейском регионе, которую необходимо было быстро сдержать, чтобы не дестабилизировать весь регион. По мере активизации боевых действий между сербскими ополченцами и хорватскими войсками летом 1991 года стало ясно, что на карту поставлены мир и стабильность во всей Европе, однако тогдашнее Европейское сообщество неоднозначно отреагировало на распад Югославии. Члены Европейского сообщества не могли договориться об общей линии действий.
Прежде всего, вопрос о признании расходящихся республик —Словении и Хорватии — независимыми государствами разделил членов ЕС. В то время как такие государства, как Франция, Великобритания и Испания, которые сами столкнулись с регионалистскими движениями, хотели сохранить статус-кво, Германия яростно выступала за признание независимости новых государств27. Тогдашний министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер увидел в признании единственное политическое средство оказания давления на политику лидера сербского правительства Слободана Милошевича после того, как экономические санкции против Сербии потерпели неудачу из-за противодействия других членов ЕС28. Его целью было прекращение боевых действий на территории Хорватии, что потребовало вывода югославской народной армии (ЮНА). В суверенной Хорватии ЮНА больше не имела легитимности.