Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
120. Германия является вторым крупнейшим импортером после Китая и главным экспортером для Сербии121. В первую очередь, Белград получает автомобили, лекарства и продукты машиностроения, а экспортирует сельскую продукцию, руду и электроэнергию122. Однако в политическом плане на пути в ЕС президент Сербии Александр Вучич, после переговоров с Меркель признал, что, когда речь идет, например, о верховенстве закона, они «по-прежнему далеки от идеала»123. Согласно последнему отчету ЕС, Сербия отстала, и в некоторых аспектах значительно.

Соответственно, Меркель призвала Вучича работать в направлении «к верховенству закона, демократии и плюрализма в гражданском обществе»124. Меркель также подчеркнула, что прежде, чем Сербию можно будет принять в ЕС, последним шагом должно стать решение вопроса о признании Белградом бывшего сербского края Косово в качестве независимого государства125.

Утверждается, что все шесть стран имеют перспективы вступления в ЕС, но не очень далеко продвинулись в процессе сближения. Практически везде не хватает – в той или иной степени – верховенства права и технической компетентности администрации. Процветают коррупция и кумовство. Независимые СМИ и критически настроенные гражданские ассоциации подвергаются все большему давлению; господствуют авторитарные тенденции.

В целом, анализируя политику европейского измерении балканского вектора внешней политики ФРГ, можно констатировать, что энтузиазм по поводу новых членов ЕС остыл во многих странах Европейского Союза из-за отсутствия прогресса в реформах, а на Западных Балканах из-за долгого ожидания членства в ЕС.

В Сербии, в частности, Вучич проводит трехстороннюю политику, то есть, пытается лавировать между улучшением отношений с Брюсселем, в рамках которой он сохраняет открытым членство в ЕС, но в то же время поддерживает тесные связи с Россией и Китаем. Кроме того, Правительство Сербии по-прежнему не желает признавать независимость Косово и, по мнению критиков, поддерживает сербских сепаратистов в Боснии и Герцеговине и Черногории.

А Албания, например, поддерживает все более тесные связи при премьер-министре Эди Раме с Турцией и Саудовской Аравией. В то же время Запад значительно сократил свое присутствие на Балканах. Часто запутанная внешняя политика президента США Дональда Трампа усилила эту тенденцию.

В этой связи А. Меркель заявила о том, что на Западных Балканах существует «влияние других регионов мира» и что поэтому для ЕС «абсолютный геостратегический интерес состоит в том, чтобы принять эти страны в Европейский Союз»
126. Если условия будут выполнены, «ЕС должен сдержать свое слово», — повторила Меркель в Тиране после встречи с Рамой в 2021 г.

После саммита глав государств Берлинского процесса на Западных Балканах в июле 2021 года Меркель прокомментировала некоторые достижения и дальнейшие вызовы в этом регионе за последние годы. Меркель заявила, что в интересах Европейского Союза способствовать миру и сотрудничеству на Западных Балканах, потому что «есть много причин, в том числе геостратегических, почему мы хотим членства этих стран в Европейском Союзе»127. Она также упомянула, что было реализовано несколько успешных проектов, особенно за последние двенадцать месяцев, в том числе отмена регионального роуминга с 1 июля 2021 года.

Помимо Вучича и Рамы, Меркель также встретилась в Тиране с главами правительств других государств: Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Черногории и Косово. Одной из важнейших обсуждаемых тем стали переговоры об общем региональном рынке, который должен был стать на сегодняшний день самым крупным проектом сотрудничества между странами Западных Балкан. Кроме того, обсуждались детали формирования «Открытых Балкан» — важной инициативы, поддержанной Сербией, Албанией и Северной Македонией128.

Последний Балканский саммит с участием А. Меркель в качестве канцлера ФРГ прошел в Словении 6 октября 2021 г. и также включал в себя множество дискуссий о вступлении в ЕС и дальнейших переговорах Западных Балкан с Европейским Союзом. Лидеры и представители Европейского Союза выразили свою решительную поддержку европейского пути этих стран, особенно в области зеленой и цифровой трансформации, регионального сотрудничества и реагирования на вызовы пандемии COVID-19.

Одним из наиболее важных аспектов, согласованных на саммите, является также новый экономический и инвестиционный план на сумму 9 миллиардов евро для всех шести стран региона Западных Балкан129. При этом Меркель заявила: «речь идет не о том, чтобы мы делали одолжение странам Западных Балкан, я твердо верю, что это отвечает основным интересам Европейского Союза с точки зрения нашей безопасности, нашего мирного пути и нашего процветания», добавив, что Берлинский процесс также играет важную роль для общего сотрудничества в регионе, а также для вступления балканских стран в Европейский Союз

130.

Тем не менее, несмотря на все предпринятые меры, в регионе все еще существует множество проблем, препятствующих евроинтеграции, а также национальному и региональному развитию, крупнейшей из которых является спор между Косово и Сербией.

Ситуация в Боснии и Герцеговине также была охарактеризована как неудовлетворительная, и Меркель заявила, что Кристиан Шмидт, бывший член ее кабинета, ставший Верховный представителем ООН по Боснии и Герцеговине, поможет стране урегулировать внутренние разногласия с целью укрепления институтов, ускорения процесса интеграции в ЕС и одновременного проведения новых реформ, таких как внедрение необходимого нового закона о выборах.

Таким образом, А. Меркель на протяжении своего канцлерства активно продвигала идею присоединения балканских государств к ЕС. В качестве канцлера Меркель активно выступала за вступление и интеграцию западнобалканских стран в Европейский союз, давая понять, что этот регион является «европейским» и имеет «европейское будущее», особенно после вступления Хорватии в ЕС. «Если посмотреть на вещи с геостратегической точки зрения и посмотреть на карту, то можно увидеть, что по-настоящему единой Европы будет только с государствами Западных Балкан», — заявила Меркель во время своего визита в Венгрию в 2019 году131.

Таким образом, можно отметить, что новая канцлер активно продвигала идеи своего предшественника и развивала вектор улучшения взаимоотношений с Западными Балканами. В то же время, Ангела Меркель давала явные сигналы, что поможет, а что помешает странам региона быстрее интегрироваться в единую европейскую семью: больше торговых отношений, совместный политический курс, желательно, снижение партнерских отношений с Россией и Китаем


3. Проблемы внешней политики ФРГ и Евросоюза на Балканах




3.1. Военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры. Роль ФРГ в обеспечение безопасности ЕС



Интеграция балканских государств в западные структуры представляет собой сложный и многоаспектный процесс, включающий политические, экономические и военные измерения. Проанализируем военно-политическую составляющую интеграции балканских государств в западные структуры, включая расширение НАТО, военное сотрудничество и реформу сектора безопасности. Также исследуем проблемы и возможности военно-политической интеграции балканских государств в западные структуры.

Военно-политическая составляющая интеграции балканских государств в западные структуры была ключевым приоритетом для западных политиков с момента окончания холодной войны132. В конце 1980-х и начале 1990-х годов Балканский регион переживал серьезные политические потрясения, которые привели к развалу Югославии и множеству конфликтов на территории бывшей республики. Западные страны считали, что интеграция балканских государств в западные структуры может смягчить напряжение в регионе и способствовать его стабилизации. Кроме того, помимо необходимости стабилизации региона, процесс интеграции был также обусловлен необходимостью противодействия стран Запада влиянию России и Китая.

Расширение НАТО – ключевая часть западной интеграции стран балканского региона, поскольку оно укрепляет их связи с Западом, фактически втягивая в орбиту перманентного влияния стран Запада во главе с США. Несколько балканских стран выразили желание вступить в НАТО. Албания и Хорватия присоединились к НАТО в 2009 году133, а Черногория стала членом в 2017 году134. Северная Македония также стала членом НАТО в 2020 году после разрешения давнего спора с Грецией относительно названия страны135. Позиция ФРГ по данному вопросу никогда не являлась прямой: Шредер не утверждал, что Балканским странам необходимо членство в НАТО и в интервью газете Шпигель в 2021 году заявил, что это было их собственным правом136. Ангела Меркель неоднократно подчеркивала необходимость европейской интеграции, но подразумевало ли это, что страны региона должны войти в НАТО? С одной стороны, такого правила или обязательства не существует, но с другой стороны, члены одного экономического и политического объединения находятся еще и в одном военно-политическом альянсе (в ближайшем будущем членами НАТО, возможно, станут Швеция и Финляндия). Таким образом, участие в совместных оборонных вопросах, безусловно, повышает уровни интеграции кандидатов в общеевропейскую повестку. Резонно предположить, что вступление в Североатлантический Альянс вполне может быть ступенькой на пути к заветной путевке в члены Евросоюза. Примеры последних расширений это доказывают: Польша, Чехия и Венгрия вступают в НАТО в 1999, в ЕС в 2004. Прибалтика и Словакия одновременно становятся членами ЕС и НАТО в 2004. Румыния и Болгария вступают в военный блок в 2004, в Евросоюз в 2007, Хорватия повторяет их путь в 2009 и 2013 годах соответственно.


Сербия, Босния и Герцеговина и Косово не являются членами НАТО, но выразили желание сотрудничать с альянсом. Сербия проводит политику военного нейтралитета, но активно развивает отношения с Альянсом137. Босния и Герцеговина и Косово подписали соглашения о партнерстве с НАТО, которые обеспечивают основу для сотрудничества по вопросам, связанным с безопасностью.

Страны региона участвуют в различных программных мероприятиях НАТО, направленных на развитие и совершенствование их военной способности. В целом, военное сотрудничество НАТО и балканских стран принимает различные формы, включая совместные военные учения, военную подготовку и обмен военным персоналом, что помогает укрепить взаимодействие между вооруженными силами разных стран, повысить уровень их подготовки и эффективности в действиях в условиях совместных операций.

Цель военного сотрудничества – содействие большей оперативной совместимости между вооруженными силами балканских государств и вооруженными силами стран НАТО, а также в укреплении доверия и сотрудничества между двумя сторонами.

Одним из примеров такого сотрудничества является программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), которая была запущена НАТО в 1994 году138. Программа ПРМ обеспечивает рамки для взаимодействия со странами, не входящими в НАТО, для работы с альянсом по вопросам безопасности и обороны. Несколько балканских государств, включая Боснию и Герцеговину и Сербию, являются участниками программы ПРМ.

Еще одним примером военного сотрудничества является Объединенный многонациональный центр готовности (JMRC) в Хоэнфельсе, Германия139. JMRC – это учебный центр, который обеспечивает реалистичную и сложную подготовку подразделений НАТО и стран-партнеров. Балканские государства направляют свои войска для обучения в JMRC, что помогает наращивать их военный потенциал и повышать оперативную совместимость с силами НАТО.

Третьим ключевым аспектом военно-политической составляющей интеграции балканских государств в западные структуры является реформа сектора безопасности, которая включает преобразования в области безопасности, прежде всего в вооруженных силах и разведывательных службах, с целью сделать их более эффективным. Реформа сектора безопасности рассматривается как необходимая для построения стабильных обществ на Балканах.

Западные державы поддерживают реформу сектора безопасности на Балканах различными способами,