Файл: Место Балкан во внешней политике фрг в постбиполярном мире (1991 2005).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место Балкан во внешней политике ФРГ в постбиполярном мире (1991 – 2005)
1.1 Участие ФРГ в урегулировании Югославского конфликта
1.2 Продвижение идей европейской интеграции в период Г. Шредера
2. Балканы во внешнеполитической доктрине А. Меркель
2.1 Роль и место стран бывшей Югославии во внешней политике ФРГ в период канцлерства А. Меркель
2.2 Европейское измерение балканского вектора внешней политики ФРГ
3. Проблемы внешней политики ФРГ и Евросоюза на Балканах
3.3. Перспективы внешней политики ФРГ на Балканах
В Балканском регионе обострились политические противоречия. Не только Европа, но и Россия, Китай и даже Турция развивают отношения с балканскими странами. КНР имеет свою инициативу 17+1, партнерство со странами Центральной и Восточной Европы, в рамках которой Пекин не инвестирует, а кредитует своих младших партнеров под крупные инфраструктурные проекты, завлекая их таким образом в свою орбиту влияния179. В свою очередь Анкара пытается стать миротворцем региона: именно с этой целью президент Эрдоган посетил Хорватию, Сербию, Боснию и Черногорию в ходе осеннего турне по Балканам: на повестке дня стояло единство Боснийского государства и сохранение статуса-кво избирательной реформы180. Исторически Балканы были сферой влияния Турции, куда теперь завлекают страны путем экономического сотрудничества или прямого политического воздействия, например, партия Движение за права и Свободы в Болгарии, неизменный участник правящей коалиции в последние 10 лет, тесно связана с Турцией, например, от руководства могут отстранить лидера, который не согласует заявление с Анкарой, как это случилось в 2015 году, после того, как прежний ее лидер Люфти Местан поспешно поддержал атаку на российский истребитель турецкими ВВС в Сирии181, что в итоге оказалось чудовищной ошибкой. Пантюркистская партия не называет себя так, но она призвана отстаивать интересы турок, а их деятельность вызвала восторг у Эрдогана еще в июле 2004 года в ходе визита в Болгарию: «Мы с радостью констатируем, как турецкое меньшинство активно берет на себя ответственность за административное управление Болгарией»182
В такой обстановке ФРГ приходится конкурировать с рядом акторов за продвижение своего влияния на Балканах.
Перспектива присоединения к Европейскому союзу стала мощным стимулом для многих стран региона, а поддержка Германией этого процесса сыграла важную роль в обеспечении стабильности и экономического развития балканских государств. Германия, как представляется, продолжит играть активную роль в этом процессе, работая с другими государствами-членами для обеспечения процесса расширения.
В конечном итоге перспективы внешней политики Германии на Балканах будут зависеть от ряда факторов, включая политическую и экономическую ситуацию в регионе, динамику региональной и глобальной конкуренции, а также собственные приоритеты и ресурсы Германии. Однако есть несколько ключевых тенденций и проблем, которые, вероятно, будут определять взаимодействие Германии с регионом в ближайшие годы.
Одной из наиболее значимых тенденций является растущее влияние других региональных и мировых держав в балканском регионе. Китай, Россия и Турция в последние годы активизировали свое участие в регионе, предлагая альтернативные модели развития и политического влияние. Хотя эти державы не могут напрямую бросать вызов интересам Германии в регионе, они могут стремиться подорвать влияние Германии в ключевых областях.
Чтобы противостоять этой тенденции, Германии необходимо будет продолжать поддерживать процесс расширения Европейского Союза и содействовать региональной интеграции. Это потребует постоянных инвестиций в регион, а также сотрудничества с другими государствами-членами ЕС. Германия может помогать странам региона работать над укреплением демократических институтов и продвижением прав человека в регионе, что поможет противостоять привлекательности альтернативных моделей управления, а также повысит шансы на исполнение Маастрихтских критериев.
Еще одной важной тенденцией являются сохраняющиеся политические и экономические вызовы, стоящие перед регионом. Коррупция, слабые институты и межэтническая напряженность остаются серьезными проблемами во многих странах, и эти проблемы могут подорвать усилия Германии по содействию стабильности и экономическому развитию. Кроме того, пандемия COVID-19 усугубила эти проблемы и создала новые вызовы, включая рост политической нестабильности и экономической неопределенности.
Для решения этих проблем Германия заинтересована в реформах, способствующие прозрачности и подотчетности в регионе, в том числе обеспечивать постоянное взаимодействие с политическими и экономическими элитами, а также лидерами гражданского общества в регионе. Германия также может
продолжать инвестировать в ключевые области экономического развития, такие как инфраструктура, энергетика и технологии, которые будут способствовать экономическому росту и стабильности балканских государств.
Кроме того, одной из тенденций является непрекращающийся спор между Сербией и Косово. Две страны находятся в замороженном конфликте с тех пор, как Косово провозгласило независимость в 2008 году, а Сербия отказывается признать независимость Косово. Конфликт остается серьезным препятствием для региональной стабильности и интеграции в ЕС, и Германия играет ключевую роль в усилиях по разрешению этого вопроса. Как уже отмечалось, Германия поддерживает диалог ЕС между Сербией и Косово, который направлен на решение нерешенных вопросов между двумя странами и прокладывает путь для возможного членства обеих сторон конфликта в ЕС.
Однако роль Германии в споре между Сербией и Косово осложняется ее собственными историческими и политическими связями с Сербией. Многие немцы, прежде всего правых политических взглядов, продолжают рассматривать Сербию как жертву бомбардировок НАТО в 1999 году и выступают против независимости Косово183. Итогом становится напряженность внутри политического истеблишмента Германии из-за подхода страны к конфликту между Сербией и Косово, при этом некоторые политики выступают за более тесные связи с Сербией, а другие выступают за более жесткую позицию в отношении независимости Косово.
В целом, чтобы продвигать свои интересы в балканском регионе, Германии необходимо будет следовать широко разработанному и гибкому подходу, который уравновешивает ее экономические интересы с ее политическими целями, что потребует осторожного управления сложной политической и экономической динамикой региона, а также постоянного взаимодействия с другими региональными и глобальными державами, включая Европейский союз и международные финансовые учреждения.
Кроме того, Германии придется действовать в сложной этнической и политической динамике региона. Балканы — это разнообразный и сложный регион с историей межэтнической напряженности и конфликтов. Для продвижения стабильности и евроатлантических ценностей Германии придется так или иначевзаимодействовать с политическими представителями всего региона и работать над поддержкой политики, способствующей примирению и сотрудничеству.
ФРГ рассматривает Балканы в качестве сферы своих интересов, что обусловлено целым рядом причин. Одна из них — это желание освоить нефтяные месторождения в ближневосточном регионе, так как Балканы находятся на пересечении важных транспортных маршрутов, в том числе нефтепроводов, связывающих Каспийский регион с Европой.
Кроме того, геоэкономические и географические причины тоже играют важную роль в интересах ФРГ. Балканы находятся имеют большой потенциал для развития экономики и торговли, а многие страны региона имеют доступ к морю, что позволяет использовать порты для экспорта и импорта товаров. Кроме того, Балканы имеют важное геополитическое значение, так как являются перекрестком между Европой и Ближним Востоком.
Проблемы безопасности в регионе также влияют на интересы ФРГ. Конфликты на Балканах могут негативно повлиять на европейскую безопасность и стабильность. ФРГ активно участвует в миротворческих миссиях в регионе и пытается участвовать в решении конфликтов.
Таким образом, внешняя политика Германии на Балканах определяется несколькими факторами, в том числе историческими отношениями с регионом, экономическими и политическими интересами конкурентов и ролью ФРГ в Европейском Союзе. Хотя Германия прилагает значительные усилия для обеспечения стабильности и примирения в регионе, она сталкивается с рядом проблем, связанных с сохранением своего влияния в условиях растущей конкуренции со стороны других региональных и глобальных держав и текущих политических и экономических проблем в регионе.
Заключение
Такие страны, как Германия, Словения и Хорватия одними из первых вступили в Европейский Союз, именно Загреб поддерживался Берлином с 1991 года, а не территориальная целостность Югославии.
С периода развала единой страны и объединения ФРГ и ГДР, начинается активное освоение Германией Балканского региона. Берлин первым признал независимость новых стран и стремился использовать свои экономические и политические рычаги давления для окончательного уничтожения Югославии. Куда выгоднее было поддержать создание независимых стран, часть из которых культурно и исторически была ближе к Европе. Более того, Германия стремилась минимизировать участие США в мирном урегулировании кризиса на Балканах, именно мирный план Фишера стал основой для управления краем Косово и Метохия на последующие 10 лет. ФРГ выходило на мировую арену и активно участвовала в выстраивании нового пост-биполярного мира. Таким образом, интересы на Балканах в 1990-е годы были геополитическими.
Вторым важным пунктом можно отметить экономическую составляющую: Югославия была одним из крупнейших торговых партнеров ЕС и ФРГ, будучи вторым по величине торговым партнером ЕЭС в Средиземноморском регионе сразу после Алжира, причем 90% промышленного импорта из Югославии в ЕЭС не облагались пошлинами184. ФРГ стремилась сохранить торговые связи, чем объясняется активное участие Берлина в переговорах по стабилизации региона, а также готовность предоставлять свои аэродромы и вооруженные силы НАТО
Югославская война также породила еще один специфический аспект двусторонних отношений Германии с балканскими странами, а именно вопрос миграции. Именно на север потянулись беженцы от войны, а новая Родина была готова их принимать. ФРГ стало целью для переезда для многих людей из данного региона, однако после миграционного кризиса 2015-2016 годов и наплыва украинских иммигрантов в 2022 году, Федеративная Республика особенно заинтересована в содействии политической и экономической стабильности таким образом, чтобы конкретные условия жизни на Балканах улучшались в долгосрочной перспективе, а потоки миграции снижались185.
В новое тысячелетие ФРГ входила с амбициозными планами канцлера Шредера: он планировал не просто выстроить тесные отношения со странами бывшей Югославии, но и интегрировать их в Европейский Союз, а само объединение заключалось в том, чтобы увеличить полномочия наднациональных структур. Данная политика несколько обеспокоила Лондон и Париж, видевших в этих шагах попытку германизации Европы и усиления Берлина как безальтернативного центра Европы. Однако, ЕС все равно расширился на Восток и заполнил вакуум распавшегося советского блока, куда уже успела прийти НАТО. Фактически, с уходом Шредера, процесс интеграции Балканских стран в европейскую семью замедлился.