Файл: Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере пао Сбербанк).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности банковской организации

1.2 Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности банковской организации

1.3 Методика оценки конкурентоспособности банковской организации

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»)

2.1 Законодательно-правовые основы работы банковской организации

2.2 Общая характеристика объекта исследования ПАО «Сбербанк Росии»

2.3 Оценка конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК»

3.1 Основные концептуальные подходы по совершенствованию оценки конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»

3.2 Прогноз уровня конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3.2 Прогноз уровня конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»



Прогнозировать уровень конкурентоспособности банка ПАО «Сбербанк России», а именно его изменение следует проводить, опираясь на общую долю рынка, которая формируется анализированным банком и банками-конкурентами. Для этого следует применять показатель совокупность стоимость активов за отчетный период.

По данным бухгалтерской отчетности банков, было выявлено, что основными конкурентами ПАО «Сбербанк» по оценке эффективности деятельности являются:

– на рынке потребительского кредитования: ПАО «Банк ВТБ 24», «Банк Русский Стандарт» и «Тинкофф Банк»;

– на рынке автокредитования: ПАО АКБ «РОСБАНК», «ЮниКредит Банк», «Райффайзенбанк»;

– на рынке кредитных карт: ПАО «Альфа-банк», ПАО «Банк Русский Стандарт».

Сравнительный анализ абсолютной и относительной долей рынка, обслуживаемых банками – основными конкурентами, представлен в таблице 9, данные которой показывают, что основные конкуренты обслуживают 51,8% всего рынка банковских услуг.

Таблица 9 – Доли рынка банков конкурентов на 01.01.2021г.

Наименование банка

Совокупная стоимость активов, тыс. руб.

Абсолютная доля рынка, %

Ранг

Сбербанк России

21721078000

83,45

1

ВТБ 24

2979460000

11,45

2

Альфа-банк

594918336

2,29

3

Русский стандарт

217445336

0,84

5

Тинькофф Банк

514889321

1,98

4

Общая доля рынка

26027790993

100,00

×


Наибольшая абсолютная доля принадлежит Сбербанку России – 83,45%. Результаты ранжирования показали
, что на втором месте – Банк ВТБ 24, его абсолютная доля составляет 11,45%. Прогнозируя рост объемов по активным операциям возможно определение прогнозной величины совокупных активов банка. Допустим, что по итогам 2021 года совокупные активы банка возрастут на 5% от уровня 2020 года. Имея основные конкурентные преимущества, допускается, что величина активов ПАО «Сбербанк России» будет возрастать более быстрыми темпами, нежели активы банков-конкурентов. Допустим, что в прогнозном году активы банков конкурентов возрастут на 2,5%, тогда прогнозируется следующее распределение доли рынка (таблица 10).

Таблица 10 – Доли рынка банков-конкурентов на 01.01.2023г. (прогноз)

Наименование банка

Совокупная стоимость активов, тыс. руб.

Абсолютная доля рынка, %

Ранг

Сбербанк России

22807131900

84,08

1

ВТБ 24

2986908650

11,01

2

Альфа-банк

596405631,8

2,20

3

Русский стандарт

217988949,3

0,80

5

Тинькофф Банк

516176544,3

1,90

4

Общая доля рынка

27124611675

100,00

×

Таким образом, прогнозируемая доля рынка ПАО «Сбербанк России» возрастает с 83,45% до 84,08%.
Относительно по рыночной активности в табл. 11 показан прогноз конкурентоспособности по индикаторам рыночной активности в сфере создания банковских продуктов.

Таблица 11 – Доли рынка банков-конкурентов по индикаторам рыночной активности в сфере создания банковских продуктов на 01.01.2023г. (прогноз)

Банк

Продуктовый ряд, позиции

Клиентская база, чел.

Количество филиалов, отделений, представительств, единиц

Обеспечение кредитов депозитами, млрд. руб.

Сбербанк

39%

43%

36%

29%

ВТБ 24

32%

17%

22%

21%

Альфа-банк

17%

12%

20%

18%

Русский стандарт

14%

11%

17%

16%

Тинькофф Банк

9%

17%

5%

16%

Всего

100%

100%

100%

100%



На основе групповой оценки показателей операционной эффективности можем выделить трех лидеров рынка – Сбербанк, ВТБ 24 и Альфа-банк. Эти банки развиваются достаточно динамично и эффективно, поскольку они отличаются высокими показателями операционной активности. Залогом этого в значительной степени является эффективный менеджмент, перспективная клиентская база и высокое качество работы с клиентами. Заметим также, что важная роль в обеспечении общей конкурентоспособности банков принадлежит качеству предлагаемых банковских услуг.

Все банки предлагают приблизительно одинаковый перечень услуги продуктов. Однако при внедрении предлагаемых стратегий с целью повышения конкурентоспособности ПАО «Сбербанк России» прогнозируется рост доли рынка с 83,45% до 84,08%.

Таким образом, анализ конкурентоспособности банка выполняет оценочную, диагностическую и поисковую функции.

На оперативном уровне предлагается определять интегральный показатель конкурентоспособности депозитных продуктов банка, на тактическом уровне – интегральный показатель, характеризующий эффективность использования ресурсов банка для завоевания плановой доли депозитного/кредитного рынка (частичными показателями являются операционная эффективность банка и доля банка на рынке депозитных/кредитных услуг), на стратегическом – интегральный показатель, определяющий конкурентный потенциал банка на депозитном/кредитном рынке.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными субъектами. Иными словами, конкурентоспособность банковской организации может быть определена как комплексная сравнительная характеристика, отражающая уровень предпочтения совокупности оценочных показателей деятельности, определяющие успех на определенном рынке за определенный промежуток времени по отношению к совокупности показателей конкурентов.

Конкурентоспособность банка представляет собой способность направлять ресурсы, маркетинговые и управленческие технологии на обеспечение прибыльного существования и поддержание финансовой стабильности путем оперативного реагирования на изменение состояний внешней среды, прежде всего – на динамику спроса и конкуренции. Во время ее оценки применяют различные методы.


Установлено, что сегодня существуют различные подходы к определению сущности и оценки конкурентоспособности организаций, то есть отсутствует их унификация. Каждая отрасль экономики формирует свою собственную базу показателей, которые и определять конкурентоспособность. К тому же, проблема оценки конкурентоспособности обусловлена еще и тем, что в российских банках почти отсутствуют системность и комплексность в отношении определение состояния конкурентоспособности и набора показателей (критериев) оценки.

Согласно проведенной оценке конкурентоспособности ПАО «Сбербанк России» имеет наивысшую оценку развития на рынке финансово-кредитных услуг, которая составляет 7,07 из 10 баллов, что означает стабильность функционирования банковского учреждения. Несколько ниже уровень развития имеет ПАО «Тинькофф Банк», соответственно средняя оценка его составляет 7,06 баллов, что также обеспечивает характеристику «стабильный». Все остальные банки получили оценку уровня развития, соответствующую позиции «удовлетворительное».

Сегодня для обеспечения конкурентоспособности банки разрабатывают новые предложения относительно видов и пакетов услуг. Постепенно спектр предложений для физических лиц стал значительно шире классических услуг для юридических лиц. В настоящее время физические лица имеют возможность дистанционно самостоятельно управлять своими счетами, онлайн открывать депозиты и онлайн получать кредиты, пользоваться расчетным счетом и овердрафтом. Развитие банковского ритейла диктует рынок и это является необходимостью для банковского сектора и физических потребителей банковских продуктов.

В российской банковской системе сформирован развитый розничный сектор, который активно участвует в современных инновационных процессах внедрения банковского ритейла, воплощающий новейшие технологические решения, использует инструменты, которые показали эффективность на рынках других стран. Разрабатывая и внедряя эти технологии, банки являются катализаторами трансформации и модернизации отечественного финансового рынка.

Все банки предлагают приблизительно одинаковый перечень услуги продуктов. Однако при внедрении предлагаемых стратегий с целью повышения конкурентоспособности ПАО «Сбербанк России» прогнозируется рост доли рынка с 83,45% до 84,08%. Для совершенствования технологии розничных продуктов в банковской организации предложены стратегические направления по стимулированию физических лиц относительно пользования банковскими технологиями: проведение обучения, приучение, ограничение, социальный лифт, выращивание.



СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята 12.12.1993 г. - М.: Юрайт-М, 2020. - 48 с.

  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 30.11.1994, №15. – М.: ЭКСМО, 2009. – 960 с.

  3. Российская Федерация. Законы. О Банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 02.12.1990, № 395-1 (в ред. от 03.07.2021 № 361-ФЗ). – Поисково-правовая система КонсультантПлюс, 2022.

  4. Российская Федерация. Законы. О Центральном банке РФ (Банке России) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10.07.2002№ 86-ФЗ (в ред. от 28.03.2021 № 38-ФЗ). – Поисково-правовая система КонсультантПлюс, 2022.

  5. Российская Федерация. Законы. О кредитных историях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (в ред. от 03.07.2021 № 361-ФЗ). – Поисково-правовая система КонсультантПлюс, 2022.

  6. Бюллетень ЦБ РФ на 2021 год [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/BBS/BBs1501r.pdf (дата обращения 23.05.2022 г.)

  7. Вовчак, О. Сущность и особенности банковской конкуренции / О. Вовчак, В. Халло [Текст] // Мир финансов. – 2018. – № 4. – С. 86-92.

  8. Заруба Ю.А. Конкурентоспособность коммерческого банка / Ю.А. Заруба [Текст] // Финансы. – 2019. – № 2. – С. 119-124.

  9. Лютый И. А. Банковский маркетинг [Текст] / И. А. Лютый, А. А. Сладкая. – М.: Центр учебной литературы, 2017. – 776 с.

  10. Мазалов, Д.С. Банки. – М.: Чайка, 2017. – 399 с.

  11. Портер, М.Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 454 с.

  12. Рожков, М.Н. Разработка модели конкурентоспособности кредитных услуг банка / М. Н. Рожков [Текст] // Банковское дело. – 2017. – №9. – С. 68–71.

  13. Рыкова, И.Н. Проблемы оценки финансовой эффективности и конкурентоспособности филиалов кредитных организаций / И.Н. Рыкова [Текст] // Финансы и кредит. – 2020. – №35. – С. 8–15.

  14. Световцева, Т.А. Методико-организационные подходы к управлению конкурентоспособностью банка на региональном рынке кредитных услуг населению / Т. А. Световцева [Текст] // Финансы и кредит. – 2019. – №29. – С. 44–49.

  15. Силиванов, В.В. О конкурентоспособности российских банков / В. В. Силиванов [Текст] // Деньги и кредит. – 2019. – №5. – С. 67–68.

  16. Спицын, И.О. Спицын, Я.О. Маркетинг в банке / И.О.Спицын, Я.О. Спицын [Текст]. – Киев: Тарнекс, 2017. – 648 с.

  17. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учебное пособие [Текст] / Р. А. Фатхундинов. – М.: ИНФРА, 2017. – 312 с.

  18. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник [Текст] / Р. А. Фатхундинов – М.: Дело, 2019. – 640 с.

  19. Хайек, Ф.А. Познание, конкуренция и свобода [Текст]. – СПб.: Пневма, 2021. – 226 с.

  20. Шихвердиев, А.П. Управление конкурентоспособностью в малом и среднем бизнесе: Монография [Текст]. – Сыктывкар: Изд. СыктГУ, 2019. – 149 с.

  21. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст] / А. Ю. Юданов; [учебно-методическое пособие]. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гном-пресс, 2019. – 476 c.