Файл: Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере пао Сбербанк).doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности банковской организации
1.2 Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности банковской организации
1.3 Методика оценки конкурентоспособности банковской организации
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»)
2.1 Законодательно-правовые основы работы банковской организации
2.2 Общая характеристика объекта исследования ПАО «Сбербанк Росии»
2.3 Оценка конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК»
3.1 Основные концептуальные подходы по совершенствованию оценки конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»
Экономические факторы: замедление экономики, обусловленное структурными проблемами, а именно ограниченный доступ к внешним рынкам капитала и значительное ухудшение условий торговли при падении цен на нефть, что способствовало ускорению оттока капитала из России и вызвало резкое ослабление курса рубля. Ухудшение перспектив экономического роста и падение реальных доходов населения оказали давление на качество кредитного портфеля банков. Уровень просроченной задолженности вырос с 4,1% до 4,6%, причем основное ухудшение произошло в сегменте потребительского кредитования и в большей степени затронуло банки в нише высокомаржинального потребительского кредитования.
Социальные факторы проявляются ухудшением социально-демографических показателей населения. Для банка актуально проводить анализ социально-демографических факторов. Предоставляя кредитование, банк особенно обращает внимание на портрет заемщика. Поскольку рынок потребительского кредитования представлен физическими лицами, портрет заемщика, который претендует на получение потребительского кредита от банковского учреждения, значительно ухудшился.
Технологические факторы имеют положительное влияние на деятельность банка. Сбербанк России запустил новую сервисную модель работы с крупнейшими, крупными и средними корпоративными клиентами. Новая модель позволила создать клиентско-сервисных команды и закрепить клиентских и продуктовых менеджеров за каждым клиентом. К концу 2021 году предусмотрено внедрение модели во все дочерние единицы Сбербанка. Благодаря приоритезации клиентской базы и составлению оптимального продуктового предложения для каждого клиента модель позволяет существенно повысить качество обслуживания и эффективность работы с корпоративными клиентами [7, с. 88].
Обозначенные факторы позволяют регулировать конкурентную стратегию Сбербанка и его дочерних единиц.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК»
3.1 Основные концептуальные подходы по совершенствованию оценки конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»
Основные концептуальные подходы по совершенствованию оценки конкурентоспособности ПАО «Сбербанк России» заключаются в правильном выборе метода проведения оценки.
Выбор метода определения уровня конкурентоспособности банка, прежде всего, обусловлен целями анализа, объемами доступной информации, периодом проведения анализа (предварительный, текущий, итоговый), их преимуществами и недостатками (табл. 6).
Таблица 6 – Сравнительная характеристика концептуальных методов оценки конкурентоспособности банка
Методы | Преимущества | Недостатки | |
1 | 2 | 3 | |
Субъективные | Целостная оценка по группам количественных и качественных факторов конкурентоспособности банка | Недостаточная точность результатов вследствие определения параметров конкурентоспособности и весовых коэффициентов на основе субъективных оценок | |
Объективные | Объективная оценка: определение рыночной доли банка по сравнению с конкурентом в конкретный период времени | Сложность формирования информационного обеспечения; затруднено определение рыночных долей конкурентов | |
Аналитические | Возможность количественной оценки конкурентоспособности; возможность сравнения | Сложность формирования параметров конкурентоспособного банка, преимущественно субъективным путем | |
Графический | Возможность сочетания количественных и качественных характеристик конкурентоспособности банка на депозитном рынке | Потребность в значительных объемах информации, недостаточная точность результатов вследствие определения параметров конкурентоспособности и весовых коэффициентов на основе субъективных оценок | |
1 | 2 | 3 | |
Предикативные | Получение прогнозного значения конкурентоспособности банка, результаты которого применяются в планировании | Сложность формирования информационного обеспечения | |
Дескриптивные | Определение фактического уровня конкурентоспособности банка на рынке депозитов, кредитов и т.п. | Сложность формирования информационного обеспечения |
По результатам проведенного исследования считаем целесообразным на стратегическом уровне управления применять аналитический метод оценки конкурентоспособности банка, результаты которого представляются в графическом виде (аналитически-графический метод).
Анализ конкурентоспособности банка выполняет оценочную (определение соответствия фактической конкурентоспособности банка и его депозитов и кредитов целевым параметрам), диагностическую (определение причин отклонений фактических значений от целевых параметров и прогнозирования дальнейшего развития ситуации) и поисковую (выявление потенциальных возможностей обеспечения достижения установленных целевых параметров на депозитном и кредитном рынках) функции. В соответствии с видами конкурентоспособности банка, конкретизированы направления анализа и их периодичность (табл. 7).
Таблица 7 – Характеристика анализа конкурентоспособности банка
Виды конкурентоспособности | Направления анализа |
Стратегическая | Внешние и внутренние по отношению к конкурентной среде возможности банка, реализация которых создает конкурентные преимущества и обеспечивает устойчивую конкурентную позицию на депозитном и кредитном рынке |
Тактическая | Эффективность использования ресурсов банка и обеспечения плановой доли банка на рынке банковских услуг, динамика доли банка на рынке |
Оперативная | Ценовые и неценовые характеристики продуктов банка и его основных конкурентов |
Считаем целесообразным для каждого уровня управления определять частичные и интегральные показатели конкурентоспособности банка на депозитном рынке.
Для повышения конкурентоспособности банка ПАО «Сбербанк России» необходимо увеличение активов банка, что возможно достичь путем расширения активных операций банка, то есть предоставления кредитов. Особое внимание следует уделить совершенствованию розничных банковских продуктов (ритейлу).
Для развития кредитования населения посредством кредитных карт возможно применение популярных в зарубежном опыте стратегий стимулирования пользования кредитно-карточными продуктами (табл. 8).
конкурентоспособность банковский рынок
Таблица 8 – Предлагаемые стратегии для повышения конкурентоспособности ПАО «Сбербанк России
Стратегия | Определение и суть стратегии | Инструменты воздействия |
Проведение обучения | Обучение финансовой грамотности взрослых (преимущественно unbanked и underbanked сегментов) | Прямое – проведение обучающих мероприятий для обучения текущих и потенциальных клиентов. Косвенное – предоставление развернутых и доступных инструкций по пользованию продуктом в разных форматах, развитие call-центров |
Приучение | Предоставление кредитных сервисов владельцам других карточных продуктов, в частности дебетовых карт | Выделение овердрафта на дебетовых картах. Размер лимита может быть увеличен по решению банка Выделение кредитных линий на базе дебетовых карт по решению банка. Размер кредитного лимита может увеличиваться при активном и добросовестном использовании клиентом продукта |
Социальный лифт | Предложение на выгодных условиях более комплексных кредитно карточных продуктов | Разработка и предложение таргетированных продуктов, недоступных клиенту «с улицы» Использование семейств градационных карт - предложение и замена карт на продукты с расширенным функционалом или более высокой категорией в рамках одной продуктовой линейки в соответствии с активностью клиента |
Ограничение | Частичное или полное ограничение пользования финансовыми сервисами. Для полноценного обслуживания необходимо оформление банковской карты, в том числе кредитной | Выполнение определенных операций возможно только при помощи банковской карты. Выполнение всех операций возможно только при помощи банковской карты (закрытие отделений и обслуживание только через банкоматы, терминалы или дистанционные сервисы – Мобильный и Интернет-банк) |
Выращивание | Обучение финансовой грамотности детей и подростков | Адаптированные финансовые продукты (дополнительные карты к родительской, карты с ограниченным функционалом, детские финансовые мобильные приложения и т.д.). Детские школы и Интернет-порталы финансовой грамотности (информация подается в игровой форме). Детские секции и «уголки» в банковских отделениях (проводится в игровой форме) |
Следовательно, в качестве мощного инструмента привлечения клиентов в условиях кризиса может стать обучение финансовой грамоте и использование финансовых продуктов в повседневной жизни.