Файл: Конкурентоспособность фирмы и пути ее повышения (на примере пао Сбербанк).doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности банковской организации
1.2 Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности банковской организации
1.3 Методика оценки конкурентоспособности банковской организации
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК»)
2.1 Законодательно-правовые основы работы банковской организации
2.2 Общая характеристика объекта исследования ПАО «Сбербанк Росии»
2.3 Оценка конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК»
3.1 Основные концептуальные подходы по совершенствованию оценки конкурентоспособности ПАО «Сбербанк»
Оценка факторов формирования конкурентоспособности коммерческого банка позволяет разработать действенную систему управления ею. Необходимо отметить недостаточное количество работ, посвященных обоснованию состава факторов конкурентоспособности банковских учреждений, в то же время, существенные результаты, полученные для построения системы факторов, касающихся функционирования предприятий в сфере производства товаров и услуг.
Прежде чем рассматривать факторы формирования конкурентоспособности банковского учреждения, целесообразным является определение понятия «фактор». Фактор (от англ. driver – движитель) – это условие, движущая сила какого-либо процесса, явления [18, c. 211].
Следовательно, факторами конкурентоспособности банка являются условия, определяющие его реальную и потенциальную способность выдержать конкуренцию на рынке в фиксированный промежуток времени.
Большинство исследователей при анализе конкурентоспособности банка выделяют две группы факторов: внутренние и внешние [ 9-10; 12-13]. Так, например, Ю. А. Заруба считает целесообразным следующую классификацию:
«Внешние факторы: эффективность государственно-правового механизма, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка и развитие мировой экономики.
Внутренние факторы: качество менеджмента, развитие технологий, организационная структура, продуктовая и ценовая политика, функциональная направленность, внедрение инноваций, инфраструктурное обеспечение, уровень капитала и ресурсная база, фаза эволюции банка, качество активов, конкурентная позиция, управление рисками, коммерческие связи, уровень доходности» [8, c. 121].
На основе проведенного исследования, уместно разделение факторов конкурентоспособности банка на внешние и внутренние. Внешние факторы по отношению к банку, включают уровень конкурентоспособности банковской системы и уровень конкурентоспособности страны. Различают внутренние факторы по отношению к банку, а именно:
-
качество стратегического управления (определение стратегии развития банка и путей ее достижения); -
качество организационного обеспечения (эффективность организационной, финансовой, региональной структуры и сети дочерних банков, корреспондентской сети); -
качество управления персоналом (система управления персоналом, корпоративная культура, повышение квалификации персонала, улучшение условий труда, жизни работников банка, наличие матрицы распределения ответственности, наличие модели компетенции и полномочий); -
качество технологического обеспечения (наличие техники и технологии, матрицы моделей бизнес-процессов); -
качество информационного обеспечения (наличие модели библиотеки документов, информационных систем, баз данных); -
качество маркетинговой политики банка (организационно-технический уровень управления производством и сбытом банковских продуктов; эффективность ценовой политики банка; эффективность управления клиентской базой банка; совершенствование банковских технологий); -
качество управления формированием и использованием ресурсов банка, в том числе такое формирование пассивов и распределение активов, который бы обеспечивал достаточный уровень надежности, ликвидности, рентабельности [21, c. 238].
Так же рассмотрим факторы внешнего влияния, как взаимосвязь факторов конкурентоспособности банковской системы и страны. Указанные факторы представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Внешние факторы конкурентоспособности банка
Уровень факторов | Факторы | Характеристика факторов |
1 | 2 | 3 |
Конкурентоспособность страны | Экономические факторы | Механизм государственного регулирования. Характеристика государственного бюджета и платежного баланса |
Политические факторы | Политическая стабильность и продолжительность политических конфликтов. Эффективность решений государственных органов власти. | |
Государственно-правовые факторы | Действующее законодательство, регламентирующее деятельность субъектов хозяйствования. | |
1 | 2 | 3 |
| Социально-психологические факторы | Уверенность населения в стабильном развитии экономики в целом и в отдельных отраслях. |
Технологические факторы | Инновации и открытия. Приоритетные направления развития науки и техники. | |
Экологические факторы | Стан экосистемы. Эффективность природоохранных мероприятий. | |
Ресурсные факторы | Наличие сырьевых ресурсов. | |
Конкурентоспособность банковской системы | Конкурентоспособность банков, интенсивность конкуренции, эффективность банковского регулирования и надзора |
Итак, факторы конкурентоспособности банка следует рассматривать как факторы внутреннего и внешнего воздействия. Внутренние факторы формируются непосредственно в банке, их интенсивность и характер проявления зависят от эффективности управления им. Внутренние факторы характеризуют возможность и эффективность адаптации банка к условиям внешней среды и является объектом управления в системе обеспечения конкурентоспособности банка.
1.3 Методика оценки конкурентоспособности банковской организации
Стоит отметить, какая бы ни была выбрана и обоснована методика конкурентоспособности, не обойтись без маркетингового исследования рынка, в котором функционирует определенная банковская организация.
На банковском рынке происходит взаимодействие трех субъектов: продавца (банковского учреждения), покупателя (клиента) и регулятора в лице Центрального банка. В условиях рыночной экономики для успешной работы субъектов, особое значение имеет исследование рынка. Особенности исследования рынка показано на рис. 2.
Рисунок 2 – Исследование рынка банковских продуктов и услуг
Исследование рынка банковских продуктов и услуг происходит поэтапно. Стоит отметить, что источниками информации при исследовании являются: данные статистических учреждений, данные клиентов-предприятий и частных лиц, средства массовой информации и рекламные материалы конкурентов.
Основными инструментами исследования выступает анализ рынка, наблюдение за рынком и прогнозирование. Рассмотрим каждый инструмент отдельно.
Анализ рынка заключается в изучении ситуации и возможности сбыта на текущий момент. Важной составляющей деятельности на этом этапе является определение конкурентной позиции банка и проведение сегментации. Конкурентная позиция – это положение, которое тот или иной банк занимает на рынках сбыта в соответствии с результатами своей деятельности, а также в соответствии со своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими кредитными институтами. Характеристикой конкурентной позиции является доля рынка коммерческого банка, то есть соотношение объема банковских продуктов и услуг, которые реализованы определенным банком, и общей емкости рынка.
Под емкостью рынка следует понимать, объем банковских продуктов и услуг, реализуемых в течение определенного периода времени [14, c. 45]. Наличие конкурентных преимуществ обеспечивает устойчивые позиции на рынке. В целом, конкурентное преимущество – это исключительная, особая ценность, которой обладает субъект и использование которой предоставляет ему преимущество в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества достигаются за счет высокого качества предоставляемых услуг, а также другими путями: при помощи грамотного менеджмента, действенной рекламы, хороших отношений с клиентурой.
Сегментирование рынка – это его разделение на отдельные части (сегменты). Сегментация банковского рынка направлена на выявление целевых групп клиентов, на которых должна сконцентрировать сбытовые усилия банк. Уместным является разделение рынка по следующим критериям: правовой, экономический, географический, демографический. Сегментация рынка в зависимости от юридического статуса клиентов предполагает выделение рынков банковских услуг для предприятий (юридических лиц) и населения (физических лиц) [16, c. 526].
Целесообразно выделять такие целевые группы: население, предприятия, общественные организации, финансовые институты. При сегментации по экономическому критерию на рынке юридических лиц должны учитываться размеры предприятия, сфера деятельности, численность работников, а на рынке физических лиц – их имущественное положение. Для крупных банков, имеющих свои офисы в различных регионах России и других странах характерна географическая сегментация. Элементом сегментации могут быть административно-территориальные единицы, большие регионы, страны. Такая сегментация может применяться при исследовании рынка как физических, так и юридических лиц. Демографическую сегментацию применяют на рынке физических лиц с социально-профессиональным распределением населения (рабочие, служащие, бизнесмены и др.), классификации по возрасту, полу, размерам доходов.
Наблюдение за рынком представляет собой систематическое исследование ситуации на рынке с целью выявления изменений, рыночных тенденций.
Не менее важным этапом является прогнозирование, то есть предвидение изменений рыночной ситуации в будущем, на основе математических методов (простой анализ тренда, статистический анализ, и т. п), а также построение сценария развития на основе выборов прогнозов и экспертных оценок [20, c. 22].
Таким образом, исследование рынка банковских продуктов и услуг является актуальным, поскольку позволит разработать стратегию конкурентной борьбы банка.
На сегодняшний день в деятельности коммерческих банков прослеживается тенденция универсализации. Банки расширяют сферу своей деятельности, выходя за пределы рынка привычных банковских услуг. Таким образом, с усилением конкурентной борьбы, рынок банковских услуг характеризуется постепенным переходом от массовых до более индивидуализированных услуг, от традиционных до новых продуктов.