Файл: Отчет производственная практика вид(тип) практики Обучающийся Мустафина А. К. (Фио, группа) (подпись).docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
5. Методика PARI (Е.Шеффера и Р. Беллла, адаптация Т.В. Нещерет «Семейная жизнь глазами матери»).
Цель: выявление родительского отношения у родителей.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:
1. Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери (5);
- семейные конфликты (7);
- сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).
2. Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
- побуждение словесных проявлений
, вербализация (1);
- партнерские отношения (14);
- развитие активности ребенка (15);
- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость (8);
- суровость, излишняя строгость (9);
- уклонение от контакта с ребенком (16).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
- преодоление сопротивления, подавление воли (4);
- создание безопасности, опасение обидеть (6);
- исключение внесемейных влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (22).
Таблицасимтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
5. Методика PARI (Е.Шеффера и Р. Беллла, адаптация Т.В. Нещерет «Семейная жизнь глазами матери»).
Цель: выявление родительского отношения у родителей.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:
1. Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
- ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
- ощущение самопожертвования в роли матери (5);
- семейные конфликты (7);
- сверхавторитет родителей (11);
- неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
- «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
- доминирование матери (19);
- зависимость и несамостоятельность матери (23).
2. Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
- побуждение словесных проявлений
, вербализация (1);
- партнерские отношения (14);
- развитие активности ребенка (15);
- уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
- раздражительность, вспыльчивость (8);
- суровость, излишняя строгость (9);
- уклонение от контакта с ребенком (16).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
- чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
- преодоление сопротивления, подавление воли (4);
- создание безопасности, опасение обидеть (6);
- исключение внесемейных влияний (10);
- подавление агрессивности (12);
- подавление сексуальности (18);
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
- стремление ускорить развитие ребенка (22).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. – М: Издательский центр «Академия», 2004. -
Брязгунов ИП, Касатикова ЕВ. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Москва: Медпрактика; 2002. 128 с. -
Галишко А.Н. Теоретические аспекты эмоционально-волевой регуляции при СДВГ // Евразийский Союз Ученых. 2019. №11-3 (68) -
Депутат И.С., Джос Ю.С., Старцева Л.Ф., Панков М.Н., Рысина Н.Н., Сидорова Е.Ю. Психоэмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (краткий обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2013. №3. 45-55 с. -
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.—М.: Издательский центр «Академия», 2005. -
Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с. -
Зиновьева О.Е., Роговина Е. Г., Тыринова Е. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2014. №1. 4-8 с. -
Кузьмина Т.И., Чижова А.О. Многообразие подходов к исследованию и коррекции нарушений поведения у детей и подростков (на примере синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 1-18 -
Мичурина Ю.А., Никулина А.А. Гиперактивность у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. 255-257 с. -
Нуреев И.Т., Циркин В.И., Злоказова М.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. 2012. №1. 16 с. -
Пилина Гузель Сергеевна, Шнайдер Наталья Алексеевна Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Сибирское медицинское обозрение. 2017. №1 (103). -
Пылаева О.А., Шатенштейн А.А., Дорофеева М.Ю, Мухин К.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: сопутствующие заболевания, акцент на сочетание с эпилепсией // Русский журнал детской неврологии. 2015. №2 -
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. -
Станишевская А.История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства // Studia Humanitatis. 2020. №2 -
Фесенко Ю. А. Эмоциональные проявления при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у младших школьников: диагностика и психокоррекция // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. 27-33 с. -
Шельшакова Н.Н. Особенности развития и обучения суперподвижных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Образование и право. 2021.№9. 196-201 с. -
Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-V). Washington, 2013. 947 p. -
Grob GN. "Origins of DSM-I: a study in appearance and reality". The American Journal of Psychiatry. 148 (4): 421–431. -
Hoffman H. Der struwwelpeter. Esslinger, 2014. 20 p. -
Jucaite A, Fernell E, Forssberg H, Hadders-Algra M. Deficient coordination of associated postural adjustments during a lifting task in children with neurodevelopmental disorders. Dev Med Child Neurol. 2003; 45: 731-742 -
Krik S.A., Kutchins H «The Myth of the Reliability of DSM». Journal of Mind and Behavior. 15 (1): 71-86 -
Maser JD, Patterson T. "Spectrum and nosology: implications for DSM-V".The Psychiatric Clinics of North America. 25 (4): 855–885 -
Mayes R, Horwitz AV. "DSM-III and the revolution in the classification of mental illness". Journal of the History of the Behavioral Sciences. 41 (3): 249–267 -
Sagvolden T, Johansen EB, Aase H, Russell VA. A dynamic developmental theory of attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) predominantly hyperactive/impulsive and combined subtypes. Behav. Brain Sci. 2005; 28: 397-419. -
Schulz KP, Himelstein J, Halperin JM, Newcorn JH. Neurobiological models of attentiondeficit/hyperactivity disorder: a brief review of the empirical evidence. CNS spectrums. 2000;5(6):34–44. -
Some abnormal psychical conditions in children: The Goulstonian Lectures. The Lancet. 159 (4102): 1008–1013. 1902. -
Wilens T., Faraone S., Biederman J.Attention-deficit/hyperactivity disorder in adults.// JAMA. 2004. Vol. 292. P. 619–623. -
Wolraich ML, Hagan JF Jr, Allan C, et al. Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents. Pediatrics. 2019;144(4)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблицасимтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокоплекс | Симптом | Балл |
Благоприятная семейная ситуация | Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
Изображение всех членов семьи | 0,2 | |
Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
Отсутствие штриховки | 0,1 | |
Хорошее качество линий | 0,1 | |
Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Тревожность | Штриховка | 0,1,2,3 |
Линия основания – пол | 0,1 | |
Линия над рисунком | 0,1 | |
Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
Стирание | 0,1,2 | |
Преувеличения внимания к детям | 0,1 | |
Преобладание вещей | 0,1 | |
Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
Подчеркивание отдельных деталей | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Конфликтность | Барьеры между фигурами | 0,1 |
Стирание отдельных фигур | 0,1,2 | |
| Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур | 0,2 |
Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,1 | |
Преобладание вещей | 0,1 | |
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | |
Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Чувство неполноценности в семейной ситуации | Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
Изоляция автора рисунка от других членов семьи | 0,2 | |
Маленькая фигура | 0,1 | |
Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0,1 | |
Отсутствие автора | 0,2 | |
Автор стоит спиной | 0,1 | |
Враждебность в семейной ситуации | Одна фигура на одной стороне листа | 0,2 |
Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
Зачеркнутая фигура | 0,2 | |
Деформированная фигура | 0,2 | |
Обратный профиль | 0,1 | |
Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
Пальцы длинные, подчеркнутые | 0,1 | |
Другие возможные варианты | 0,1 |