Файл: Отчет производственная практика вид(тип) практики Обучающийся Мустафина А. К. (Фио, группа) (подпись).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт психологии и образования

(наименование института/факультета)


ОТЧЕТ

Производственная практика

вид(тип) практики

Обучающийся Мустафина А.К. ______________

(ФИО, группа) (подпись)

Руководитель практики от КФУ

Лебедева Н.В, преподаватель

(должность, ФИО)

Оценка за практику______________________ ________________________

(подпись руководителя практики)
Дата сдачи отчета ______________________

Казань, 2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СДВГ. 6

1.1. Определение синдрома дефицита внимания и гиперактивности 6

1.2. Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста 8

1.3. Исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с СДВГ в зарубежной и отечественной научной литературе. 11

1.4. Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия ребенка 16

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19

ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 36


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. На данный момент синдром дефицита внимания и гиперактивности считается одним из самых распространенных нарушений психического развития, в частности в детском возрасте. Считается, что это расстройство наблюдается примерно у 7-28 % детей младшего школьного возраста [7]. У детей с СДВГ наблюдаются нарушения не только в поведенческой, но и в эмоциональной сфере, что в последствие может приводить к социальной дезадаптации ребенка. Как известно, значимым фактором формирования и развития эмоциональной сферы у детей является семья. Гармоничные, доверительные детско-родительские отношения считаются основой для эмоционального благополучия ребенка. Открытым остается вопрос наличия взаимосвязи между спецификой детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы у ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Учитывая вышеизложенное, тема исследования была сформулирована следующим образом: «Роль детско-родительских отношений в формировании эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».


Объект исследования. Детско-родительские отношения в семьях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Предмет исследования. Роль детско-родительских отношений в формировании эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Цель исследования. Изучить роль детско-родительских отношений в формировании эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Гипотеза исследования. Существует взаимосвязь между спецификой детско-родительских отношений и особенностей эмоциональной сферы у ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Задачи исследования

1. Исследовать особенности эмоционально-волевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

2. Рассмотреть детско-родительские отношения в качестве фактора, влияющего на развитие эмоциональную сферу ребенка

3. Осуществить психодиагностику эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

4. Провести психодиагностическое исследование детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

5. Разработать необходимую коррекционную программу, направленную на улучшение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Методологические и теоретические основы исследования. Теоретический анализ научной литературы был проведен на основе результатов исследований, представленных в ведущих научных базах: Elibrary, Google Scholar, Cyberleninka, WebOfScience, Dissercat.com. Теоретико-методологические исследования Л.С. Выготкого, Е.М. Мастюковой, А.В. Семенович, М.С. Певзнер, Н.Н. Заваденко.

Методы исследования.

1. Теоретические (теоретический анализ литературы по теме исследования).

2. Эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа)

Методики: рисуночный тест «кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Коуфман), рисуночный тест «несуществующее животное», рисуночный тест «Кактус» (М.А. Панфилова), методика «Детский апперцептивный тест», тест «родительское отношение к детям» (Варга А.Я., Столин В.В.), методика PARI (Е.Шеффера и Р. Беллла, адаптация Т.В. Нещерет «Семейная жизнь глазами матери»).


Теоретическая значимость исследования. Проанализирована роль детско-родительских отношений в формировании эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Рассмотрены возможности коррекции эмоциональных нарушений у детей с СДВГ в семейной системе.

Практическая значимость исследования. Выявленные особенности могут быть использованы в качестве базы исследовательской и проектной деятельности, затрагивающей тему коррекции эмоциональных нарушений у детей с СДВГ. Второй аспект практической значимости состоит в возможности использования результатов в основе коррекции эмоциональных нарушений у детей с СДВГ в семейной системе.



ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СДВГ.

1.1. Определение синдрома дефицита внимания и гиперактивности


Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет утверждать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности на протяжении нескольких десятилетий является одним из самых распространенных нарушений психического развития, в частности в детском возрасте. В восемнадцатом веке начали появляться первые исследования, посвященные нарушению внимания. А. Крейтон начал изучать и описывать причины поведение учащихся, которые испытывали трудности в условиях необходимости сосредотачивать внимание на уроке, а также находившихся в состоянии повышенной активности, и назвал такое поведение «психической тревогой». Автор предполагал, что к детям с трудностями концентрации внимания необходим особый педагогический подход [14]. Выводы, к которым пришел Крейтон, сопоставимы с результатами последующих наблюдений других авторов. В девятнадцатом веке Г. Хоффман, в иллюстрированной книге под названием «Истории неугомонного Филиппа» описывает похожие симптомы СДВГ, при этом обращая большее внимание на проявления гиперактивности, повышенной возбудимости и невозможности усидеть на месте [19]. В двадцатом веке Джордж Ф. Стилл в лекции, опубликованной в известном журнале «Lancet», описывает некоторые нарушения, возникающие в детском возрасте. Он указывает на то, что причина возникновения такого симптома как гиперактивность связана исключительно с биологической основой, и не связывал повышенную активность с плохим воспитанием [26]. Еще одним доказательством в пользу гипотезы о биологической основе возникновения СДВГ послужил тот факт, что после эпидемии энцефалита в начале XX века у большого количества переболевших появились характерные признаки, присущие данному расстройству [19].

Терминология, используемая для обозначения совокупности определенных симптомов, характерных для данного расстройства претерпела ряд изменений и поправок. Использовались такие термины как: минимальная мозговая дисфункция (DSM-I) [18], гиперкинетические реакции детского возраста (DSM-II) [21], дефицит внимания с гиперактивностью или без гиперактивности (DSM-III) [23].


В настоящее время общепринятым названием является «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (официально в научном сообществе данный термин закрепился в 1962 году после проведения международной конференции в Оксфорде). Под СДВГ понимается психоневрологическое расстройство, возникающее преимущественно в детском или подростковом возрасте (как правило, до 12 лет, однако не исключены случаи дебюта заболевания и позже) [5, 6, 28, 25]. Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение, которое имеет нейробиологическую основу, и не является следствием педагогической запущенности или плохого воспитания. Тем не менее, социально-психологические аспекты, в частности внутрисемейные, не вызывая непосредственно возникновение расстройства, служат фактором, способствующим усилению свойственных ребенку с СДВГ нарушений и трудностей адаптации. Признаками СДВГ принято считать трудности сосредоточения внимания, повышенную двигательную активность и импульсивность. Симптоматика СДВГ может сохраняться и во взрослом возраст [27]. Данный синдром характеризуется наличием эмоциональных, поведенческих, а также когнитивных расстройств (нарушение, а именно снижение памяти внимания, аналитико-синтетических способностей, сенсомоторной деятельности) без снижения интеллекта. Эти проявления обычно оказывают негативное влияние на учебную деятельность, а также на адекватное социальное взаимодействие с окружающими.

В DSM-IV синдром дефицита внимания и гиперактивности рассматривается в рамках «расстройств, обычно впервые диагностируемые в младенческом, детском и подростковом возрастах», а в DSM-V синдром представлен в главе «расстройства развития нервной системы» [22]. Похожие изменения произошли и Международной классификации болезней, если в МКБ 10-го пересмотра синдром дефицита внимания относился к группе гиперкинетических расстройств (F.90), и входил в рубрику нарушений активности и внимания (F.90.0), то в МКБ-11 СДВГ относится к блоку нарушений психического развития и выделен как отдельный вид расстройства (6А05).

1.2. Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста



В обязательном порядке оцениваются: продолжительность, постоянство, выраженность нарушений. Продолжительность проявления характерных для СДВГ признаков должны отмечаться на протяжении более шести месяцев. Критерий постоянства предполагает, что симптомы расстройства распространяются на все сферы жизни, при этом наблюдается нарушение адаптации в более чем двух видах окружающей обстановки (школа, детский сад, дом и т.д.) [5]. Выраженность проявления свойственных для СДВГ симптомов может быть различной, существеннее всего заметны нарушения в процессе учебной деятельности.