Файл: Отчет производственная практика вид(тип) практики Обучающийся Мустафина А. К. (Фио, группа) (подпись).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родитель старается прислушиваться к ребенку, при этом не действует только исходя из его желаний.
В нашем исследовании мы будем опираться на трактовку А.Я.Варга и В.В. Столина, то есть понимание «родительского отношения» как систему различного вида чувств по отношению к ребенку, как специфику восприятия и понимания личностных, поведенческих и характерологических особенностей ребенка, а также наличие определенных поведенческих стереотипов в отношении его.



ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ



У детей с СДВГ часто наблюдаются отличительные особенности эмоционально-волевой сферы. При этом их проявление будет различно в зависимости от типа расстройства. Дети с СДВГ с преобладанием невнимательности более склонны к ощущению чувства вины, к формированию пониженной самооценки, тревожности, страхам, неуверенности в себе. Агрессия у таких детей, в основном, направлена на самого себя.

Для детей с преобладанием гиперактивности более характерно выражать агрессию, недовольство, раздражение по отношению к окружающим. Агрессия при СДВГ у детей младшего возраста вне зависимости от типа (преобладание невнимательности, преобладание гиперактивности, смешанный тип) чаще всего имеет реактивный характер. То есть, спонтанной, являющейся реакцией на конкретную ситуацию, в которой оказался ребенок.

Тенденция к возникновению тревожности у младших школьников, по сравнению со сверстниками без данного нарушения, в целом выше, вне зависимости от типа СДВГ. При этом в сравнении с детьми с разными типами СДВГ у младших школьников с преобладанием невнимательности тенденция к возникновению тревожности выше, чем у тех, у кого преобладает гиперактивность и импульсивность.

Вне зависимости от типа СДВГ возникновение агрессии у детей может быть рассмотрено в качестве защитного механизма в ответ на избыток информации и стимулов, которую нервная система ребенка по причине соответствующих особенностей не в силах адекватно обработать.

У детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности вне зависимости от типа чаще встречаются такие особенности в эмоционально-волевой сфере как сниженная способность к эмоциональной саморегуляции, вспыльчивость, раздражительность, тревожность, нетерпимость к неудачам, реактивная агрессия, проявляющаяся в различных формах, эмоциональная лабильность и эмоциональная неустойчивость.

Коррекционные мероприятия с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должны иметь комплексный характер. В целях эффективной коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности деятельность специалистов должна быть направлена не только на взаимодействие с ребенком непосредственно, но также быть ориентированной на работу с родителями.



Работа с родителями чаще всего проводится в целях оптимизации детско-родительских отношений, гармонизации психологического климата в семье, а также повышения воспитательской компетентности родителей. При этом задачами консультативной работы с родителями являются: способствовать пониманию проблем, с которыми сталкивается ребенок в силу имеющегося нарушения, коррекция неконструктивных форм поведения, обучение специальным коррекционным и воспитательным приемам и методам. При условии наличия неадекватного отношения к имеющимся проблемам, в задачи работы с родителями включается их коррекция, исключение гиперболизации или, наоборот, отрицания нарушений, и осуществить переход в сторону поиска и реализации возможностей ребенка.


ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ



Цель исследования. Изучить роль детско-родительских отношений в формировании эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Задачи исследования

1. Исследовать особенности эмоционально-волевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

2. Рассмотреть детско-родительские отношения в качестве фактора, влияющего на развитие эмоциональную сферу ребенка

3. Осуществить психодиагностику эмоциональной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

4. Провести психодиагностическое исследование детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

5. Разработать необходимую коррекционную программу, направленную на улучшение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Эмпирическое исследование будет проводится на базе детских реабилитационных центров, школ, где есть дети с СДВГ. Необходимо участие и детей и родителей.

Методология исследования: рисуночный тест «кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Коуфман), рисуночный тест «несуществующее животное», рисуночный тест «Кактус» (М.А. Панфилова), тест «родительское отношение к детям» (Варга А.Я., Столин В.В.), методика PARI (Е.Шеффера и Р. Беллла, адаптация Т.В. Нещерет «Семейная жизнь глазами матери»).


1. Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Коуфман)

Цель: изучение особенностей восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации.
2. Рисуночный тест «Кактус» (М.А. Панфилова)

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Беседа:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко

расположены

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков,

необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов

Тревога - использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус
3. Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Цель: диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения.

Беседа: Где живет это существо (какое у него жилище)?

1. Чем оно питается?

2. С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?


3. Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?

4. Кто его враги?

5. Кто (из живущих на Земле) его друзья?

6. Что ему нужно для полного счастья?
4. «Тест – опросник родительского отношения» А.Я.Варга.

Цель: выявление родительского отношения у родителей.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он