Файл: Отчет производственная практика вид(тип) практики Обучающийся Мустафина А. К. (Фио, группа) (подпись).docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поведенческие нарушения при синдроме дефицита внимания и гиперактивности связываются с недостаточностью управляющих функций [24, 20], а именно функций программирования, регуляции и контроля разного рода психических процессов. Известно, что за функционирование вышеперечисленных управляющих функций ответственны фронтальные отделы головного мозга, а также орбитофронтальная кора. В свою очередь орбитофронтальная зона связана с некоторыми структурами лимбической системы, которая непосредственно участвует в процессах, относящиеся к эмоционально-волевой сфере [11]. Таким образом, вышеизложенное позволяет проследить один из механизмов возникновения нарушений в эмоционально-волевой сфере при синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Большинство авторов, затрагивая тему проявлений нарушений в эмоциональной сфере у детей, утверждают, что у детей с СДВГ наблюдается очень быстрая смена настроения. Это часто приводит к непоследовательному, непредсказуемому поведению, а это в свою очередь затрудняет социальное взаимодействие ребенка, как со сверстниками, так и с родителями. Общество сверстников обычно не готово принять непредсказуемое, импульсивное, чрезмерно активное поведение таких детей, отчего ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности становится нежеланным и отвергаемым среди одноклассников. Взрослые часто характеризуют детей с этим расстройством как инфантильных, незрелых. Более эффективное взаимодействие и общение у детей с СДВГ получается установить с детьми младшего возраста или с детьми с похожими проблемами в поведении.
Трудности во взаимодействии с родителями могут возникать не только по причине непосредственных нарушений у ребенка, но и потому что многие родители оказываются неготовыми к этому взаимодействию. Родители со своей стороны часто проявляют неспособность контролировать собственные эмоции, проявляют агрессию, злость или же чрезмерную тревожность по отношению к ребенку с СДВГ. Учитывая, что большинство родителей не рассматривают вышеописанное поведение с их стороны в качестве имеющейся проблемы, то они оказываются не готовыми его видоизменять и перестраивать свое отношение к ребенку. Тогда как важную роль в развитии ребенка в целом, и в частности в его психическом и эмоциональном развитии играет умение родителей владеть собственными эмоциями, контролировать их, быть способными выразить их адекватным и конструктивным способом, особенно при общении с ребенком.
Стоит отметить, что, по мнению некоторых авторов, недостаток эмоционального контакта ребенка с родителями, в частности с матерью, может приводить возникновению таких негативных последствий как неуверенность в себе, тревожность. В более тяжелых случаях дефицита эмоционального контакта с родителями, в условиях эмоциональной деривации негативные последствия могут приводить к формированию неадекватных моделей поведения [13, 16].
Было отмечено, что СДВГ подразделяется на три типа: с преобладанием гиперактивности и импульсивности, с преобладанием невнимательности и смешанный тип. У детей младшего школьного возраста особенности в эмоционально-волевой сфере могут быть различны в зависимости от типа СДВГ.
Младшие школьники с СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности по сравнению со своими сверстниками без данного нарушения более склонны к проявлению агрессии, в частности физической и вербальной. Очень часто такие дети наряду с агрессивностью демонстрируют раздражительность и вспыльчивость [15, 11]. То есть, для таких детей характерно направлять свои негативные эмоции, агрессию вовне, на окружающих. В дальнейшем, а именно в подростковом возрасте, такая особенность эмоционально-волевой сферы младшего школьника, может привести к девиантному поведению.
В свою очередь дети с СДВГ с преобладанием невнимательности в большей степени склонны к испытыванию чувства вины, это может проявляться в мыслях детей о том, что они не совсем хорошие люди, а также в частых угрызениях совести. Если агрессия детей с преобладанием гиперактивности в большей степени направлена на окружающих, во внешнюю среду, то агрессия у детей с преобладанием невнимательности может быть направлена внутрь, на самого себя. Это может проявляться в том, что ребенок может наносить себе удары, кусать свои руки, губы, выдергивать волосы.
Агрессия по форме проявления различается на активную и реактивную. Считается, что при СДВГ чаще всего встречается именно реактивная агрессия. Она характеризуется как импульсивная, появляющаяся время от времени, в ответ на конкретную ситуацию или условия, в которых находится человек. В свою очередь под активной подразумевается агрессия, которая влечет за собой преднамеренное агрессивное поведение, другими словами «инициативная» [24, 25, 27]. В исследовании Коннора Д.Ф. посвященном теме агрессии при СДВГ выяснилось, что при смешанном типе СДВГ встречаются почти все виды (активная, реактивная, вербальная, физическая, направленная на себя, на окружающих) [28].
Также стоит отметить, что у детей с СДВГ склонность к формированию тревожности выше по сравнению со сверстниками без данного нарушения. При этом у детей с СДВГ с преобладанием нарушения внимания выраженность тревожности выше, чем у детей с преобладанием гиперактивности и импульсивности [15]. Также стоит отметить, что тревога способна оказывать подавляющий эффект на проявление агрессии, и сдерживает соответствующее поведение.
1.4. Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия ребенка
Многие авторы изучали роль и содержание детско-родительских отношений. Например, в трудах З. Фрейда взаимоотношения между родителями и детьми рассматриваются с точки зрения основного аспекта развития ребенка. По мнению автора неблагополучный опыт взаимодействия с родителем могут приводить к различного вида личностным отклонениям.
В научных исследованиях Э. Эриксона подчеркивается, что детско-родительские отношения обладают такой характеристикой как двойственная интенция. Родители, с одной стороны стремятся защищать ребенка от опасностей внешнего мира, а с другой стороны должны предоставлять некоторую свободу. Ребенок, в свою очередь обладает правом установить определенный баланс между предъявляемыми требованиями со стороны родителей и своими желаниями, своей инициативой. Э.Эриксон подчеркивает значимость детско-родительских отношений на развитие ребенка.
Э. Фромм исследуя родительские отношения в качестве основного фактора развития ребенка, разделяет отношения ребенка с матерью и отцом. Он утверждает, что материнская любовь является безусловной, а отцовская-условной, управляемой. При этом уточняя, что речь идет не о конкретном родителе- отце или матери, а именно о материнском и отцовском началах, которые в разной степени представлены в личностях родителей.
А. Адлер утверждает о том, что человек является социальным существом, и рассматривает личность с точки зрения социальных отношений. Автор считает, что основа личности формируется в детстве, и при этом семейная атмосфера, семейные взаимоотношения являются важной частью этого процесса.
К. Роджерс подчеркивает, что условием благополучного развития ребенка является безусловное позитивное принятие со стороны родителя.
Понятие «родительское отношение» имеет множество определений.
А.Я.Варга и В.В. Столин трактуют понятие «родительское отношение» как систему различного вида чувств по отношению к ребенку, как специфику восприятия и понимания личностных, поведенческих и характерологических особенностей ребенка, а также наличие определенных поведенческих стереотипов в отношении его.
Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев под «детско-родительскими отношениями» понимают отношения, которые обладают избирательной в эмоциональном, а также в оценочном плане особую психологическую связь детей со своими родителями.
В соответствии с концепцией В.Н. Мясищева при изучении родительского отношения можно выделить три главных компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный компонент обозначается как совокупность тех чувств и переживаний, которые связаны с ребенком. Когнитивный компонент обозначает имеющиеся у родителей представления о характерологических, ценностных, личностных особенностях ребенка, мысли о его потребностях, интересах. Поведенческий компонент обозначает тот стиль взаимодействия родителей с ребенком, который используется чаще всего.
О.А. Карабанова трактует понятие «детско-родительские отношения» как систему межличностных установок, ожиданий в диаде «ребенок-родитель» и «родитель-ребенок», которые определяются в совместной деятельности, общении.
Существует большое разнообразие классификаций родительского отношения, включая типы и стили семейного воспитания.
А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют следующие типы. Принятие-отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник.
Е. Шефер и Р. Белл анализируя родительское отношение опираются на такие характеристики как «любовь – ненависть», «автономия-контроль». Если первая характеристика является эмоциональной, то вторая - поведенческой. Различный уровень выраженности данных характеристик позволяет описать специфику родительского отношения, различные типы поведения родителей по отношению к своим детям.
А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер в своих исследованиях представили классификацию негармоничных типов семейного воспитания. В данную классификацию входят: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответсвенность.
Э.Г. Эйдемиллер также описывает три основных типа детско-родительских отношений. Первый-тип излишней вовлеченности, авторитарный контроль. Второй – тип излишней отстраненности, эмоциональное отвержение. Третий – оптимальный тип.
А.Е. Личко в свою очередь выделяет такие типы семей как: гармоничная и дисгармоничная.
Д.Н. Исаев выделяет такие стили воспитания как демократический, авторитарный, попустительский. Демократический стиль, по его словам, является основой для развития в ребенке инициативы и социальной ответственности. Родитель, использующий этот стиль стремится объяснить мотив своего требования. Такой родитель использует власть только в случае необходимости. Поощряется как послушание, так и самостоятельная инициатива и активность.