Файл: Отчет производственная практика вид(тип) практики Обучающийся Мустафина А. К. (Фио, группа) (подпись).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно проводить дифференциальную диагностику в целях исключения других причин проявления симптомов, встречающихся при СДВГ, так как у 15-20% детей могут наблюдаться похожее поведение, но только лишь по внешнему проявлению, однако причинами такого поведения являются другие факторы. К числу таких факторов могут относиться индивидуальные особенности ребенка, темперамент. В таком случае активность этих детей остается в пределах возрастной нормы, и степень развития ВПФ обычно не страдает. Необходимо также исключить наличие тревожных расстройств, при которых особенности поведения ребенка могут быть связаны с воздействием каких-либо психотравмирующих факторов. Также стоит провести диагностику наличия иных психических нарушений, например, аффективных расстройств (нарушения настроения), умственной отсталости, задержки психического развития, шизофрении и т.д. Стоит отметить, что при СДВГ не исключается наличие РАС.

Для того чтобы поставить диагноз специалист должен удостовериться, что у ребенка характерные для СДВГ симптомы имеют постоянный характер (шесть и более месяцев). По DSM-IV, DSM-V, МКБ-10 и МКБ-11 данное расстройство подразделяется на три типа: с преобладанием нарушения внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, а также смешанный тип. [17, 22, 24].

К симптомам невнимательности часто относят: трудности концентрации внимания на выполняемых задачах, легкая отвлекаемость на посторонние раздражители, неспособность удерживать внимание на деталях, отчего часто ошибается при выполнении разного рода заданий. Также замечено, что такие дети испытывают затруднения в условиях необходимости придерживаться точных инструкций, особенно на протяжении длительного периода времени. По этой причине может отказываться выполнять задания, упражнения, требующие долгого умственного напряжения. Иногда у окружающих, в частности у родителей и учителей может складываться такое впечатление, будто ребенок не слушает то, что ему говорят, даже если рядом нет никаких отвлекающих факторов, по причине трудности концентрации внимания на речь говорящего в данной конкретной ситуации. Считается, что такой ребенок забывчив, может часто терять вещи.

Под гиперактивностью чаще всего подразумевается двигательная расторможенность, чрезмерная двигательная активность, повышенная возбудимость, неспособность сохранять неподвижность. Под импульсивностью же понимается склонность к реагированию на стимулы незамедлительно, часто без учета рисков и последствий. То есть, такой
ребенок описывается окружающими как порывистый, совершающий неожиданные действия, что может иногда пугать окружающих, в частности сверстников. Итак, к симптомам гиперактивности и импульсивности при СДВГ обычно относят неспособность ребенка усидеть на месте, ощущение дискомфорта в условиях необходимости долгое время находится в сидячем положении. Такие дети могут проявлять повышенную разговорчивость, отвечать на вопрос незамедлительно, не дослушав его до конца. Может продолжать фразы, высказывания слова других людей прежде, чем они договорят. Возможно проявление недостаточной целенаправленности поступков [5, 6, 13, 20, 21].

Считается, что у людей с СДВГ нарушается работа префронтальных отделов коры, следовательно, ослабляется контроль над двигательными функциями, следствием чего является проявление гиперактивности. У людей без синдрома дефицита внимания и гиперактивности передние отделы головного мозга активно участвуют в регуляции деятельности лимбико-ретикулярного комплекса, за счет чего человек способен к контролю импульсивного поведения. Тогда как у детей с СДВГ наблюдается отставание созревания префронтальных отделов головного мозга, и это является одной из предпосылок проявления импульсивности.

Полученные результаты в ходе исследования Фесенко Ю.А. и Фесенко Е.В. позволили определить синдром дефицита внимания и гиперактивности как функциональное состояние, при котором, вследствие резидуально-органических поражений тех или иных структур центральной нервной системы, нарушается межполушарное взаимодействие. Оно может быть восстановлено при активации резервного потенциала головного мозга, чего можно достичь вследствие применения специальных внешних воздействий. Важно при этом акцентировать внимание не на избавление и подавление у ребенка симптомов СДВГ, ведь они являются лишь маркером и ответной защитной реакцией организма на имеющееся нарушение, а на то, чтобы увеличить резервный потенциал головного мозга ребенка.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто описываются как сообразительные, талантливые, быстро схватывающие информацию, однако наличие у таких детей расстройства центральной нервной системы на нейрофизиологическом уровне не позволяет некоторым психическим функциям развиваться на уровне нормы. Наряду с нарушениями третьего блока мозга, ответственного за регуляцию и контроль, возможно нарушение работы первого, энергетического блока мозга. По этой причине у ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наблюдается быстрое

утомление при выполнении той или иной деятельности, в частности интеллектуальной. Периоды активного внимания очень часто и скоро сменяются на периоды, когда ребенок отвлекается и неспособен продолжать удерживать концентрацию.

1.3. Исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с СДВГ в зарубежной и отечественной научной литературе.



Помимо таких основных симптомов как нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность у детей с СДВГ наблюдаются особенности в эмоционально-волевой сфере, и зачастую именно они являются одной из центральных причин социальной дезадаптации младших школьников и подростков.

Есть мнение, что в основе СДВГ лежат нарушения функционирования ретикулярной формации (она начинает оказывать недостаточное влияние на префронтальную кору), которая в свою очередь обеспечивает механизмы процессов памяти, внимания, а также обработки поступающей информации [3]. У ребенка с СДВГ трудности осуществления адекватной переработки поступающей информации может привести к тому, что разного рода раздражители, стимулы (звуковые, зрительные) становятся чрезмерными, превышающими способности ребенка их обработать. В результате чего ребенок может ощущать беспокойство, раздражительность, проявлять агрессию, становится более тревожным. В данном случае агрессия может быть рассмотрена как один из видов защитных механизмов, возникающих при состоянии внутреннего эмоционального неблагополучия, а также защита от перегрузки центральной нервной системы. Стоит отметить, что агрессия в младшем школьном возрасте, и у детей более младшего возраста агрессия проявляется спонтанно, а у подростков, возможно, ее закрепление и систематизация [9, 10, 12].

Проявления характерных для СДВГ признаков могут быть заметны еще в дошкольном возрасте или раннем детстве, однако часто родители и воспитатели не выделяют соответствующее нарушение поведения в разряд проблемы и ссылаются на личностные или возрастные особенности, либо на недостаток воспитания. Это отчасти связано с тем, что в раннем детстве или дошкольном возрасте ребенок редко находится в условиях необходимости длительное время соблюдать определенные правила, соблюдать тишину, выполнять заданные требования, то есть в ситуациях, в которых ему необходимо контролировать свойственную ему повышенную активность или долгое время концентрировать внимание на чем-либо. Поэтому поведенческие и эмоциональные особенности детей с СДВГ остаются незамеченными. Наряду с этим, свойственные для СДВГ признаки в раннем детстве или дошкольном возрасте иногда бывают трудноразличимы, в связи с тем, что основная масса детей этого возраста ведут себя примерно аналогично ввиду возрастных особенной, порой в связи с недостатком воспитания.


Ближе к младшему школьному возрасту, когда ребенок переходит в школу, он попадает в новую социальную ситуацию развития (по Выготскому Л.С) [4]. В социальной ситуации развития можно выделить две составляющие, а именно деятельность и переживания. То есть, переходя в школу, ребенок сталкивается с необходимостью выполнять новые виды деятельности (учебная в случае с младшим школьным возрастом), а также у него возникают те или иные переживания по этому поводу. В школе ребенок помещается в условия необходимости следовать установленным правилам, выполнять необходимые требования, проявлять дисциплинированность, от школьника требуется длительное время концентрировать внимание на преподаваемом материале, долгое время находиться в неподвижном сидячем положении. Наряду с этим возникает необходимость выполнять домашние задания, то есть привычная домашняя обстановка так же подвергается изменениям и устанавливаются новые правила, требования по поводу выполнения заданий. Таким образом, возникает необходимость проявлять усидчивость и способность концентрировать внимание не только в школе, но и в домашней обстановке. Возникающие переживания по поводу новой социальной ситуации и новых требований могут быть различны у каждого конкретного ребенка.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наблюдается отставание созревания центральной нервной системы на нейрофизиологическом уровне. Такая особенность часто затрудняет адаптацию ребенка к новым жизненным условиям, а также осложняет способность адекватно переносить длительные интеллектуальные нагрузки.

Опираясь на знания о том, что дети с СДВГ обладают определенными эмоциональными особенностями, или в некоторых случаях эмоциональными нарушениями, следует, что новая социальная ситуация развития, являющаяся своего рода новой, непривычной, и возможно, стрессовой ситуацией для ребенка, послужит или усилению уже имеющихся нежелательных эмоциональных и поведенческих особенностей, или станет фактором, способствующим возникновению соответствующих нарушений. Таким образом, ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в силу характерных данному синдрому поведенческих, эмоциональных и когнитивных особенностей сталкивается с трудностями освоения школьных навыков. Это в свою очередь влечет за собой слабую успеваемость, в результате которой у младших школьников может возникать неуверенность в себе и заниженная самооценка по причине невозможности соответствовать предъявляемым требованиями, в отличие от сверстников [1, 2, 8].