ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
1.1. Особенности и значение малого и среднего бизнеса для национальной экономики
1.2. Понятие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Глава 2. Анализ российской и зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.1. Анализ российской практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.2. Анализ зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
2.3. Сравнительный анализ мер поддержки экспортной деятельности в зарубежных странах
Глава 3. Направления повышения экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
3.1. Мероприятия по повышению экспортного потенциала российского малого и среднего бизнеса
– динамическую составляющую экономического потенциала, гарантирующую работу компании на мировом рынке (функциональноориентированный подход);
– способность развиваться на внешнем рынке (подход, ориентированный на развитие);
– способность гарантировать извлечение максимальной выручки от продаж на мировом рынке (выгодная реализация)25. К преимуществам этого подхода можно отнести то, что он позволяет осуществлять стратегическое планирование экспортной деятельности предприятия, основываясь на долгосрочных целях развития предприятия. Недостатком же являются то, что данный подход не учитывает анализсоотношения существующего объема ресурсной базы и требуемого объема ресурсов, а также их качественного состояния в соответствии с запросами внешнего рынка.
2. В тоже время стоит отметить, что более распространенным и часто используемым подходом к пониманию экспортного потенциала является ресурсный подход. В частности, интересными представляются так же вопросы, которые выделяет А.П. Петров-Рудаковский и на которые следует ответить компании при определении экспортного потенциала с точки зрения ресурсного подхода:
1). Какая часть имеющихся в наличии ресурсов может быть отправлена на экспорт, учитывая при этом внутренние условия деятельности компании?
2). Какая часть имеющегося ресурса имеющихся в наличии ресурсов может быть отправлена на экспорт с учетом факторов внешней среды (в особенности обеспечение конкурентоспособности продукции/услуги на мировых рынках, открытость данных рынков, наличие организационных возможностей по входу на внешние рынки и развитию на них и т.п.)?
3). Какова количественная и стоимостная оценка той части рассматриваемых ресурсов, которая с учетом внутренних условий и внешних факторов может быть экспортирована?
Следует отметить, что в научной среде принято определять экспортный потенциал относительно привязки его к определенному субъекту. Вследствие чего, в рамках второго типа классификации, экспортный потенциал рассматривается как одна из характеристик такого субъекта, то есть, в общемсмысле, как возможность и способность этого субъекта осуществлять экспортную деятельность. В данном контексте к субъектам национальной экономики были отнесены следующие: государство, компании (предпринимательские фирмы), домашние хозяйства, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющими определенными функциями в общественном разделении и кооперации труда, производящие товары или услуги. В свою очередь, к исследуемым субъектам национальной экономики, обладающими экспортным потенциалом были отнесены физические и юридические и физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, включая экспортную деятельность. Это обусловило дальнейшую классификацию субъектов, обладающих экспортным потенциалом. Второй тип строится на
классификации хозяйствующих субъектов, обладающих экспортным потенциалом, в зависимости от уровня осуществления экспортной деятельности: – уровень органов государственной власти (установление межгосударственного экономического сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей); – уровень хозяйственных организаций (заключение и исполнение внешнеторговых контрактов и договоров). Следовательно, экспортный потенциал может быть:
1). Экспортный потенциал национальной экономики (государства), в широком смысле, представляет собой способность государства создавать благоприятные внешние и внутренние условия для развития национальной экономики за счет успешной реализации его внешнеторговой политики, нацеленной, в том числе, на углубления процесса участия страны в международном разделении труда. В узком смысле экспортный потенциал страны подразумевает собой способность целых отраслей и отдельных компанийвыпускать конкурентоспособные товары/услуги и экспортировать их на внешние рынки26. А также способность всего комплекса отраслей национальной экономики, ее отдельных отраслей и компаний выпускать требуемое количество конкурентоспособной продукции на экспорт27.
2). Экспортный потенциал отрасли – способность компаний, относящихся к отрасли, включающая в себя совокупность производственного, кадрового, финансового и рыночного потенциалов, выпускать и экспортировать конкурентоспособную продукцию на внешние рынки. В результате, экспортный потенциал отрасли представляет собой интегрированную способность максимально удовлетворять экспортные потребности отрасли, рационально используя при этом имеющиеся ресурсы, учитывая интересы государства28.
3). Экспортный потенциал национальной компании – наличие у компании совокупности ресурсов и средств, которые могут быть использованы для достижения поставленных производственно-коммерческих целей на внутренних и внешних рынках29. В рамках экспортного потенциала компании, по нашему мнению, представляется необходимым дополнительно выделить ступень экспортного потенциала продукции/услуги как способности продукции, производимой компанией отрасли, конкурировать на внешних рынках с зарубежными аналогами по различным характеристикам. В данном случае, компания в зависимости от экспортной портфеля продукции/услуги может иметь несколько экспортных потенциалов продукции/услуги. По-нашему мнению, классификация экспортного потенциала по принадлежности к различным хозяйствующим субъектам позволила очертитьмасштаб и границы экспортного потенциала в каждом из вышеприведенных случаев. В Таблице 1.1 были соединены два первых типа классификации экспортного потенциала по подходам к определению экспортного потенциала и принадлежности к субъектам. Проанализировав содержание таблицы 1.1, в работе было отмечено, что определения экспортного потенциала преимущественно подразумевают производство и поставку на экспорт продукции/товара, упуская такую большую и
стремительно развивающуюся часть мирового рынка, как сфера услуг. Третий тип классификации экспортного потенциала базируется на изучении научных походов к структурированию факторов экспортного потенциала. Данная классификация была построена, опираясь на предыдущую классификацию по субъектам экспортного потенциала:
1. Подходы, сосредотачивающиеся на многослойном исследовании экспортного потенциала, что применимо ко всем субъектам экспортного потенциала (национальная экономика, отрасль, компания, продукция). К такому подходу можно отнести точку зрения А.И. Волковой и И.А. Карачева, которые предлагают структурировать экспортный потенциал по факторам роста, выделяя при этом три уровня: микроуровень, мезоуровень (кластерный и региональный подуровни) и макроуровень30. Так же в рамках групп факторов, по их мнению, следует разделять на внутренние и внешние факторы внешней среды. Макроуровень и мезоуровень покрываются внешними факторами. Когда как микроуровень соотносится с внутренними факторами, тем самым обеспечивая конкурентоспособность продукции/услуги на экспорт. В свою очередь, интегрированную конкурентоспособность субъекта национальной экономики обеспечивает совокупность внешних и внутренних факторов.
Таблица 2 –Классификация экспортного потенциала по субъектам и подходам к определению
Субъекты экспортного потенциала | Подход к определению экспортного потенциала | |
Национальная экономика | Ресурсный подход | Процессный подход |
способностьнациональной экономики использовать имеющиеся или производимые ею ресурсы как сравнительныепреимущества для производстваипродвижениянавнешнихрынкахконкурентоспособных товаров и услуг | Потенциальная возможность-способность национальной экономикиорганизовать процесс экспорта располагаемых и/или создаваемых еюресурсов | |
процесс активизации имеющихся и потенциальных конкурентныхпреимуществнациональнойэкономикивмеждународномразделениитруда | ||
процесс подтверждения реальных конкурентных преимуществнациональнойэкономикинамировыхрынках,атакжепродвижениянациональныхинтересовстраныв масштабах мирового хозяйства | ||
Отрасль | способностькомпаний,принадлежащихкопределеннойотрасли национальной экономики, использовать все имеющиесяунееи/илипроизводимыееюресурсыдляэкспортированияконкурентоспособнойпродукции/услугина зарубежныерынки | интегрированная способность компаний отрасли организовать процесс максимального удовлетворения потребностей и запросов зарубежных рынков через, с одной стороны, эффективное использование совокупности имеющихся ресурсов, учет интересов всех задействованных субъектов |
потенциальная способность-возможность компаний отрасли организовывать процесс реализации конкурентоспособной продукции/услуги на зарубежных рынках |
Продолжение таблицы 2
Компания | комплексныйпоказатель,включающийвсебясовокупностьресурсови факторов,имеющихсяи/илипроизводимыхкомпанией,необходимыхдляпроизводства,продвиженияиреализации | совокупность способностей и возможностей компании организовывать процесс экспортной деятельности и продвижения конкурентоспособной продукции/услуги на зарубежные рынки, при этом полностью обеспечивая потребности внутреннего рынка |
| совокупность возможностей и ресурсов компании для их эффективной реализации с целью и обеспечения конкурентоспособности продукции/услуги компании в целом через удовлетворение потребностей зарубежных рынков и участия в процессе интернационализации | процесс оценки динамично меняющейся составляющей экономического потенциала компании, основывающейся на учете влияния изменений факторов внешней среды, включающих характеристики зарубежных рынков сбыта, относительно способности компании обеспечивать стабильность объемов продаж на внутреннем и внешних рынках |
Продукция/услуга | конкурентоспособность продукции/услуги на внешнем рынке как совокупность возможностей компании и наличия у нее требуемых ресурсов для удовлетворения требований выдвигаемых зарубежным рынком | процесс организации экспортной деятельности, цель которого–заинтересоватьзарубежного потребителя продукцией/услугой, через обеспечения ее уникальных характеристик, выявляя и удовлетворяя потребности зарубежных рынков сбыта |
2. Подходы, рассматривающие экспортный потенциал как совокупность ресурсов и возможностей и способностей. Изучение экспортного потенциала в таком ключе применимо в большей степени для компаний как субъектов экспортного потенциала.
Такого видения придерживается М.С. Сычев и классифицирует экспортный потенциал на:
-
внутренний экспортный потенциал – совокупность ресурсов (включая трудовые, материальные, природные и информационные ресурсы), требуемых при производстве продукции на экспорт, при этом, важным фактором является не только наличие этих ресурсов, а также их эффективное использование; -
внешний экспортный потенциал – совокупность возможностей и способностей компании реализовывать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать ее поддержку и продвижение через маркетинговую, логистическую и сервисную деятельность.
В свою очередь, А.И. Самоукин разделяет экспортный потенциал на:
-
объективный экспортный потенциал – совокупность трудовых, нематериальных, материальных и природных ресурсов, вовлеченных и не вовлеченных по тем или иным причинам в производство продукции на экспорт и имеющих реальную возможность участвовать в нем; -
субъективный экспортный потенциал – способность работников, коллективов к использованию ресурсов и созданию максимального объема экспортной продукции и способности управленческого аппарата компании в целом к оптимальному расходованию существующих в наличии ресурсов.
Интересным, по-нашему мнению, является то, что Л.Б. Симионова затрагивает вопрос рассмотрения экспортного потенциала со знаком минус как явления способного приносить убыток, что до сих пор было нетипично. Но следует согласить с тем, что неправильно просчитанный и/или осуществленный процесс реализации экспортного потенциала может привести к серьезным убыткам компании.
Ярким примером такого подхода может быть классификация экспортного потенциала П.В. Манина, который на основе матрицы И. Ансоффа выделяет четыре разновидности экспортного потенциала:
-
экспортный потенциал существующего товара на освоенном рынке; -
экспортный потенциал существующего товара на перспективном рынке; -
экспортный потенциал нового товара на освоенном рынке;
-
экспортный потенциал нового товара на перспективном рынке.
К преимуществам данной оценки можно отнести определение конкурентных преимуществпродукции компании через удовлетворение требований конкретного внешнего рынка.
К недостаткам можно определить одностороннюю ориентацию на увеличение и ограничение на двух характеристиках.
Кроме того, с нашей точки зрения, недостатком является отсутствие рассмотрения экспортного потенциала услуг, мировой рынок которых является одним из самых быстроразвивающихся вследствие стремительного роста цифровизации мировой экономики.
Таким образом, в результате анализа, проведенного в данном параграфе, было определено, что экспортный потенциал национальной экономики следует рассматривать как целостное явление, с позиции комбинирования ресурсного и процессного подходов. Что позволяет уточнить понятие экспортного потенциала, с одной стороны, как совокупности внутренних ресурсов субъектов национальной экономики, используемых при создании и производстве продукции/услуги, конкурентоспособной на мировом рынке, с другой стороны, как инструмента поддержки реализации конкурентных преимуществ этих субъектов на мировых рынках с учетом национальных интересов страны.