Файл: 1. Цель и предмет проектного исследования в рамках прохождения практики 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Анализ структуры и динамики доходов ГБУЗ ЯНАО "ЛГБ"



Оценка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения производится по следующему алгоритму:

1) анализ источников финансирования и структуры расходов;

2) анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;

3) показатели эффективности финансовой и хозяйственной деятельности.

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания и средств, поступающих от ОМС. Предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг, являются разновидностью бюджетных ассигнований.

Для начала рассмотрим динамику спроса услуг учреждения на основании количества потребителей за последние 3 года (таблица 2).

Таблица 2

Количество потребителей услуг ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»

№ п/п

Вид работ (услуг)

Количество потребителей

Изменения

2020

2021

2022

2021 / 2020

2022 / 2021

Абсол.

%

Абсол.

%

1

Итого количество потребителей платных услуг

19 680

11 861

19 676

(7819)

(0,4)

7815

0,66

2

Итого количество потребителей бесплатных услуг

43 746

49 852

43 246

6106

0,14

(6606)

(0,13)

3

Всего количество потребителей

63 426

61 713

62 922

(1713)

(0,03)

1203

0,02




Из таблицы 2 видно, что количество потребителей платных услуг в 2021 году уменьшилось на 0,4% (7819 чел.), что связано с увеличением тарифов на данные услуги, а также с появлением конкуренции. В 2022 г. ситуация обратная, на 7815 единиц платных услуг стало больше.

В 2022 г. наблюдается спад количества потребителей бесплатных услуг на 0,13%, на что повлияло снижение заболеваний короновирусной инфекцией. В общем виде данная динамика представлена на рисунке 1.



Рис. 1. Количество потребителей услуг ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ» за 2020-2022 гг.


В целом динамика количества потребителей больницы удовлетворительная, без резких колебаний, что говорит о стабильной работе учреждения.

При анализе финансирования устанавливается полнота обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями для организации нормальной работы. Рассмотрим полноту обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями в таблице 3.

Таблица 3

Анализ полноты обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями за 2020-2022гг., млн. руб.

Наименование расходов

Утверждено плановых назначений

Исполнено плановых назначений

Не использовано плановых назначений

абс. зн., руб.

отн., %

Бюджетное финансирование

2020 г.

420,54

418,45

2,09

0,50

2021 г.

436,49

434,17

2,32

0,53

2022 г.

456,31

454,37

1,94

0,43

Как видно из таблицы 3, в 2020 году учреждение недоиспользовало 2,09 млн. руб., в 2021 г. – 2,32 млн. руб., в 2022г. – 1,94 млн. руб. В среднем ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ» недоиспользует 0,49% бюджетных средств. Следовательно, делаем вывод, что учреждение обеспечено бюджетными ассигнованиями полностью.



В распоряжении бюджетных учреждений кроме бюджетных имеются и средства, образующиеся за счет оказания платных услуг. Все средства, получаемые дополнительно (помимо бюджетных), учитываются как внебюджетные.

Доходы, которые поступают от хозяйственной деятельности, не вносятся в бюджеты, и расходуют их точно на цели, прописанные в плане финансово-хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам.

В качестве источников информации анализа доходов бюджетной организации используются:

  • план финансово-хозяйственной деятельности;

  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности;

  • пояснительная записка.

Изучение исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования. Обусловлено это тем, что формирование внебюджетных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в пределах разрешенных видов деятельности. Поэтому изучение источников их образования связано с проверкой правильности получения доходов.

Данные для анализа внебюджетных средств учреждения приведены в таблице 4.

Из таблицы 4 следует, что с 2020 по 2022 года доходы от предпринимательской деятельности сократились чуть более, чем на 19% (на 2,49 млн. руб.) не смотря на рост потребителей платных услуг в 2022 г. Данную ситуацию можно интерпретировать следующим образом: увеличилось количество платных услуг по сравнительно недорогим услугам, а дорогостоящие процедуры пациенты предпочитают получать на бесплатной основе, например МРТ, КТ, стоматологические услуги.

Таблица 4

Анализ источников поступления внебюджетных средств за 2020-2022 гг.


Наименование показателя


Код ана-литики

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2022 г. в % к 2020

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %




Доходы от оказания платных услуг (работ)

130

12,86

98,24

12,44

96,81

10,30

97,17

80,09

Доходы от штрафов, пени, иных сумм принудительного изъятия

140

0,23

1,76

0,33

2,57

0,14

1,32

60,87

Доходы от операций с активами

170

-

-

-

-

- 0,02

0,19

-

Прочие доходы

180

-

-

0,08

0,62

0,18

1,70

-

Итого доходов от приносящей доход деятельности




13,09

100

12,85

100

10,60

100

80,98



Основным источником поступления внебюджетных средств являются доходы от оказания платных услуг, их удельный вес за анализируемый период в среднем составляет 97,41%. С 2020 года данная статья уменьшилась почти на 20% (2,56 млн. руб.). Строка «прочие доходы», которая увеличилась в 2022 году на 0,1 млн. руб., может включать в себя: доходы от сдачи в аренду основных средств и нематериальных активов; активы, полученные на безвозмездной основе; доходы, полученные в виде возмещения убытка, причиненного организации и т.д.

Доходы планируются по смете внебюджетных средств на основании установленных норм обследования, тарифов и расценок по каждому виду услуг, по подразделениям и по учреждению в целом. При планировании доходов следует уделять внимание четкости планирования по направлениям исследований.

Рассмотрим структуру доходов учреждения и их динамику (рисунок 2).



Рис. 2. Структура финансирования ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»
На протяжении анализируемого периода происходит ежегодный рост бюджетного финансирования. В 2020 г. доля субсидий из бюджета и субвенций из ОМС составила 96,98%, в 2021 г. они увеличились на 0,16%, а в 2022 г. еще на 0,59%. Доходы от платных услуг имеют отрицательную динамику. В 2022 г. они уменьшились на 0,75% по сравнению с 2020 г.

Таким образом, необходимо отметить, что учреждение ежегодно не дополучает дополнительные источники финансирования.

5. Анализ расходов и эффективности деятельности ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»



Проанализируем состав и структуру расходов ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ» в таблице 5.

Из таблицы 5, видно, что за исследуемый период увеличение расходов составило 109,04%. Наибольшими темпами возросли расходы на социальное обеспечение — в 8 раз. Значительно увеличились расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда – на 16,53%. По статье расходы по операциям с активами снижение составило более 20%. Также следует отметить стабильное исполнение сметы расходов, в среднем за исследуемый период оно составило 99,03%. В структуре расходов наибольший удельный вес составляет статья «оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» - в среднем за анализируемый период 73,22%.

Таблица 5

Состав и структура расходов за 2020-2022 гг.


Наименование показателя


Код ана-литики

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2022 г. в % к 2020

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Оплата труда и страховые взносы

210

328,46

71,12

338,26

72,54

382,74

76,00

116,53

Оплата работ, услуг

220

45,60

9,87

48,58

10,42

42,29

8,40

92,74

Безвозмездные перечисления организациям

240

-

-

1,11

0,24

11,36

2,26

-

Социальное обеспечение

260

0,09

0,02

0,26

0,06

0,72

0,14

800

Прочие расходы

290

8,19

1,77

7,51

1,61

7,36

1,46

89,87

Расходы по операциям с активами

270

79,48

17,21

70,28

15,07

59,14

11,74

74,41

Расходы будущих периодов




0,05

0,00

0,32

0,07

-

-

-

Итого расходов

200

461,87

100

466,32

100

503,61

100

109,04

В % к утвержденным по ПФХД




99,0

х

99,2

х

98,9

х

х