ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Организация статистики в Российской Федерации
1.1 Основные принципы статистики РФ
1.2. Структура статистических органов
1.3. Статистика на международном уровне
Раздел 2 Статистика оборотного капитала
2.1. Статистика наличия, движения, использования запасов, материальных ресурсов
Задание 1. Расчет показателей наличия, движения и использования запасов материальных ресурсов.
Раздел 4 Анализ причин изменения результативного показателя
под влиянием изменения факторных показателей
4.1 Характеристика взаимосвязи показателей.
Раздел 1. Организация статистики в Российской Федерации
Организация статистики в Российской Федерации — совокупность информации об организации сбора и обработки статистической информации на государственном уровне.
Радикальное изменение экономического уклада в России, роли и места предприятий (отраслей), складывающихся межрегиональных отношений и сношений с внешним миром предопределяют задачи статистики на современном этапе ее развития. Важнейшими из них являются:
-
всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований, экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей; -
обобщение и прогнозирование тенденций развития национальной экономики и отдельных ее отраслей; -
выявление имеющихся резервов роста эффективности общественного производства; -
своевременное обеспечение надежной информацией законодательной и исполнительной власти, управленческих и хозяйственных органов, а также широкой общественности.
В условиях установления рыночных отношений статистика уделяет особое внимание сфере торговли, услуг, рынков всевозможных товаров; одной из ее задач является своевременно прогнозировать потребность населения и предприятий в необходимых товарах, поставлять информацию о товарах, спрос на которые не удовлетворен, о предложении товаров, их производителях и поставщиках.
Наряду с вышеизложенными задачами достаточно остро встает проблема совершенствования системы сбора и обработки информации и связанная с ней задача компьютеризации статистики, являющаяся составной частью программы информатизации страны, что, в свою очередь, предполагает создание информационно-телекоммуникационной системы статистики (ИТСС), строящейся на основе вводимой в эксплуатацию информационно-вычислительной сети
, в основе которой лежит создание локальных вычислительных сетей (ЛВС) во всех органах государственной статистики федерального и регионального уровней.
Преобладающим средством информационной системы являются существующие комплексы электронной обработки информации (КЭОИ). Однако перед статистикой стоит задача перехода к комплексам регламентной обработки информации (КРО), основой которой является автоматизация формирования статистической информации для федеральных органов.
Собирание данных лежит в основе любого статистического исследования. От их качества данных, достоверности и точности зависит правильность, объективность полученных в результате анализа выводов.
Статистические данные могут быть получены из различных публикаций периодической печати (журналы, газеты), но главным источником статистической информации являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию о Российской Федерации содержит статистический ежегодник, издаваемый Федеральная служба государственной статистики (Росстатом, ранее — Госкомстатом) — высшим органом государственной статистики нашей страны.
Госкомстат России был создан Постановлением правительства РФ от 9 июля 1994 года, согласно которому он является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.
1.1 Основные принципы статистики РФ
В основу организации статистической работы в РФ положены три основные принципа:
-
централизованное руководство статистикой; -
единые организационное строение и методология; -
неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
В соответствии с государственным устройством и административно-территориальными образованиями РФ создана единая система государственной статистики, которая проводит работу согласно официальным статистическим стандартам РФ.
Статистический стандарт — это научно обоснованные статистические показатели и методы их исчисления, отчетно-статистическая документация, порядок сбора и обработки статистической информации.
Важную роль в научно-методологической работе центрального органа государственной статистики играет Институт статистики и экономических исследований Госкомстата РФ (ИСЭИ).
Система государственной статистики находится в ведении и подотчетна правительству РФ, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления.
Основными задачами Росстата являются:
-
Предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям. -
Разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам. -
Координация статистической деятельности в государстве. -
Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов и проведение необходимых балансовых расчетов. -
Гарантирование полноты и научной обоснованности форм статистической информации и обеспечение равного доступа к ее изучению всем пользователям.
Основные функцииРосстата состоят в том, что он:
-
Организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам. -
Обеспечивает функционирование реестра ЕГРПО (Единого Государственного Реестра Предприятий и Организаций). -
Обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны и необходимой конфиденциальности данных. -
Сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран и совместно с ЦБ РФ составляет платежный баланс страны. -
Проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации. -
Определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ. -
Созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Росстата. -
Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.
1.2. Структура статистических органов
Структура региональных органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В крупных городах — Москве и Санкт-Петербурге имеются местные комитеты по статистике, то же — в республиках. В краях и областях — краевые и областные комитеты статистики, низовым звеном являются районные инспектуры государственной статистики, которые находятся в административных районах краев и областей, крупных городов.
Местные статистические органы выпускают региональные статистические сборники. Например, комитет по статистике г. Москвы — сборник «Москва в цифрах». Издаются и специализированные статистические сборники по отдельным отраслям экономики, социальной сфере России, включающей статистику населения и др.
Внутренняя структура Росстата включает управления: аналитическое, информационных ресурсов и регистров, статистических стандартов и классификаций, организации статистического наблюдения, системы национальных счетов (СНС) и балансов, статистики финансов и платежного баланса, статистики цен, статистики товарных рынков и торговли и др. Республиканские, краевые, областные и городские комитеты статистики имеют, как правило, ту же структуру; их управления (отделы) обрабатывают данные соответствующего административно-территориального подразделения.
Работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации на предприятиях, в фирмах, концернах, ведомствах и министерствах, ведутся с помощью так называемой ведомственной статистики. В отличие от общегосударственной статистики ее основными задачами являются: характеристика выполнения внутрифирменных (внутрипроизводственных) планов, динамики выпуска и реализации продукции (услуг), выявление внутрипроизводственных резервов роста выпуска продукции и улучшения использования производственного потенциала. Для ведения ведомственной статистики и решения ее задач на предприятиях, в объединениях, ассоциациях созданы соответствующие статистические органы (ячейки). Например, в крупных фирмах или министерствах имеются специальные отделы (управления) статистики, а на отдельных (малых) предприятиях статистическую работу может вести один человек.
В связи с переходом на систему учета и статистики, соответствующей международным стандартам, методологическая работа Росстата совместно с ИСЭИ направлена на разработку системы национальных счетов РФ, поскольку считается, что эта система наиболее полно отвечает требованиям рыночных отношений. Эта работа ведется при участии международных статистических организаций и национальных статистических служб развитых стран. Широко развиваются связи между национальными статистическими службами и на региональном уровне.
1.3. Статистика на международном уровне
Созданный в 1992 году Статистический комитет Содружества Независимых Государств осуществляет координацию деятельности статистических служб стран — членов СНГ. Комитет издает статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.
Международные статистические организации в настоящее время делятся на органы:
-
разрабатывающие статистическую методологию и программы наблюдения; -
собирающие, обрабатывающие и публикующие статистические данные.
К первым относятся Международный статистический институт, Статистическая комиссия ООН. Ко вторым — Статистическое бюро Секретариата ООН и статистические службы исполнительных и специализированных учреждений ООН.
Статистическая комиссия ООН руководит методологической работой, обобщает и анализирует статистический опыт отдельных стран, занимается методическими разработками в целях повышения сопоставимости данных по различным территориям, периодам времени и организациям, разрабатывает статистические стандарты, оказывает консультативную помощь по вопросам статистики, координирует статистическую работу исполнительных и специализированных учреждений ООН, оказывает помощь в сборе, обработке, хранении и передаче информации.
В основу деятельности Статистического бюро Секретариата ООН, который является исполнительным статистическим органом, входит сбор, обработка и публикация статистических данных по международной статистике, получаемой от статистических органов государств — членов ООН.