Файл: Программа Публичное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет права

Магистерская программа «Публичное право»

Кафедра конституционного и муниципального права


МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ


Студент группы 25 МПП

Горюханов В.А.

Научный руководитель

Профессор кафедры конституционного и муниципального права, д.ю.н.

Овчинников И.И.

Москва, 2014 г.

Оглавление




Введение 2

Глава 1. Теоретические и исторические аспекты развития институтов непосредственной демократии в России 6

1.1. Местное самоуправление в системе народовластия: 7

теоретико-правовой анализ 7

1.2. Исторические предпосылки становления и развития демократических институтов в России 18

1.3. Конституционно-правовые основы осуществления населением местного самоуправления 28

Глава 2. Основные направления осуществления населением 46

местного самоуправления в современных условиях 46

2.1. Формы непосредственного осуществления населением 48

местного самоуправления 48

2.2. Формы участия населения в осуществлении 70

местного самоуправления 70

2.3. Организационно-правовые проблемы осуществления форм непосредственной демократии в местном самоуправлении 80

Заключение 88

Список литературы 94

Приложение 102


Введение



Актуальность темы исследования состоит в том, что на сегодняшний день уважение норм демократии и признание прав человека – один из фундаментальных показателей, по которым можно дать оценку степени развития общества и государства. Большинство развитых стран мира ставят вопрос уважения прав человека и его свободы во главу угла своей внешней и внутренней политики. При этом свобода рассматривается как важнейшая общечеловеческая ценность, которая в государстве реализуется через демократию. Закрепление политических прав и свобод на конституционном уровне – важное условие
свободной политической деятельности человека, социальных общностей людей. Но это лишь одна, хотя и важная сторона деятельности человеческих субъектов. Ведь между провозглашением прав и свобод и их осознанной реализацией может быть «расстояние огромного размера». И возникает это «расстояние» не только по воле некоторых политических деятелей, партий или правящей элиты. Чаще реализовать свои права людям мешают факторы, связанные с правовой неграмотностью, несовершенством законодательства, политической пассивностью и др. Это объясняется, прежде всего, тем, что непосредственные жиз­ненно важные интересы граждан обычно лежат в неполитической сфере и их реализация непосредственно не связана с демо­кратией. Однако данный факт не уменьшает ценность политической свободы и подлинного народовластия, так как результативное управление государством, социальными, экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе невозможно без учета мнения народа, вовлеченного в данные процессы. Понятие «демократия» связано с совершенно конкретными политическими и социальными ценностями, неразрывно связанными с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для развития каждого члена общества, демократия становится фундаментальной основой свободы личности, что является одной из важнейших (если не самой важной) целей современной внутренней политики Российской Федерации. Развитие демократии не может идти быстрей, чем развитие человека – его личности, его образования, его уважения к самому себе1.

В Конституции России (ст. 3) указывается, что обладателем суверенитета и единственным источником власти в стране является многонациональный народ2. Россия провозглашается демократическим государством. Народ осуществляет свою власть с помощью инструментов непосредственной и представительной демократии.

В России формы непосредственной демократии развивались в течение сотен лет и являлись неотъемлемой частью государственного и общинного управления. Сегодня вопрос об активном внедрении форм непосредственной демократии остается одним из самых актуальных в контексте демократизации политического режима и развития гражданского общества в стране.

Новизна работы обусловлена тем, что широкое применение и активное развитие форм прямого народовластия в

России встречается с несовершенством законодательства, недостаточной научной проработанностью данной тематики. Появление инновационных форм прямой демократии, принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих существующие формы народовластия, институциональное развитие самоуправления на уровне муниципальных образований обуславливает необходимость их тщательного анализа и осмысления. Это предполагает в свою очередь необходимость уяснения сущности и нормативного содержания важнейших политических прав гражданина, раскрытие их конституционно-правовой природы, равно как и исследование системных взаимосвязей законодательного регулирования осуществления этих прав и их практического применения в Российской Федерации с 1993 г. по 2014 г. Длительный исторический период развития демократических институтов, их современное возрождение и развитие требует комплексного исследования наиболее востребованных обществом институтов непосредственной демократии по состоянию на 2014 год.

Несомненный интерес представляет также анализ развития новых, «нетрадиционных» форм взаимодействия власти и общества, претендующих на законодательное оформление. Речь идет, прежде всего, об электронных формах для обращений граждан в органы власти, электронных приемных глав муниципальных образований.

Степень разработанности темы. Проблемы развития институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении рассматривались такими специалистами в области конституционного и муниципального права, как С.А. Авакьян, О.Е. Кутафин, Н.И. Матузов, В.Т. Кабышев, Е.И. Козлова, Ю.Ф. Дмитриева, Н.А. Антонова, Е.И. Баулина, Т.М. Бялкина, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушин, И.С. Суркова, М.М. Курячая, В.М. Башилов. Важное значение для исследования имеют зарубежные публикации, посвященные анализу современной практики реализации прямого народовластия (Дж. Дик, М. Бальдассаре, Дж. Мацусака, Ш. Боулер, Т. Донован).

Несмотря на существенный вклад российских и зарубежных ученых в исследования институтов прямой демократии в местном самоуправлении, проблемы их становления, законодательного оформления и функционирования остаются недостаточно разработанными. Все это определяет постановку цели исследования.


Цель работы состоит в комплексном определении особенности реализации конституционных основ народовластия в части развития институтов прямой демократии в местном самоуправлении на базе исторических особенностей российского государства и современного законодательного регулирования.

Реализация цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- дать понятие и определить сущность народовластия как формы организации политической жизни общества;

- рассмотреть исторические особенности прямого народовластия в российском государстве, а также некоторых локальных самоуправляющихся сообществ;

- изучить существующие механизмы реализации прямой демократии в местном самоуправлении и их законодательное регулирование;

- проанализировать институциональное развитие прямой демократии, ее применение в период с 1993 г. по 2014 г.;

- дать оценку формирующимся инновационным формам взаимодействия власти и общества, а также указать на проблемы встраивание таких институтов в современное правовое поле.

Объект исследования – общественные отношения, которые складываются во время функционирования институтов прямой демократии в местном самоуправлении.

Предмет исследования – федеральное и региональное законодательство о выборах, референдумах и иных формах непосредственной демократии в местном самоуправлении, акты Конституционного Суда Российской Федерации, принятые по вопросам регулирования данных институтов.

Теоретическую и методологическую базу работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых-правоведов, занимавшихся проблемами муниципального права и прав человека. При выполнении работы изучалась практика органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Методологической основой исследования служит использование различных общенаучных и специфических методов и приемов научного исследования на основе системного, институционального подходов, в частности статистический, графический методы и др.


Глава 1. Теоретические и исторические аспекты развития институтов непосредственной демократии в России




1.1. Местное самоуправление в системе народовластия:

теоретико-правовой анализ



Этимология термина демократия восходит к корням двух греческих слов - demos (народ) и kratos (власть) и в буквальном переводе определяется как «власть народа» или «народовластие». Исторически сложилось, что прообразом народовластия являлись Афины - древнегреческий город-государство в VI-V веках до нашей эры. Развитие народовластия уже не в качестве отдельных, разрозненных институтов, а в виде системы, уже напоминающей очертания современной системы, называемой демократическим режимом, началось намного позже, в XVII-XVIII веках. Процесс становления происходил, прежде всего, в странах центральной и западной Европы, таких как Англия, Франция, Голландия, а также в Соединенных Штатах Америки. Толчком к быстрому развитию демократических начал послужили социально-экономические причины, быстрый рост торговли, товарно-денежных отношений, развитие городов в качестве финансовых, торговых, экономических и образовательных центров, Великие географические открытия и постоянно возрастающая роль колоний, промышленная революция, молниеносное развитие средств транспорта и связи. Указанные тенденции привели к тому, что все чаще происходили столкновения между сословиями, исторически находившимися у власти и так называемым третьим сословием. Эти столкновения потребовали радикального изменения всего политического режима, а не только политического статуса третьего сословия. Ведущие западные теоретики демократии Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.. - Ж . Руссо, Т. Пейн, Т. Джефферсон оказали серьезное влияние на взгляды политической и экономической элиты, дали толчок движению народов Англии, Франции, США, которые одержав победу над абсолютизмом заложили политические, экономические и правовые основы будущих демократических режимов в своих государствах. В результате этих процессов начался бурный рост среднего класса, который и стал опорой подлинного народовластия.
Известное определение демократии дал Президент США А. Линкольн: «Демократия – это власть народа, избранная народом и для народа…» Происхождение этого понятия – народовластие – определяет и ряд фундаментальных принципов, связанных между собой, без которых существование демократического режима в любом его понимании невозможно.