ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Местное самоуправление в системе народовластия:
1.2. Исторические предпосылки становления и развития демократических институтов в России
1.3. Конституционно-правовые основы осуществления населением местного самоуправления
Глава 2. Основные направления осуществления населением
местного самоуправления в современных условиях
2.1. Формы непосредственного осуществления населением
2. Серьезные барьеры на пути реализации норм, регулирующих такие институты демократии как местный референдум, голосование по отзыву выборного должностного лица, депутата органа местного самоуправления. Для того, чтобы реализовать инициативу местного референдума или отзыва депутата гражданам, инициативной группе нужно преодолеть множество административных преград.
3. Инициирование со стороны населения отзыва выборного должностного лица, депутата органа местного самоуправления или местного референдума связано с существенными финансовыми вложениями: сбор подписей, агитация требуют ресурсной основы. Думается, что институты непосредственной демократии, инициатива со стороны населения должны финансироваться полностью или частично со стороны органов власти.
Говоря о тенденциях развития демократии сегодня, стоит упомянуть об инновационной составляющей. С развитием технологий, средств массовой коммуникации и сетей, все большее количество информации передается в электронном виде. Соответственно структура взаимодействия власти и общества тоже меняется и приобретает все более виртуальный характер. Из инновационных инструментов коммуникации органов власти, должностных лиц и гражданина стоит отметить электронные приемные глав муниципальных образований, глав субъектов федерации, блоги высших должностных лиц государства, формы для электронных обращений граждан, электронное правительство.
В условиях модернизации российского общества, инновации в сфере государственного и муниципального управления приобретают особую актуальность.
Классифицируя элементы практической реализации электронного правительства, можно выделить четыре вида взаимодействия:
1) между государством и гражданами;
2) между различными ветвями государственной власти;
3) между государством и государственными служащими;
4) между государством и бизнесом.
В условиях модернизации системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации, демократизации политического режима, роста правовой и политической грамотности населения взаимодействие между обществом и государством приобретает особую необходимость.
Электронные приемные глав муниципальных образований с необходимостью способствуют эффективной коммуникации граждан и выборных должностных лиц.
Данная инновация несет положительные аспекты для всех субъектов взаимодействия. Именно электронные приемные глав муниципальных образований позволяют, с одной стороны, должностным лицам наиболее объективно узнать настроения местного сообщества, а, с другой стороны, населению проявить свою волю в решении вопросов местного значения.
Например, в Краснодарском крае в рамках целевой программы «Электронная Кубань» осуществляются мероприятия по созданию единого информационного пространства Кубани, условий для повышения эффективности государственного и муниципального управления за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий и создания в крае комплекса государственных и муниципальных информационных систем.
Проанализировав информацию, размещенную на официальных сайтах 7 городских округов и 36 муниципальных районов Краснодарского края, по состоянию на 12.03.2014 в крае электронную приемную имеет 42 сайта муниципальных образований, включенных в исследование. Из них в рабочем состоянии находится 36. Данные электронные приемные можно типологизировать по форме и юридической силе (Таблица 1). 27 сайтов имеют один вид взаимодействия с гражданами, сайты Сочи, Динского, Кавказского, Крыловского, Кущевского, Тихорецкого, Успенского муниципальных районов содержат два вида такого взаимодействия, порталы Краснодара и Северского района – три и более видов взаимодействия.
Из приведенных данных таблицы можно сделать вывод о том, что лишь одна из перечисленных форм взаимодействия граждан и муниципальной власти обладает юридической силой. На официальное обращение орган местного самоуправления обязан ответить, в отличие от остальных типов электронного взаимодействия. Среди проблем, связанных с внедрением электронных приемных на некоторых сайтах муниципальных образований, можно выделить следующие: отсутствие возможности обратной связи, нестабильная работа электронных ресурсов. Важным недостатком процесса внедрения института электронных приемных является отсутствие нормативно закрепленного обязательства муниципальных образований размещать на сайтах сервис официальных обращений.
Инновационное внедрение электронных приемных имеет повсеместное распространение в муниципальных образованиях Краснодарского края, среди городских округов и муниципальных районов 93% муниципалитетов имеют электронные приемные. При этом существует определенное проблемное поле в юридической и технологической частях инновационного процесса.
Проведенный правовой и статистический анализ современного состояния институтов непосредственной демократии и форм взаимодействия граждан и власти позволяет говорить о широком применении существующих институтов прямого народовластия, их развитии в законодательстве и о внедрении в практику инновационных форм взаимодействия народа и муниципальной власти.
Заключение
В ходе исследования исторического опыта, законодательной базы и современных проблем становления институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении, автор пришел к следующим выводам:
Институты непосредственной демократии появились одновременно с зарождением российской государственности. На локальном уровне существует положительный опыт использования демократических институтов, в частности показателен опыт казачьих кругов и собраний, использовавших представительную и непосредственную демократию при решении вопросов.
Современное законодательство, регулирующее институты прямого народовластия в России предоставляет гражданам формальную возможность в полной мере осуществлять свои политические права в этой области. Институты непосредственной демократии в местном самоуправлении получили широкое распространение в России, что подтверждает разнообразие их видов: муниципальные выборы, местный референдум, отзыв выборных лиц, институт голосования граждан по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сход граждан, публичные слушания и другие формы волеизъявления. Вместе с тем законодательство нуждается в совершенствовании в части ликвидации либо реформировании чисто формальных, неработающих форм демократии, осуществление которых населением на практике является фактически невозможным.
Становление местного самоуправления в Российской Федерации связано с тем, что данный институт в его современном понимании пришел в Россию на место жестко централизованной системы. К тому же, несформированная правовая база давала простор для вольного толкования или, попросту, обхождения Конституционных норм. Наследственность централизованного государства, отсутствие достаточного количества специалистов в области местного самоуправления порождает неполноту и эклектичность законодательства на всех уровнях власти.
Недостаточная информированность населения о принятых нормативных правовых актах, фактическое отсутствие разъяснительной деятельности по правовым вопросам со стороны власти, правовая и политическая неграмотность некоторых политических лидеров несёт в себе опасность неправильной интерпретации правовых норм.
Одной из основных форм непосредственной демократии в местном самоуправлении является местный референдум - институт, относящийся к системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, и в этом качестве он обладает высокой гуманитарной ценностью. Референдум - это необходимый институт народовластия, который является не только эффективным средством выражения общественного мнения, участия граждан в принятии наиболее важных решений, но и способствует становлению гражданского общества в России. Так как в соответствии с результатами местного референдума органы местного самоуправления обязаны в определенный законом срок принять правовые акты, необходимые для реализации решения референдума. Местный референдум предоставляет населению выразить свою волю непосредственно, с помощью голосования. Но важно не переоценивать значение этого института непосредственной демократии. Часто вопросы, вынесенные на голосование, не всегда доступны для всесторонней оценки со стороны обычных избирателей, не имеющих специального образования. Граждане могут не осознавать большую часть политических, экономических, социальных и других последствий решения, принимаемого на референдуме. Проведение местного референдума должно обеспечиваться полной гласностью, справедливой публикацией различных мнений, а также большой разъяснительной работой по поводу формулы референдума и последствий принимаемого решения. Анализируя практику проведения местных референдумов в Российской Федерации можно отметить, что инициатива по их проведению со стороны населения наиболее активна в случаях, когда возникает экологическая угроза здоровью или жизни граждан. В то время как в политической или экономической сферах жизни общества активность граждан в инициации местных референдумов не так высока.
Механизм принятия решения на местном референдуме может быть востребован как альтернатива представительному народовластию, в частности, в тех случаях, когда органы местного самоуправления не принимают необходимого решения, или принимают решения, не соответствующие мнению большинства жителей муниципального образования.
Одна форма прямой демократии не должна отрицать либо нивелировать другую форму, а представительная демократия не должна противопоставляться непосредственной. Однако на современном этапе развития политической системы в России есть тенденция роста значения и частоты применения институтов представительной демократии. Представляется, что в осуществлении народом своей власти необходимо найти правовой и политический баланс между двумя формами демократии.