Файл: Отчет производственная практика (вид практик учебная, производственная).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
через представление о двух типах факторов, продуципующих состояние тревоги, - безусловных (куда входит и вегетативное, или «психовегетативное», реагирование) и обусловленных. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются указанные типы факторов, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования (тревожности как свойства, черты, по терминологии Ч.Д. Спилбергера). Иной подход был реализован Р.Б. Кеттелом и его коллегами, пытавшимися решить эту проблему через использование математической модели, где факторизации подвергались показатели разного уровня. Важным результатом этих исследований явилось выделение собственно феномена тревожности в отличие от сходных явлений депрессии, склонности к пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей. По-видимому, сегодня, на современном уровне знаний, назрела необходимость в проведении системного междисциплинарного исследования, которое позволило бы проанализировать процесс возникновения и закрепления тревожности как результата сложного взаимодействия разноуровневых факторов: биологических (в том числе и биохимических), физиологических, личностных, социальных и т. п.

Понимание тревожности как относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль в ее возникновении и закреплении личностных и социальных факторов, прежде всего особенностей общения (что может не сочетаться, а может и сочетаться с признанием природной предрасположенности, однако даже в последнем случае ей отводится подчиненная роль).

Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ю.Л. Ханин, Ч.Д. Спилбергер и др.), с одной стороны, и внутренние - психологические и/или психофизиологические - с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.


И.А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности, предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя» личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С.Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее». Более продуктивным является подход, объединяющий внешний источник стресса и его субъективную оценку. В ряде исследований тревога, «субъективное состояние страха-тревоги» рассматривается как психологический эквивалент любого конфликта. При этом конфликт понимается в основном как противоречие между оценкой индивидом определенной ситуации как угрожающей (вне зависимости от ее объективных характеристик) и отсутствием необходимых средств для ее избегания или преодоления. Это представление находится в общем ряду теорий психологического стресса и тревоги как его компонента, связывающего их возникновение с когнитивной оценкой угрозы.

Тревожность возникает тогда, когда оценка внешней угрозы соединяется с представлениями о невозможности найти подходящие средства для ее преодоления, а ее профилактика и коррекция понимаются как обучение «переоценке ситуации».

Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности.

В качестве еще одного - экстремального - внешнего источника тревожности в литературе выделятся посттравматический стресс. Общая тревожность является одним из центральных компонентов «посттравматического синдрома».

Данные убедительно свидетельствуют: несмотря на то, что травматическую стрессовую ситуацию практически одинаковой интенсивности переживают множество взрослых и детей, далеко не у всех из них развиваются невротические симптомы, в том числе и тревожность. Среди детей количество последних, по данным разных источников, колеблется от 25 до 50%.

В качестве определяющих выделяются два основных фактора: во-первых, отношение ребенка к происходящему, во многом зависящее от его личностных особенностей и предшествующих травме условий жизни и воспитания, и во-вторых, что самое главное, - присутствие во время стрессовой ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребенку эмоциональную поддержку.


6. Подобрать психодиагностический инструментарий согласно теме научного исследования и провести его



Организация и методы исследования

Целью данного исследования являлось изучение влияния тревожности на социометрический статус подростков в группе.

В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 13 - 14 лет.

Для реализации цели исследования использовались следующие методики:

  • Исследование уровня самооценки по методике Дембо - Рубинштейн.

  • Тест самооценки психических состояний Г. Айзенка.

  • Тест социометрического исследования структуры взаимоотношений в группе.

Методика по выявлению уровня самооценки Дембо-Рубинштейн

Цель методики: определить уровень самооценки подростков.

Инструкция: «Перед Вами семь шкал, на вершинах которых написаны те качества характера, которые нас интересуют. На каком участке каждой из шкал Вы себя ощущаете, видите? Отметьте его».

Материал: бланк с начерченными шкалами; ручка.

Обработка результатов: дать характеристику для каждого учащегося, исходя из отметки на шкале.

Используемые шкалы: ум; внешность, общительность; активность; рациональность; импульсивность; самобытность.

Самооценка психических состояний

Тест самооценки психических состояний разработан Г. Айзенком. С помощью теста можно в первом приближении определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Тревожность - это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.

Фрустрация - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.

Агрессивность - это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.


Ригидность - это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности - пластичность.

Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).

Инструкция. Вам предлагается 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока (по 10 высказываний в каждом блоке). Внимательно прочтите эти высказывания (Вопросы приведены в приложении). На каждое высказывание выберите ответ из трех альтернатив: 1) «Да, это состояние мне присуще часто»; 2) «Такое состояние у меня иногда бывает»; 3) «Нет, это мне совсем не подходит». На отдельном листе запишите свои ответы, например следующим образом: «Да» (+), «Иногда» (+), «Нет» (-). К примеру, 1+, 2+, 3- и т. д.

Обработка результатов тестирования

За ответ «Да» начисляется 2 балла. Если такое состояние бывает изредка - 1 балл. Если такого состояния не бывает (ответ «Нет») - 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов по каждому блоку высказываний. I блок (1-10-е высказывания) выявляет состояние тревожности, II блок (11-20-е высказывания) выявляет состояние фрустрации, III блок (21-30-е высказывания) - состояние агрессивности, IV блок (31-40-е высказывания) - состояние ригидности.

Оценка психических состояний

-7 баллов - низкий уровень

-14 баллов - средний уровень

-20 баллов - высокий уровень.
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

Инструкция: «Ребята! Вы вместе учитесь уже 8-й год. Когда вы пришли в 1 класс, при его формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем, в 10-11 классах, переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых классов. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».


Вопросы:

1. Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы? Укажите 3 - 5 фамилий таких товарищей.

2. Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в новом составе класса?

3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?

4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?

При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов:

нужно позаботиться о том, чтобы подростки отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;

не следует торопить детей с ответами, переходите от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;

для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из одноклассников, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.

Обработка и интерпретация результатов. Число выборов, полученных каждым подростком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус».

Дети, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора).

Если ребенок получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».
Обработка и анализ полученных результатов

Исследование учащихсяпо методике Дембо - Рубинштейн выявило результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Исследование учащихсяпо методике Дембо - Рубинштейн



Имя ребенка

Результат по шкалам

Ср. рез.







I

II

III

IV

V

VI

VII




1

Сережа А.

А

А

В

В

А

А

А

+

2

Лена Б.

В

В

А

А

В

В

В

-

3

Зина В.

А

Н

Н

Н

А

А

А

+

4

Данил Д.

А

А

А

А

А

А

А

+

5

Ирина Д.

В

А

В

В

В

А

А

-

6

Юля И.

А

Н

В

А

А

В

В

-

7

Наташа И.

А

Н

В

В

В

А

В

-

8

Кристина К.

Н

Н

А

А

А

А

Н

+

9

Инна К.

А

А

А

А

А

А

А

+

10

Дима К.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

11

Антон М.

А

Н

А

А

В

Н

Н

-

12

Айрат Н.

А

А

В

В

А

В

А

+

13

Динара Н.

А

Н

А

Н

Н

Н

Н

-

14

Мария С.

А

А

А

А

А

А

А

+

15

Сережа С.

Н

Н

А

Н

А

А

А

+

16

Марат Ф.

Н

Н

Н

В

В

А

А

-

17

Таня Х.

В

В

А

В

В

А

В

-

18

Ира Щ.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

19

Яна Ю.

А

А

В

В

А

В

В

-

20

Павел Я.

А

А

В

В

А

А

А

+