Файл: Отчет производственная практика (вид практик учебная, производственная).docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Определить актуальность, специфики функционирования психологической службы в данном учреждении
5. Провести анализ литературы на русском и иностранном языках (согласно теме научного исследования)
6. Подобрать психодиагностический инструментарий согласно теме научного исследования и провести его
Во время занятия я постаралась создать условия для исследовательской деятельности учащихся за счет таких вопросов как «Объясните, сравните. Моя роль заключалась в создании условий, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с такой проблемой реальной жизни как добро и зло.
В моей работе я использовала следующие методы: метод наблюдения, сравнения, обобщения и анализа, применила диалоговые формы общения (обсуждение ситуаций, диалог друг с другом и учителем). Считаю, что дети чувствовали себя комфортно и поставленные цели достигнуты.
5. Провести анализ литературы на русском и иностранном языках (согласно теме научного исследования)
Мной была изучена и проанализирована следующая литература:
-
Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги в напряженных условиях деятельности. М., 1986. -
Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996. -
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва - Воронеж, 1997. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1979. -
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. 1993. №1. -
Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 224с. -
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991. -
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ, 1995. -
3еньковский В.В. Психология детства. М.: Издательский центр «Академия», 1996. -
Изард К. Эмоции человека. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1980. -
Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988. -
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -
Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Под ред. Е.А. Климова. Москва - Воронеж, 1996. -
Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. -
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 7 изд. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -
Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999. -
Основы психологии. Практикум. Ред. - сост. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 2000. -
Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Москва - Воронеж, 1996. -
Психолого-педагогическая практика в системе образования. Москва -Воронеж, 1998. -
Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. -
Прихожан А.М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. М., 1987. -
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 1999. -
Психологическая диагностика и коррекция личности школьника. Отв. ред. И.Ф. Мягков. Воронеж, 1991. -
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: МПСИ: Флинта, 1998. -
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. -
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский центр «Академия», 1996. -
Хрестоматия по возрастной психологии. Москва - Воронеж, 1998. -
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 1997.
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом.
В самом общем виде тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. То, что тревога наряду со страхом и надеждой - особая, предвосхищающая эмоция, объясняет ее особое положение среди других эмоциональных явлений. Образно это описал основатель гештальттерапии Ф. Перлз: «...формула тревоги очень проста: тревога - это брешь между сейчас и тогда.
Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.
В русском языке это обычно фиксируется соответственно в терминах «тревога» и «тревожность». Кроме того, состояние тревоги изучается как процесс, т.е. анализируются этапы его возникновения, возбуждения соответствующих проявлений вегетативной нервной системы, развития, закономерной смены состояний по мере нарастания тревоги и ее разрядки. При этом существенное значение придается восприятию и интерпретации индивидом качества физиологического возбуждения, что было впервые сформулировано еще З. Фрейдом.
На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная и др. - ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.
Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности.
Анализ современных психологических исследований тревожности и страха приводит к заключению, что они исходят в основном из трех основных источников: классической теории эмоций, психоанализа и теории научения.
Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая - и в научном, и в клиническом плане - была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З.Фрейда.
Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, З. Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно - пересматривая и уточняя свою концепцию главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Классической работой 3. Фрейда по проблемам тревожности считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность» (1926), которая была переведена на русский язык и издана под названием «Страх» (1927). До сих пор практически ни одно исследование по тревожности, выходящее на Западе, не обходится без прямой или косвенной ссылки на эту книгу.
З. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности - переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками:
специфическим чувством неприятного;
соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения;
осознанием этого переживания.
Интересна позиция З. Фрейда по проблеме видов и форм тревожности. Он выделял три основных вида тревожности: 1) объективную (реальный страх) - на опасность во внешнем мире; 2) невротическую - на опасность, не определяемую и не известную; 3) моральную тревожность - «тревожность совести».
Следует вместе с тем иметь в виду, что, с точки зрения 3. Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. Отметим, что в настоящее время эта идея нашла свое подтверждение в исследованиях, связанных с раздражением мозговых структур и послуживших основой для создания представлений о «явлениях тревожного ряда».
Анализ различных взглядов на тревожность в истории психологии свидетельствует, что данному явлению уделяли свое внимание многие выдающиеся психологи. Пожалуй, не много найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально.
Наиболее важными вопросами, в ответах на которые психологи до сих пор не пришли к единым взглядам, являются проблемы соотношения тревожности и страха; тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом; сути тревожности, как устойчивого образования, его причинах и формах.
Вопрос о причинах устойчивой тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование и/или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не всегда определяется им полностью.
При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии В.С. Мерлина) в качестве основных факторов признаются природные предпосылки - свойства нервной и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов. В школе В.С. Мерлина проведен ряд исследований, сопоставляющих тревожность, которую авторы объясняют свойствами темперамента - «психодинамическую», и «тревожность ожиданий в социальном общении». Последняя рассматривается как свойство личности и связывается, как это видно из названия, с особенностями общения. Было установлено, что между этими явлениями прямой связи нет. Существуют, однако, и противоположные данные - о связи между этими двумя типами тревожности.
Вопрос о природных предпосылках тревожности чрезвычайно сложен. В ряде исследований [Мусина И.А., 1993; Рейковский Я., 1979] этот вопрос решается