ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 2017 году итогам проведенных выездных налоговых проверок в Рос- сии в отношении организаций было дополнительно начислено платежей в бюджет государства 302,6 млрд. руб. В 2018 году размер доначислений, взи- маемых с организаций в бюджет, сни- зился на 0,84 %, что составило более 2,5 млрд. руб. В 2019 году в результа- те проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций до- полнительные начисления в бюджет го- сударства составили более 296,4 млрд. руб., что на 2,1 % (-6,2 млрд. руб.) мень- ше, чем в 2018 году.
Размеры доначисленных платежей по итогам проведения выездных на- логовых проверок в отношении инди- видуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой в 2017 году составили 7,2 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году раз- мер дополнительных начислений по ито- гам проведения выездных проверок в от- ношении индивидуальных предприни- мателей и лиц, которые занимаются частной практикой, в бюджет, снизился на 11,7 %, что составило около 840 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налоговых проверок в отно- шении индивидуальных предпринима- телей и лиц, которые занимаются част- ной практикой доначисления в бюджет государства составили 3,5 млрд. руб., что на 45 % (-2,8млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 51,4 % (-3,7 млрд. руб.) меньше, чем в 2017 году.
Размеры дополнительно начислен- ных платежей по итогам проведения вы- ездных налоговых проверок в отноше- нии физических лиц в 2017 году состави- ли 1,6 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году величина дополнительных начислений по итогам проведения выезд- ных проверок в отношении физических лиц в бюджет, снизился на 15,3 %, что со- ставило более 248 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налого- вых проверок в отношении физических лиц доначисления в бюджет государства составили 1,1 млрд. руб., что на 22,3 % (-305 млн. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 34,2 % (-553 млн. руб.) меньше, чем в 2017 году.
Наибольшая доля доначислений при- ходится на дополнительные начисления
налоговых платежей, сумма которых имеет тенденцию к сокращению в отно- шении всех субъектов проверки.
Несмотря на снижение размеров доначисленных налоговых платежей по итогам проведения выездных на- логовых проверок, средняя величи- на доначислений с одной выездной налоговой проверки имеет тенден- цию увеличения.
Средний размер доначисленных на- логов с организаций по итогам проведе- ния одной выездной налоговой провер- ки в 2017 году составлял 12,3 млн. руб. К 2019 году средний размер доначислен- ных налогов увеличился на 13 млн. руб. и составил 25,3 млн. руб. с одной про- веденной выездной налоговой проверки в отношении организаций.
Средний размер доначисленных налогов с индивидуальных предпри- нимателей и лиц, занимающихся част- ной практикой, по итогам проведения одной выездной налоговой проверки за три года увеличился с 2,8 млн. руб. до 3,2 млн. руб.
Средний размер доначисленных налоговых платежей по итогам про- ведения одной выездной налоговой проверки в отношении физических лиц в 2017 году составлял 1,5 млн. руб. К 2019 году он составил 2,7 млн. руб., что на 0,3 млн. руб. больше, чем в 2018 году, и на 0,9 млн. руб. больше, по сравнению с 2017 годом.
Таким образом, несмотря на сниже- ние размеров доначисленных налогов, снижение количества выездных прове- рок в целом положительным образом сказалось на повышении эффективности отдельной проверки.
По итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок в России (табл. 10) в бюджетную си- стему страны в 2017 году было начис- лено 373 млрд. руб., из них налогов 264,4 млрд. руб. (70,9 %). Помимо до- начисления налогов в эту сумму входят доначисления штрафов и пеней, а так- же другие платежи, связанные с нару- шением валютного законодательства, правил осуществления расчетов налич- ными денежными средства и т.д. При этом, 83,5 % всех доначисленных сумм приходится на результат проведения вы- ездных налоговых проверок.
Таблица 10
Динамика поступлений в бюджет Российской Федерации по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в 2017-2019 гг., тыс. руб. [9]
Субъект проверки | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2019/2017 | |
Абсолютное отклонение | Темп роста,% | ||||
Начислено платежей по резуль- татам камеральных проверок | 61 599 442 | 55 631 081 | 37 743 893 | -23 855 549 | 61,27 |
Из них налогов | 41 852 538 | 36 648 342 | 21 529 218 | -20 323 320 | 51,44 |
Начислено платежей по резуль- татам выездных проверок | 311 399 749 | 307 769 124 | 300 959 581 | -10 440 168 | 96,65 |
Из них налогов | 222 554 474 | 218 194 588 | 212 025 781 | -10 528 693 | 95,27 |
Всего дополнительно начислено платежей по результатам выезд- ных и камеральных проверок | 372 999 191 | 363 400 205 | 338 703 474 | -34 295 717 | 90,81 |
Из них налогов | 264 407 012 | 254 842 930 | 233 554 999 | -30 852 013 | 88,33 |
За три года сумма доначислений в бюджет Российской Федерации по ито- гам проведения выездных и камераль- ных налоговых проверок сократилась на 9,2 %, что составило 34,3 млрд. руб. При этом количество доначисленных налогов по итогам проведения выезд- ных и камеральных налоговых прове- рок снизилось на 11,7 %, что составило 30,9 млрд. руб.
Заключение
Результаты оценки свидетельствуют о том, что в течение анализируемого пе- риода произошло увеличение камераль- ных проверок, в то время как доля про- верок, в результате которых были выяв- лены нарушения, снизилась, произошло сокращение средней величины доначис- ленных с одной камеральной налоговой проверки сумм.
Более затратные выездные проверки сократились, что повлекло за сбой сни- жение размера доначисленных по ним сумм. Но, положительным моментом является то, что средняя величина дона- численных сумм с одной проведенной выездной налоговой проверки увеличи- лась в 2 раза.
Таким образом, можно сказать, что с одной стороны эффективность налого- вых проверок снизилась, но, с другой – это свидетельствует о более грамотной работе налогоплательщиков.
Несмотря на это, в данной области остается ряд проблем, обусловленных спецификой работы налоговых орга- нов: наличие недисциплинированных и экономически неграмотных налого- плательщиков, изменения законода- тельства, профессионализм налоговых инспекторов.
Решение проблем налогового кон- троля в Российской Федерации служит важным и необходимым элементом для формирования прозрачной и эф- фективной налоговой системы страны в целом, которая будет обеспечивать поступления налоговых платежей в го- сударственный бюджет наряду с со- блюдением прав и интересов платель- щиков налогов. Разработка меропри- ятий, направленных на преодоление проблем налогового контроля в России и его дальнейшее совершенствование, должны иметь комплексный харак- тер и учитывать специфику россий- ский условий.
Библиографическийсписок
-
Абдулкафаров А.Р. Проблемные вопросы при проведении камеральной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков // Бизнес и общество. 2017. № 4 (16). С. 12. -
Большунов В.Е. Организация и методика проведения налоговых проверок // Евразийский на- учный журнал. 2017. № 7. С. 71-75.
-
Водопьянова В.А., Галицына В.Г. Результативность налоговых проверок как показатель оценки качества налогового контроля в Российской Федерации / Вестник Владивостокского государственно- го университета экономики и сервиса. 2019. № 3. С. 125-139. -
Кобелева, А.А. Формы и методы налогового контроля и их использование в практике органи- зации // Вестник МФЮА. 2013. № 4. С. 22-36. -
Коркина Г.М., Смирнова О.П. Влияние качества налогового контроля на обеспечение эконо- мической безопасности страны // Вестник института экономики Российской академии наук. 2019.
№ 13. С. 301-305.
-
Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. № 1. С. 44-46. -
Ларионова Л.И. О критериях оценки налоговой безопасности в Российской Федерации // Го- сударственная служба. 2019. № 2. С. 120-122. -
Сайдулаев Д.Д. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления // Экономика и бизнес. 2018. № 11-2. С. 64-67. -
Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля [Электронный ре- сурс] // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. Официальный сайт ФНС России, 2020. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn42/related_activities/statistics_and_analytics/forms/. Загл. с экра- на (дата обращения: 11.04.2020). -
Статистика по государственной регистрации [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. Официальный сайт ФНС России, 2020. Режим доступа: https://www.nalog. ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/. Загл. с экрана (дата обращения: 09.06.2020).