ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 336.225
Н.В.Кудреватых
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», Кемерово, e-mail: knv.fk@kuzstu.ru
оЦенКа реЗУЛЬТаТоВ наЛоГоВоГо КонТроЛЯ В рФ
Ключевые слова: налоговый контроль, страна, камеральные проверки, выездные проверки, нарушения, платежи.
В статье дана оценка основных результатов налогового контроля, проводимого в России в 2017- 2019 гг. Для исследования использованы такие показатели, как: динамика числа камеральных и вы- ездных проверок, динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных проверок, состав и структура проведенных выездных проверок, динамика поступлений в бюджет Российской Федерации по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. В качестве показателей эффективности налогового контроля использованы такие, как: доля выявленных нарушений, суммы доначисленных платежей, средняя величина доначисленных сумм с одной налоговой проверки, доля налогов в общей сумме доначислений по результатам проверок, средний размер доначисленных нало- гов. В ходе анализа выявлено, что: 1. несмотря на увеличение количества проведенных камеральных налоговых проверок, доля проверок, в результате которых были выявлены нарушения, снизилась;
2. произошло снижение средней величины доначисленных с одной камеральной налоговой проверки сумм; 3. произошло снижение выездных проверок и их эффективности, размеры доначисленных по ним сумм сократились, но, в то же время средняя величина доначисленных сумм с одной прове- денной выездной налоговой проверки увеличилась в 2 раза. По результатам оценки сформулированы проблемы налогового контроля в Российской Федерации.
N.V.Kudrevatykh
Kuzbass Technical University, Kemerovo, e-mail: knv.fk@kuzstu.ru
EVALUATION OF THE RESULTS OF TAX CONTROL IN RUSSIA
Keywords: tax control, country, desk checks, field checks, violations, payments.
The article assesses the main results of tax control conducted in Russia in 2017-2019: dynamics of the number of desk and field inspections, dynamics of payments additionally accrued during the inspections, composition and structure of field inspections, dynamics of revenues to the budget of the Russian Federation for the results of field and desk tax audits. The following indicators were used as indicators of the effective- ness of tax control: the share of detected violations, the amount of additional accrued payments, the average amount of additional accrued amounts from one tax audit, the share of taxes in the total amount of additional accruals based on the results of inspections, and the average amount of additional accrued taxes. Based on the results of the assessment, the problems of tax control in the Russian Federation are formulated. The analysis revealed that: 1. Despite the increase in the number of off-site tax audits, the share of inspections that resulted in violations was reduced; 2. there was a decrease in the average amount of additional amounts accrued from one cameral tax audit; 3. field inspections and their effectiveness decreased, the amounts of additional accrued on them decreased, but at the same time, the average amount of additional accrued sums from one conducted field tax audit increased by 2 times. Based on the results of the assessment, the problems of tax control in the Russian Federation are formulated.
Введение
Экономическая безопасность стра- ны во многом определяется степенью эффективности ее налоговой системы, так именно с поступлением налоговых доходов в бюджетную систему стра- ны государство имеет возможность от- вечать по своим долговым обязатель- ствам, а также выполнять свои пря- мые функции.
Цель данной работы заключается оценке эффективности налогового кон- троля, осуществляемого в России, как
фактора обеспечения ее экономиче- ской безопасности.
Материал и методы исследования
Теоретической и методологической основой исследования послужили ре- зультаты работ ученых в области нало- гообложения, в том числе Абдулкафа- рова А.Р. [1], Большунова В.Е.[2], Водо- пьяновой В.А., Галицыной В.Г. [3], Кобе- левой А.А. [4], Коркиной Г.М., Смирно- вой О.П. [5], Красюкова А.В. [6], Ларио- новой Л.И. [7], Сайфуллаева С.С. [8] и др.
В процессе исследования были ис- пользованы общенаучные (научная аб- стракция, индуктивный, дедуктивный, сравнительный анализ) и специальные методы (сравнение, экономико-стати- стический). Источниками статистиче- ской информации являлись данные Фе- деральной налоговой службы.
результаты исследования и их обсуждение
Налоговый контроль направлен на сбор информации об исполнении на- логоплательщиком своих обязательств, ее анализ и инспектирование, позво- ляет обнаружить, пресечь случаи на- рушения налогового законодательства и взыскать дополнительные выплаты в бюджет.
Наиболее распространенной фор- мой проверок являются камераль- ные проверки.
Данные о количестве камераль- ных налоговых проверок, проведенных в России в 2017-2019 гг., о количестве проверок, в результате проведения кото- рых были выявлены нарушения сроков представления документов, правильно- сти их оформления, правильности про- ведения расчетов по налогам и расчета
налогооблагаемой базы представлены в табл. 1.
Несмотря на увеличение количества проведенных камеральных налоговых проверок в 2018 году, доля проверок, в результате которых были выявлены нарушения, снизилась на 0,2 п. п. При этом количество камеральных налого- вых проверок с выявленными наруше- ниями увеличилось на 17,2 %.
В 2019 году наблюдается снижение количества проведенных камеральных проверок налоговыми органами России на 7,5 % (-5 087 181 проверки) по срав- нению с 2018 годом. За три года коли- чество проверок с выявленными в ходе них нарушениями снизилось на 18,8 % (-567 187 проверок). При этом доля дан- ных проверок в общем количестве ка- меральных проверок, проведенных на- логовыми органами в России, снизилась с 5,4 % до 3,9 % (-1,5 п. п.).
Эффективность камеральных на- логовых проверок является достаточно низкой, на каждые 100 проверок лишь в 4 случаях выявляются нарушения.
Несмотря на увеличение количества камеральных налоговых проверок, раз- меры доначисленных по ним сумм име- ют тенденцию снижения (табл. 2).
1 2 3 4 5 6 7 8
Таблица 1
Количество камеральных проверок, проведенных в России, в 2017-2019 гг. [9]
Наименование показателей | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2019/2017 | |
Абсолютное отклонение | Темп роста,% | ||||
Камеральные проверки | 55 859 903 | 67 889 283 | 62 802 102 | 6 942 199 | 112,43 |
Из них выявившие нарушения | 3 014 252 | 3 531 116 | 2 447 065 | -567 187 | 81,18 |
Доля камеральных проверок, в результате которых были выяв- лены нарушения,% | 5,4 | 5,2 | 3,9 | -1,5 | |
Таблица 2
Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных камеральных проверок в 2017-2019 гг. [9]
Наименование показателей | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2019/2017 | |
Абсолютное отклонение | Темп роста,% | ||||
Всего дополнительно начислено пла- тежей, тыс. руб. | 61 599 442 | 55 631 081 | 37 743 893 | -23 855 549 | 61,27 |
Из них налогов, тыс. руб. | 41 852 538 | 36 648 342 | 21 529 218 | -20 323 320 | 51,44 |
Доля налогов в доначислениях по ре- зультатам камеральных проверок,% | 67,9 | 65,9 | 57,0 | 10,9 | |
В 2017 году по итогам осуществлен- ных камеральных проверок в России было доначислено в бюджет государства свыше 61,6 млрд. руб., при этом 67,9 % от дан- ной суммы составляли доначисления на- логов. В 2018 году размер доначислений в бюджет снизился на 9,7 %, что соста- вило более 5,9 млрд. руб. При этом раз- меры доначисленных налогов снизились на 12,4 %, что составило порядка 5,2 млрд. руб. В 2019 году по итогам осуществлен- ных камеральных налоговых проверок дополнительные начисления в бюджет го- сударства составили 37,7 млрд. руб., что на 32,2 % (-17,9 млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году. При этом размер доначисле- ний налогов сократился до 21,5 млрд. руб. (-41,3 % по сравнению с 2018 годом).
За три года размеры платежей, до- полнительно начисленных по итогам проведения камеральных налоговых проверок, сократились на 38,7 %, что со- ставило порядка 23,9 млрд. руб., а коли- чество доначисленных налогов сократи- лось почти в 2 раза. Снижение состави- ло более 20,3 млрд. руб. Снижение доли налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок свидетельствует об увеличении сумм, начисленных в ка- честве штрафов и пеней, а также иных платежей в пользу государства.
Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной камераль- ной налоговой проверки в 2017 году со- ставляла 1 тыс. 100 руб., в 2018 году –
820 руб., в 2019 – 600 руб.
Таким образом, средняя величина до- начисленных с одной камеральной нало- говой проверки сумм за три года сокра- тилась на 500 руб. (-45,5 %).
В России по данным налоговым орга- нов в настоящее время зарегистрирова- но более 8,5 миллионов налогоплатель- щиков (организаций и индивидуальных
предпринимателей) [10]. В связи с этим проведение выездного налогового кон- троля в отношении каждого налогопла- тельщика представляется невозможным. Данные, полученные в результате про- ведения камеральной проверки, позво- ляют принять решение о необходимости проведения выездной проверки. Данные о количестве выездных налоговых прове- рок, которые были проведены на террито- рии России в 2017-2019 гг., о количестве выездных налоговых проверок, в резуль- тате проведения которых были выявлены нарушения налогового и валютного зако- нодательства, правил осуществления рас- четов наличными денежными средствами или порядка использования контрольно- кассовых машин, а также их динамика сведены и представлены в табл. 3.
По итогам 2017 года более 98 % вы- ездных налоговых проверок завершалось с выявлением нарушений. В 2018 году наблюдалось снижение количества вы- ездных налоговых проверок, осущест- вленных в России, на 29,8 % (-6 008 про- верок). Количество проверок, по итогам проведения которых были выявлены на- рушения, снизилось на 30 %, что соста- вило 5 937 проверок. При этом их доля снизилась на 1,6 п. п. и составила 97,8 % от общего количества проведенных на- логовыми органами выездных налого- вых проверок.
В 2019 году тенденция снижения количества выездных проверок, прове- денных налоговыми органами в России, сохранилась. Снижение количества вы- ездных налоговых проверок, проведен- ных в России, на наш взгляд, обуслав- ливается продолжающейся тенденцией на ослабление административного дав- ления на плательщиков налогов со сто- роны государства в лице Федеральной налоговой службы.