Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования поволжский государственный технологический университет.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы бенчмаркинга
1.2 Инструменты бенчмаркинга и его технологии
2.1 Анализ основных документов
3. Ознакомление с деятельностью, системой менеджмента качества
3.1 Анализ системы менеджмента качества на примере пивоварни «Старый Георг»
3.2 Автоматизация структурного подразделения с помощью программных продуктов компании «1С»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий кафедрой УиП
_______________/Т.В.Ялялиева
«____»___________ 20__г.
ОТЧЕТ
по учебной практике
(вид практики)
в Центре развития компетенций ПГТУ
(наименование профильной организации/структурного подразделения ПГТУ)
Тип практики ознакомительная
Сроки практики 30.01.2023 по 28.02.2023
Выполнила студентка гр.УКм-11о
Тимакова А.С.____________
Руководитель практической подготовки от Центра развития компетенций ПГТУ
Заведующая отделом ИДПО Сергунина И.Ю
Дата « 28 » февраля 2023 г.
Руководитель практической подготовки от ПГТУ
Доцент кафедры УиП ________________ Царева Г.Р.
Дата защиты 28.02.2023
Оценка _________________________
Йошкар-Ола
2023
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бенчмаркинга 4
1.1.Бенчмаркинг в менеджменте качества образовательной организации 4
1.2 Инструменты бенчмаркинга и его технологии 6
2. Ознакомление с СМК и деятельностью ФГБОУ ВО «ПГТУ», используемыми для их поддержки цифровыми и информационными технологиями 12
2.1 Анализ основных документов 12
2.2 Анализ документированной процедуры системы менеджмента качества и карты процесса управления рисками 17
3. Ознакомление с деятельностью, системой менеджмента качества 21
3.1 Анализ системы менеджмента качества на примере пивоварни «Старый Георг» 21
3.2 Автоматизация структурного подразделения с помощью программных продуктов компании «1С» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Расширение спектра образовательных услуг и развитие сектора негосударственных вузов на фоне демографическою спада в России ставят перед экономической наукой задачу поиска оптимальных путей и способов обеспечения конкурентоспособности российских вузов на региональном, национальном и мировом уровнях. Одним из направлений ее решения является применение современных подходов к управлению качеством образовательных услуг. К наиболее перспективным из них относится бенчмаркинг.
Исследователи констатируют тот факт, что в управлении вузами все чаще используются, во-первых, зарубежные технологии и, во-вторых, технологии, которые разрабатывались и традиционно используются на предприятиях и в коммерческих структурах. Можно согласиться с тем, что «практика последнего десятилетия во всех сферах жизни современного российского общества, в том числе и в образовании, показала недостаточную эффективность некритического заимствования западных моделей управления, их переноса в российскую действительность без предварительной адаптации»
В соответствии со сказанным, целью данной статьи является разработка и обоснование содержания и технологий бенчмаркинга как одного из направлений деятельности вуза культуры и искусств в области качества образования.
1. Теоретические основы бенчмаркинга
-
Бенчмаркинг в менеджменте качества образовательной организации
Бенчмаркинг - это сравнение деятельности собственного предприятия с лучшими на рынке или внутри отрасли компаниями, взятыми в качестве эталонного образца, с целью их изучения, получения полезного опыта и дальнейшего внесения изменений в свою деятельность для улучшения собственных показателей эффективности, повышения или сохранения конкурентоспособности.
Впервые эта техника появилась в США. Ее задача - помочь предприятию усовершенствовать бизнес в целом либо определенный вид выпускаемой продукции.
Суть его заключается в том, чтобы найти предприятия, на которых процессы устроены лучше, чем в собственной компании; изучить их, провести сравнительный анализ и дать оценку процессам; затем на основе полученных данных внедрить в свой бизнес наиболее подходящие для собственного предприятия.
Наиболее важной задачей бенчмаркинга считается достижение следующих результатов:
-
совершенствование менеджмента; -
улучшение ассортимента продукции и ее качества; -
усиление технической оснащенности компании; -
усовершенствование структуры прибыли; -
повышение эффективности маркетинга.
Для этого необходимо постоянно искать и изучать опыт ведущих предприятий в своей отрасли или занимающих лидирующее положение на рынке сбыта, перенимать у них передовые технологии, методы и инструменты работы.
Принципами бенчмаркинга являются: лидирующая роль руководства; вовлечение сотрудников; системный подход; процессноориентированный подход; принятие решений, основанное на фактах и данных; ориентация на потребителя; постоянное улучшение. Как видно из приведенного перечня, эти принципы совпадают с принципами менеджмента качеств в различных системах качества, в том числе в системе ИСО.
Наконец, к методам бенчмаркинга относят экспертную оценку; статистические методы; формальную оценку по заданным критериям, системам оценки. Можно предложить следующие основные характеристики бенчмаркинга: постоянное улучшение деятельности организации, внедрение процессного подхода, измерение и сравнение показателей. Как отмечает Е. А. Михайлова, «согласно концепции бенчмаркинга, любой бизнес-процесс должен быть промаркирован, то есть должен иметь несколько без труда распознаваемых точек, по которым можно, во-первых, определить, насколько успешно протекает бизнес-процесс, а соответственно, насколько успешно компания работает в данный момент, и, вовторых, спланировать внедрение изменений, способных отслеживать будущие достижения компании в области совершенствования бизнес-процессов».
Как уже говорилось, основные характеристики бенчмаркинга соответствуют основным характеристикам менеджмента качества. Следовательно, бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений деятельности вуза в области качества образования. Наряду с бенчмаркингом, этой же цели служат:
-
всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management – TQM); -
система сбалансированных показателей (Balanced Score Card – BSC); -
стандартизация менеджмента качества по версии ИСО 9001:2015 (ISO).
Таким образом, деятельность вуза по обеспечению качества образования может быть рассмотрена как система, одним из компонентов которой является бенчмаркинг. Анализ практики бенчмаркинга зарубежных вузов показал следующее. Во-первых, эта деятельность в вузах осуществляется преимущественно как проектная. По форме проекты могут быть сетевыми (с участием нескольких вузов) и индивидуальными (проводятся отдельным вузом). Во-вторых, они могут быть аналитическими (определяются перечни показателей, по которым следует проводить оценку качества) и диагностическими (применение процедур измерения и оценки выявленных показателей). В-третьих, бенчмаркинговые проекты могут проводиться вузом самостоятельно или с привлечением консалтинговых агентств.
1.2 Инструменты бенчмаркинга и его технологии
Бенчмаркинг является составной частью работы маркетинговых служб предприятий, занимающихся исследованием различных процессов в области маркетинга и разработкой стратегических деловых планов.
В процессе бенчмаркинга компания должна выявить, изучить, проанализировать имеющиеся на сторонних предприятиях стандартные методы достижения эффективности в бизнесе и управлении компанией.
После тщательного анализа необходимо отобрать приемлемые для собственного бизнеса стандарты и адаптировать их для применения на своем предприятии.
Из этого можно сделать вывод, что бенчмаркинг основан на классических приемах анализа, сопоставления и сравнения.
Для этого используют следующий набор техник:
-
модели; -
инструменты; -
технологии.
Любая модель бенчмаркинга может быть отнесена к одной из двух групп.
Группа 1
Принадлежащие к государственному сектору:
-
CAF, предполагающая оценку согласно общей схеме (это общепризнанная модель управления качеством с комплексной методикой по оценке, анализу и совершенствованию деятельности публичных организаций); -
ЭПУС (российский вариант системы CAF); -
EFQM — модель, предназначенная для госучреждений, стимулирующая последних повышать эффективность в сфере управления и качество производимой продукции. В том числе ее активно используют в образовательной среде. Ее создатель — Европейский Фонд Управления Качеством.
Группа 2
Принадлежащие к частному сектору:
-
«Колесо бенчмаркинга», состоящее из пяти этапов — планирования, поиска, наблюдения, анализа и адаптации; -
цикл PDCA или Деминга-Шухарта, подразумевающий непрерывность совершенствования исследуемых процессов (Plan-Do-Check-Act или планировать-сделать-проверить-воздействовать); -
модель Ивао Кобаяси «Система 20 ключей» — программа преобразований на предприятии, состоящая из 20-ти различных процессов (ключей), которая позволяет улучшить качество продукции и поднять производительность труда, что в результате повышает конкурентоспособность фирмы; -
модель, разработанная IBM-компанией, состоящая из пяти фаз; -
модель Кэмпа Роберта Ли, представляющая собой алгоритм из 12-ти последовательных шагов; -
модель, созданная компанией Weyerhaeuser по принципу 33-х ступеней.
Отраслевой анализ необходим для того, чтобы выявить особенности той отрасли, в рамках которой предприятие реализует свою деятельность - без этого невозможно осуществить процедуру бенчмаркинга. Поэтому передовая технология бенчмаркинга - это анализ отрасли.
В целом же технологии бывают трех видов:
-
Управленческие методы, состоящие из: краудсорсинга; геймификации; экспертных и прочих опросов; круглых столов; фокус-групп. -
Статистические методы кластерного и корреляционного анализа, ранжирования показателей. -
Сгруппированные по организационному методу - как коллективные (в виде групп обмена опытом, кругов сравнения, сетей), так и самостоятельные.
В начале процедуры отраслевого анализа следует определить, насколько прибыльной является данная отрасль, перспективность и предпосылки ее роста и развития. Для этой цели производят деление рынка на сектора, имеющие максимальную прибыльность.
После этого переходят к выявлению основополагающих факторов, являющихся причиной их успешности. Среди них могут оказаться:
-
обновление технических и функциональных характеристик товара; -
наличие необычной, привлекающей внимание упаковки; -
налаживание эффективной системы сбыта продукции; -
снижение цен.
Следующий шаг - провести сравнительный анализ среди выявленных факторов: в какой степени они влияют на общую прибыльность предприятия.
Еще одна современная технология бенчмаркинга - оценка внутренней и ближней внешней маркетинговой среды. Необходимо оценить:
-
эффективность результатов маркетинговой деятельности предприятия; -
качество мотивационной системы; -
работу персонала; -
степень и качество обслуживания клиентов; -
степень лояльности покупателей; -
степень удовлетворенности потребителей.
Применение тех или иных инструментов бенчмаркинга зависит от стоящих перед ним в каждом конкретном случае задач.
Необходимо учитывать, что пользу эта процедура будет приносить только при непрерывности процесса постоянного нахождения и анализа (с последующим использованием на благо своего предприятия) лучших методов работы конкурирующих компаний.
Это объясняется тем, что окружающие условия в отрасли и на рынке постоянно видоизменяются, что отражается и на изменении маркетинговой политики конкурирующих организаций.
Среди методов бенчмаркинга особая популярность принадлежит:
-
анкетированию, проведению фокус-групп, опросам; -
анализу используемой рекламы и методов пиара; -
прогнозированию с использованием информационных технологий; -
работе по обмену опытом с конкурентами.
Основные инструменты бенчмаркинга — это оценочные листы, матрицы и анкеты. Они довольно результативны при проведении процедуры сравнительного анализа различных бизнес-процессов.
При объединении двух видов бенчмаркинга (общего и касающегося бизнес-процессов) можно добиться наиболее успешных достижений. Показатели, на которые следует ориентироваться при такой комбинации: