Файл: Социальнопедагогические методы сопровождения социализации детеймигрантов в условиях общеобразовательной организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-педагогические методы сопровождения социализации
детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сопровождение социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации как направление социально-педагогической работы 8
1.1. Сопровождение социализации детей-мигрантов: трактовка понятия в социально-педагогической теории 8
1.2. Гендерно-возрастные особенности социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации 17
1.3. Сущность, задачи, виды социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Методические аспекты социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации 30
2.1. Методы, формы и средства социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов 30
2.2. Особенности осуществления социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации 36
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Введение
Актуальность темы исследования. Процесс трансформации в российском обществе ранее сложившейся социально-демографической инфраструктуры, территориального перераспределения населения обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей из семей мигрантов, к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, подготовки к социальному успеху. В настоящее время остро появляется необходимость совершенствования содержательного заполнения свободного времени детей, что обусловлено изменением правового, индивидуально-личностного статуса человека, избирательным отношением к содержанию свободного времени, к социальной активности детей, их адаптации к новым условиям жизнедеятельности общества в условиях миграции или вынужденного переселения.
Современная эпоха характеризуется новыми формами культурных, социальных контактов и миграций. Поездки за границу с целью поиска работы превратились в стратегию улучшения качества жизни для значительной части населения различных стран.
В поисках новой лучшей жизни в территории с более стабильным социально-экономическим положением устремляются потоки мигрантов. ХХХ область – один из передовых и стратегических регионов России, сумевший сохранить свой социально-экономический потенциал, становится центром, куда устремляется большинство прибывающих мигрантов. За 9 месяцев текущего года на территории области на миграционный учёт поставлено 70 663 иностранных гражданина, принято 1 975 заявлений о выдаче разрешения на временное проживание, выдано 2 049 разрешений на временное проживание, оформлено 802 вида на жительство. Из общего количества иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке, граждане Украины составляют – 45%; Таджикистана – 11,4%; Кыргызстана – 9,8%; Азербайджана – 8,7%; Беларусь – 7,1%, Узбекистана – 7,6%;, Молдовы – 5,4%; Казахстана – 2,7%. Наименьшей миграционной активностью отличается Армения – 2,3%. Таким образом, в городе ХХХ семьи-мигранты пытаются реализовать себя в трудовой деятельности, тем самым, улучшая благосостояние семьи. И если речь идет о семьях мигрантов, то обоснованно не теряет своей актуальности и интереса в свете современной политической ситуации проблема обучения и воспитания детей этих семей.
Для нас интерес представляют социально-педагогические проблемы. Исходя из данных о миграционной политике ХХХ области и города ХХХ, возникла настоятельная необходимость создания и поиска оптимальных направлений работы с детьми-мигрантами, подходов к проектированию и реализации инновационных технологий социальной, педагогической, психологической поддержки обучающихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве, так как именно они наиболее болезненно ощущают на себе изменения в социокультурной среде (манеры, взгляды, привычки), частью которой они являлись в прошлом. Наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др. В результате наблюдается общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям специалистов учебных заведений, наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания.
Травматические, конфликтогенные факторы миграции лишают детей стабильного, безопасного и поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития, нарушая процесс формирования и становления личности. Пережитый опыт влияет на когнитивные процессы, особенности поведения, межличностные отношения, самооценку и в целом на мировоззрение. Специалисты отмечают глубокие изменения в видении мира, себя и своего будущего даже у самых маленьких детей. Поэтому для детей мигрантов необходим такой межэтнический контакт как интеграция, т.е. сохранение мигрантом своей этнокультурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Проблема социализации мигрантов не нова в науке. С 50-х годов XX века психологи стали заниматься проблемами этнических миграций и аккультурации. Особое значение для нас имеют работы в области решения проблемы школьной социализации детей мигрантов (Е. А. Бауэр, О.В. Гукаленко, Н. И. Ковалевой, Н. В. Казновой, М. А. Лобас, М. С. Миримановой, И. А. Мнацаканян, О. А. Спицыной, Э. В. Хачатуровой).
Однако необходимо констатировать, что в современной социально-педагогической науке еще недостаточно исследован ряд аспектов проблемы школьной социализации детей мигрантов. Так, не определено содержание процесса социализации детей мигрантов, обучающихся в начальной школе; не обозначены показатели успешности школьной социализации; не разработаны модель и программа психолого-педагогического сопровождения школьной социализации детей мигрантов; не выявлены психолого-педагогические условия, способствующие успешной школьной социализации детей мигрантов.
Таким образом, в современном образовании имеют место противоречия между необходимостью социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения и недостаточной организационно-методической обеспеченностью этого процесса.
Стремление найти пути разрешения обозначенного противоречия определило проблему исследования: каковы организационно-методические аспекты социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации?
Объект исследования – процесс социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации.
Предмет исследования – социально-педагогические методы сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации.
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить оптимальные социально-педагогические методы сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации.
В соответствии с целью, объектом и предметом задачами исследования являются:
1) Раскрыть понятие и сущность социализации детей-мигрантов в социально-педагогической теории.
2) Выявить сущность, задачи, виды социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации .
3) Охарактеризовать гендерно-возрастные особенности социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации .
4) Определить и охарактеризовать методы, формы и средства социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации.
5) Описать особенности осуществления социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования различных аспектов проблемы социализации человека (А.Н. Гуляева, В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова);
- вопросы социализации Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук, А.Б. Пантелеева, М.Р. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, Н. Н. Михайловой, А.В. Мудрика, К. Роджерса, В.И. Слободчикова;
- исследования проблемы школьной социализации детей-мигрантов (Е. И. Казакова, С.Н. Ценюга, А.В. Волчкова, А.Е. Машкинцева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ опыта.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (из 49 источников).
Глава 1. Сопровождение социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации как направление социально-педагогической работы
1.1. Сопровождение социализации детей-мигрантов: трактовка понятия в социально-педагогической теории
Задачами данного параграфа являются:
-
Проанализировать понятие «дети-мигранты». -
Выявить основные социальные проблемы детей-мигрантов. -
Охарактеризовать понятие социализации детей мигрантов.
Дети-мигранты – это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в своевременном содействии, помощи, поддержке, сопровождении.
В современной педагогике «сопровождение» понимается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего [18].
Сопровождение, по мнению Е. И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, а также для успешного обучения.
Цель сопровождения – создание таких «условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира» [14, с. 12]. Исходя из выше приведенных определений, можно сделать вывод, что сопровождение учащихся-мигрантов - это взаимодействие, направленное на оказание поддержки сопровождаемым для их успешного обучения и развития.
Е.А. Казаева считает, что педагогическое сопровождение – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [28].
С.Н. Ценюга и А.В. Волчкова, раскрывая понятие «педагогическое сопровождение», трактуют его как механизм педагогического взаимодействия [48]. Определив сущность «педагогического сопровождения», перейдем к характеристике «психолого-педагогического сопровождения».
Сущность психолого-педагогического сопровождения достаточно полно представлена в трудах М.Р. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, Е.И. Казаковой, Н. Н. Михайловой, А.В. Мудрика, К. Роджерса, В.И. Слободчикова и др. Но если педагогическое сопровождение рассматривается как деятельность педагога, обеспечивающая оказание профессиональной помощи в обучении и воспитании, то психолого-педагогическое сопровождение направлено как на преодоление трудностей в обучении, так и на успешное развитие, воспитание, социальную адаптацию, социализацию, самореализацию, укрепление здоровья, защиту прав ребенка.
На наш взгляд, очевидны разные акценты в определении данных понятий.
Функционально и педагогическое сопровождение, и психолого- педагогическое сопровождение направлены на разрешение проблем ребенка, однако психолого-педагогическое сопровождение включает в себя не только помощь со стороны педагога, но и работу психолога, что позволяет обеспечить комплексную помощь ребенку мигранту и его семье, более точно определить причину отклонений от нормы, что является отправной точкой в процессе социальной адаптации ребенка.
Анализ научной литературы показывает, что социально- педагогическое сопровождение является частью процесса педагогического сопровождения, связанного с решением социальных проблем ребенка педагогическими средствами. А.Е. Машкинцева считает, что социально- педагогическое сопровождение – это совместное движение сопровождаемого и сопровождающего, направленное на поэтапное взаимодействие, способствующее осмыслению сопровождаемым своих возможностей и перспектив их развития [38]. Исходя из данного определения, социально-педагогическое сопровождение выступает как процесс. Однако социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать и как комплексный метод, представляющий собой последовательную реализацию следующих шагов: диагностика проблемы; поиск решений; выбор оптимального варианта решения; первичная помощь во время реализации плана решения.