Файл: Социальнопедагогические методы сопровождения социализации детеймигрантов в условиях общеобразовательной организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; во-вторых, это культурный барьер, когда в условиях обостренного, повышенного функционирования системы «свой-чужой», «близкий-далекий», ребенок-мигрант поставлен в жесткие рамки выполнения норм, предписанных образовательным учреждением, а также необходимостью коммуницировать со сверстниками и старшими наставниками из другой культурной среды; в-третьих, личностный рост ребенка-мигранта зависит от других, не менее важных факторов, таких как: религиозная и этническая терпимость, социальный страх, гендерная толерантность, различия полового воспитания, комплексное обучение и воспитание, социальное самочувствие, интеграция с местным населением, активность по отношению к социальной среде, оптимизм в оценке своего будущего и пр.
В работе были рассмотрены особенности сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации, а также обосновано применение модели социально-педагогического сопровождения социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды. Важно отметить, что личностный рост ребенка-мигранта зависит, в первую очередь, от преодоления им языкового и культурного барьеров, тем не менее, другими важными факторами, влияющими на процесс социализации можно назвать религиозную и этническую терпимость, социальный страх, гендерную толерантность и прочие факторы.
Особое внимание при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации уделяется:
- психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов, вынужденных переселенцев;
- проведению уроков толерантности, развивающих занятий;
- мероприятиям по сплочению коллектива.
Практическая составляющая сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется посредством решения следующих задач:
- формирование базовых знаний, умений и навыков по различным видам творчества;
- формирование позитивной Я-концепции, активной социальной позиции, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации.
Деятельность специалистов при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется в форме групповых, индивидуальных, теоретических и практических, творческих занятий, содержащих национально-региональный компонент.
Методы сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций, работа с таблицами, схемами, технологическими картами, электронными средствами обучения);
- игровые (разгадывание ребусов, использование развивающих игр, сказок, знакомство с фокусами);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий, использование заданий (технологических карт) с недостающими или неправильными данными;
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты).
В работе были рассмотрены особенности сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации, а также обосновано применение модели социально-педагогического сопровождения социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды. Важно отметить, что личностный рост ребенка-мигранта зависит, в первую очередь, от преодоления им языкового и культурного барьеров, тем не менее, другими важными факторами, влияющими на процесс социализации можно назвать религиозную и этническую терпимость, социальный страх, гендерную толерантность и прочие факторы.
Особое внимание при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации уделяется:
- психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов, вынужденных переселенцев;
- проведению уроков толерантности, развивающих занятий;
- мероприятиям по сплочению коллектива.
Практическая составляющая сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется посредством решения следующих задач:
- формирование базовых знаний, умений и навыков по различным видам творчества;
- формирование позитивной Я-концепции, активной социальной позиции, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации.
Деятельность специалистов при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется в форме групповых, индивидуальных, теоретических и практических, творческих занятий, содержащих национально-региональный компонент.
Методы сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций, работа с таблицами, схемами, технологическими картами, электронными средствами обучения);
- игровые (разгадывание ребусов, использование развивающих игр, сказок, знакомство с фокусами);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий, использование заданий (технологических карт) с недостающими или неправильными данными;
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты).
Список литературы
-
Абсалямова, А. Г. Интеграция детей-мигрантов в российское образовательное пространство / А. Г. Абсалямова // Вестник ВЭГУ. – 2015. – № 5 (79). – С. 5-13. -
Адаптация детей мигрантов в образовательной среде. Ресурс школьной службы медиации : метод. пособие / авт., эксперт и сост. К. Ш. Шарифзянова. – 2 изд., доп. и перераб. – Казань, 2018. – 59 с. -
Айбазова, М. Ю. Язык как инструмент социокультурной адаптации детей мигрантов / М. Ю. Айбазова // Известия Северо-Кавказской государственной академии. – 2019. – № 4 (22). – С. 4-9. -
Алиева, Т. И. Проблемы социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов / Т. И. Алиева, И. А. Бучилова // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. – № 6. – С. 154. -
Амирова, С. М. Роль образовательной среды в социальной адаптации детей-мигрантов / С. М. Амирова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 387. -
Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук. – Москва, 1989. – С. 426-433. -
Багдасарян, В. Э. Стратегии диаспорных организаций в контексте проблемы адаптации детей из семей мигрантов / В. Э. Багдасарян, Н. М. Комарова, Т. Ф. Суслова, А. А. Нестерова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – Т. 10. – № 6-1. – С. 65-77. -
Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография / И. А. Баева. – Санкт-Петербург : Союз, 2002. – 270 с. -
Бездухов, А. В. Теоретические основания формирования этического сознания будущего учителя / А. В. Бездухов // Мир образования. Образование в мире. – 2009. – № 2 (34). – С. 235-241. -
Белкина, О. А. Языковая адаптация детей мигрантов в условиях современной образовательной организации / О. А. Белкина // Лингвокультурология. – 2018. – № 12. – С. 30-41. -
Вавилова, Л. Н. Педагогические приемы активизации учебной деятельности детей-билингвов в российской школе / Л. Н. Вавилова, Н. М. Красильникова, Е. А. Жбанова // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – № 9. – С. 50-57. -
Гогицаева, О. У. Проблема психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-мигрантов в новых условиях жизни / О. У. Гогицаева, В. К. Кочисов, Д. В. Гиголаева, А. В. Хасиева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 108-110. -
Григорьева, М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Григорьева Марина Владимировна – Саратов, 2010. – 520 с. -
Гриценко, В. В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. – Москва : Форум, 2011. – 224 с. -
Деминцева, Е. Б. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья / Е. Б. Деминцева, Д. А. Зеленова, Е. А. Космидис, Д. А. Опарин // Демографическое обозрение. – 2017. – Т. 4. – № 4. – С. 80-109. -
Драчева, С. О. Региональный проект «Технологии языковой и культурной адаптации детей мигрантов из стран СНГ» / С. О. Драчева, Е. В. Тумакова // Полилингвальность и транскультурные практики. – 2018. – №4. – С. 584–595. -
Дударева, П. М. Установки участников образовательного процесса к сопровождению адаптации детей мигрантов / П. М. Дударева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 1 (51). – С. 225-228. -
Дударева, П. М. Факторы социально-психологической адаптации детей мигрантов к учебному сообществу / П. М. Дударева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 34. -
Дюжакова, М. В. Некоторые социально-педагогические аспекты работы с детьми-мигрантами / М. В. Дюжакова, О. Ю. Мязина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – Воронеж : ВГПУ, 2012. – С. 258. -
Еременко, О. И. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку / О. И. Еременко // Начальная школа, 2011. – № 3. – С. 28. -
Зарипова, Г. Х. К проблеме адаптации детей-мигрантов в образовательном пространстве / Г. Х. Зарипова // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 10 (22). – С. 199-201. -
Зарипова, Г. Х. К проблеме управления процессом адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении / Г. Х. Зарипова // Научный журнал. – 2019. – № 1 (35). – С. 91-94. -
Захарова, Т. В. Некоторые аспекты изучения специфики психолого-педагогической работы с детьми-мигрантами / Т. В. Захарова, О. Б. Лобанова, Т. В. Казакова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 60-70. -
Зеленая, Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л. В. Зеленая // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. – Казань : Бук, 2016. – С. 43-45. -
Зимакова, Л. Н. Модель психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов (на начальном этапе обучения) / Л. Н. Зимакова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. – №8. – С. 195–198. -
Иванова, И. В. Из опыта социально-психологической адаптации детей мигрантов / И. В. Иванова, В. А. Макарова // Вестник Калужского университета. – 2017. – № 1. – С. 56-60. -
Иванов, Н. В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы : направления и перспективы [Электронный ресурс] / Н. В. Иванов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. -
Казаева, Е. А. Особенности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов к условиям ДОО / Е. А. Казаева // Сборник научных трудов. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 90-97. -
Касенова, Н. Н. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов, билингвов и мигрантов в начальной школе / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №5. – С. 87–97. -
Кодачигова, А. А. Психолого-педагогические условия социальной адаптации детей мигрантов / А. А. Кодачигова // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2018. – № 4. – С. 70-73. -
Комарова, Н. М. Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов в условиях сельской школы / Н. М. Комарова, Т. Ф. Суслова, А. А. Нестерова // Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 4. – С. 91-99. -
Кряжева, Н. А. Мир детских эмоций. Дети 3-5 лет / Н. А. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 2015. – 158 с. -
Кряхтунова, О. В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде / О. В. Кряхтунова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Вопросы образования : языки и специальность. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 27-37. -
Лагунов, А. Ю. Исследование процесса обучения детей-мигрантов русскому языку в условиях театральной студии / А. Ю. Лагунов, Е. Ф. Лещинская // Вопросы педагогики. – 2019. – № 6-2. – С. 69-77. -
Лактионова, Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Лактионова Елена Борисовна. – Санкт-Петербург, 2013. – 49 с. -
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, Академия, 2005. – 352 с. -
Маклаков, А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.03 / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург, 1996. – 392с. -
Машкинцева, А. Е. Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе / А. Е. Машкинцева // Вестник ГУУ, 2015. – № 11. – С. 329-332. -
Миронова, Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе / Т. А. Миронова // Молодой ученый. – 2015. – № 4 (84). – С. 659-662. -
Мункоева, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в процессе их социальной адаптации / Н. А. Мункоева // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского Педагогического института. – Иркутск : Иркут, 2019. – С. 143-147. -
Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с. -
Рот Ю. Встречи на грани культур : игры и упражнения для межкультурного тренинга / Ю. Рот, Г. Коптельцева. – Калуга : Полиграф-Информ, 2014. – 185 с. -
Спирина, Т. А. Исследование проблем детей-мигрантов как условие их социально-педагогического сопровождения / Т. А. Спирина, Л. А. Мохова // Мир науки, культуры, образования, 2016. – №1(56). – С.103-105. -
Спирина, Т. А. Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов в условиях общеобразовательной школы / Т. А. Спирина, Л. А. Мохова // Мир культуры, науки, образования. – №4 (47). – 2014. – С. 193-196. -
Тихонова, И. В. Психологический анализ условий адаптации детей- мигрантов / И. В. Тихонова, Е. В. Куфтяк // Психология совладающего поведения : Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, т. 13, с. 150-159. -
Ушева, Т. Ф. Социальная адаптация детей-мигрантов в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ушева, Н. А. Мункоева // Russian Journal of Education and Psychology 2019, Т. 10, № 8. -
Хухлаев, О. Не такой, как все. Психологическая адаптация детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе (материалы к тренингу) / О. Хухлаев // Школьный психолог, 2005. – № 18. – С. 35-38. -
Ценюга, С. Н. Реализация организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы / С. Н. Ценюга, А. В. Волчкова, И. Н. Ценюга // Известия ВГПУ. 2017. – №9 (122). – С. 33–41. -
Шумская, А. А. Особенности психологически безопасной и комфортной образовательной среды / А. А. Шумская, Е. А. Казаева // Всероссийская весенняя психологическая сессия : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 266-269.