Файл: Социальнопедагогические методы сопровождения социализации детеймигрантов в условиях общеобразовательной организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современном мире проблема миграции населения – одна из самых актуальных социальных проблем. Миграция населения (от лат. migratio – переселение) – переселение людей из одного региона в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Мигранты, т. е. люди-переселенцы из других регионов, прибывают в другие страны для решения вопросов трудоустройства, получения образования, улучшения условий жизнедеятельности и т. д.
Ситуация миграции населения из других стран типична для всего населения. Люди в поисках лучших условий жизни переезжают в другие регионы своего государства, либо в другие страны. В настоящее время большое количество мигрантов из стран Африки и Азии прибывает в страны Европы. После распада СССР в Россию также мигрирует большое количество людей, в основном выходцы из стран Средней Азии и Кавказа. В результате происходит все большее переплетение различных национальностей, культур, религий 4.
Поликультурность как совокупность представителей различных национальных культур, живущих на одной территории, всегда была одной из важнейших характеристик российского общества. Однако в настоящее время это явление несет в себе непостоянство, изменчивость, неустойчивость. Поэтому возникает вопрос: «Как будут происходить процессы интеграции и/или ассимиляции, аккультурации мигрирующих этносов с коренным населением той или иной территории?» Нелегко строить долгосрочные планы и предвидеть, какие этносы затронет процесс миграции; по каким причинам будут происходить политико-социальные, экономические, или природные процессы; где (географически) это будет проистекать.
Дети мигрантов – это дети родителей, переехавших на постоянное место жительства в другое государство по причине национально-правовой, экономической, политической нестабильности или иным причинам.
Одна из важнейших проблем детей мигрантов – это адаптация к иной этнокультурной среде. Освоение другой культуры, традиций, особенностей взаимодействия становится возможным лишь тогда, когда освоен язык этой страны, т. е. русский язык для людей, мигрирующих в Россию. Знание русского языка является важнейшим фактором успешности обучения детей-мигрантов. Слабое знание или абсолютное незнание языка неизбежно приведет к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами из-за возникновения, в первую очередь, языковых барьеров. Поэтому главнейшая задача родителей-мигрантов – обеспечить условия для освоения русского языка 10.
В зависимости от того, каков уровень освоения языка страны, в которую мигрировали родители, детей-мигрантов принято разделять на детей-билингвов и детей-инофонов.
Дети-билингвы – это дети, одинаково хорошо владеющие как своим родным языком, так и другим языком (явление, при котором ребенок одинаково хорошо говорит на трех и более языках, получило название полилингвизма). Дети-билингвы появляются как в семьях, мигрировавших в другую страну, так и в семьях, где родители – жители этой страны, но говорят на разных языках. Основная особенность детей-билингвов – это способность автоматически использовать для общения две языковые системы, не допуская при этом ошибок ни в грамматике, ни в фонетике.
Дети-инофоны – это дети, принадлежащие к иной языковой и культурной общности, чем большинство коренного населения страны, в которой они проживают и получают образование, слабо владеющие языком этой страны или вовсе не говорящие на этом языке.
Отметим, что ребенок, рожденный в другой стране или мигрировавший с родителями в раннем возрасте, скорее станет билингвом. В таком возрасте усвоение другого языка происходит неосознанно, без волевых усилий. По мере взросления такое усвоение становится менее эффективно, однако не исчезает полностью. Дети, мигрировавшие в старшем возрасте, чаще являются детьми-инофонами, поскольку необходимо специальное обучение их другому языку. Однако в случае успешного овладения языком дети-инофоны также могут стать детьми-билингвами. В этом случае билингвизм становится не врожденным или ранним (естественным), а приобретенным, или поздним 1.
Таким образом, в зависимости от степени владения языком страны, в которую ребенок мигрировал, он может быть либо инофоном, либо билингвом. Однако существуют случаи, при которых ребенок-билингв не обязательно является ребенком-мигрантом, а ребенок-инофон может быть билингвом или полилингвом (владеть двумя и более языками, но не языком страны, в которую мигрировал).
Далее рассмотрим понятие социализации детей мигрантов, а также взаимосвязанные с ним понятия: адаптация и интеграция в российское общество.
Проблема увеличения в российском обществе числа мигрантов из других стран, прежде всего из бывших советских республик Средней Азии и Кавказа, в последнее время становится все более актуальной. Попадая в чужую страну, мигранты вместе с местом жительства вынуждены менять свой образ жизни, язык общения вне семьи, подстраиваться под другое мировоззрение, под необходимость взаимодействия с людьми другой культуры. В обществе же имеются такие социальные явления, как ксенофобия (неприязнь ко всему иностранному, чуждому по духу, взглядам, интересам, традициям, внешним особенностям) и мигрантофобия (страх перед переселенцами из других стран, посягающими на места работы, жительства и т. д. основного населения). Большая миграция в Россию в последнее время вызвала у многих россиян недовольство, что сказалось в их отношении не только к самим мигрантам, но и к их детям. В подобных обстоятельствах особого внимания требует проблема вхождения детей мигрантов, становящихся гражданами России, в новые социальные, культурные, педагогические и другие условия 14.
Вхождение детей мигрантов в новую культуру в современной научной литературе описывается с помощью различных терминов. Наиболее часто встречающиеся – это «интеграция», «адаптация», «социализация». Эти понятия, безусловно, тесно взаимосвязаны, однако между ними есть некоторые специфические отличия.
Желаемым результатом вхождения ребенка мигранта в новое общество является, на наш взгляд, интеграция (от лат. integratio – восстановление, восполнение; лат. integer – целый), понимаемая как принятие его за счет создания необходимых политических, экономических, социальных, педагогических и других условий. Достижение результата интеграции зависит, с одной стороны, от характеристик самого мигранта, с другой – от принимающего общества: национальной концепции, особенностей рынка труда, отношений к мигрантам в обществе, создания педагогических и других условий 22.
Интеграция детей мигрантов как результат вхождения в общество происходит в процессе адаптации и социализации.
Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) детей мигрантов как разновидность социальной адаптации – это процесс активного приспособления ребенка к условиям социальной среды, который происходит:
– на физиологическом уровне, т. е. на уровне приспособления организма к новым условиям проживания (например, к условиям изменения температурного режима, режима смены дня и ночи и др.);
– на психологическом уровне, т. е. на уровне приспособления человека к воздействию внешних психологических факторов, в том числе к принятию/непринятию в обществе;
– на социальном уровне, т. е. на уровне приспособления человека к социальным особенностям в обществе 43.
Таким образом, адаптация детей мигрантов к условиям жизни в другой стране – это сложный, многоуровневый процесс, предполагающий приспособление ребенка и как индивида, и как формирующейся личности.
Другим важным аспектом интеграции в российское общество является проблема социализации (от лат. socialis – общественный) детей мигрантов. Вопрос о соотношении понятий «адаптация» и «социализация» – один из обсуждаемых вопросов в педагогике, психологии и в других науках. Есть несколько подходов решению этого вопроса:
– адаптация не может происходить без социализации, т. е. без адаптации на социальном уровне;
– социализация предполагает полную интеграцию личности в социальную систему путем адаптации, т. е. приспособления к последней;
– социализация предполагает не только адаптацию как приспособление, но и активное взаимодействие человека со средой, предполагающее и возможность воздействия на среду 48.
Мы полагаем, что социализация детей мигрантов – это процесс, предполагающий усвоение ребенком социального опыта, путем вхождения в социальную среду, на основе чего формируется его личность как гражданина страны, имеющего активную социальную позицию, проявляющуюся в деятельности и отношениях в социальной среде.
Таким образом, интеграция как результат вхождения ребенка мигранта в новое общество происходит через адаптацию и социализацию в этом обществе (рис. 1).
Рисунок 1 – Соотношение между понятиями «адаптация», «социализация» и «интеграция»
В ходе социализации детей мигрантов в российское общество происходят следующие изменения в структуре личности:
– мотивационные, связанные с формированием мотивов социализации (для чего необходимо знать культурные, социальные, экономические и др. особенности в российском обществе);
– когнитивные, связанные с познанием, усвоением и переработкой информации об особенностях российского общества;
– эмоциональные, связанные с формированием различных моральных чувств (гордость, патриотизм, любовь к стране и к людям, представляющим другие культуры и традиции и др.);
– поведенческие, связанные с формированием готовности выполнять деятельность в российском обществе на основе формирующихся идеалов, принципов, убеждений 38.
В зависимости от формирующихся мотивов социализация ребенка-мигранта к российским условиям может принимать различные формы:
– социально приемлемую активную – формирование мотивов содействия и развития общества на основе лучших традиционных российских норм, традиций, устоев;
– социально приемлемую пассивную (толерантную), т. е. терпимость к российским условиям без желания сделать общество лучше;
– социально неприемлемую пассивную – непринятие или равнодушие к российской культуре, ценностям, но без активного вмешательства в жизнь общества;
– социально неприемлемую активную (девиантную) – желание нанести вред, нарушить принятые в обществе ценности, нормы поведения 33.
В настоящее время разработаны различные программы и рекомендации по адаптации и социализации детей мигрантов, среди которых стоит отметить следующие: «Программа обучения детей мигрантов» (под руководством А.Н. Гуляевой); «Технология психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов», разработанная РГПУ им. А.И. Герцена совместно с немецкой неправительственной организацией «Велленбрехер»; «Программа социально-психологической поддержки и помощи детям и подросткам-мигрантам по преодолению отчуждения в новой социокультурной среде (В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова); методические рекомендации «Особенности работы педагогов с детьми мигрантов в образовательных организациях», разработанные в Карельском институте развития образования; психологические программы межкультурного общения в образовательном учреждении; тренинги толерантности для подростков по преодолению и профилактике «мигрантофобии»; программа оценки адаптации детей и подростков из семей мигрантов (Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук, А.Б. Пантелеева, и др.). Такое количество программ свидетельствует о важности организованной интеграции детей мигрантов в российское общество на разных уровнях: на государственном, на уровне региона, города, района, школы. Только многоуровневая организация процесса социализации детей мигрантов может позволить формировать у детей социально приемлемую активную форму социализации. И если организация интеграции на государственном и региональном – это прерогатива, прежде всего, органов управления государством, то организация интеграции детей мигрантов на уровне района, школы – задача прежде всего, органов образования и социальной поддержки населения. В школе как институте социализации детей мигрантов важно организовывать поддержку таких детей через психолого-педагогическое сопровождение.
1.2. Гендерно-возрастные особенности социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации
Задачами данного параграфа являются:
-
Выявить гендерных особенностей детей-мигрантов. -
Провести анализ особенностей социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов в школе.
Причины использования гендерного подхода при социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации связаны, прежде всего, с психофизиологическими особенностями мальчиков и девочек, с различиями в длительности, приемах усвоения учебного материала, организации отдыха и времяпровождения, во взаимоотношениях со сверстниками.
Девочки всегда опережают мальчиков в интеллектуальном развитии, более послушны, усидчивы, у них лучше развита речь, они быстрее изучают предметы гуманитарного цикла. Мальчики чаще проявляют свои математические способности, имеют образное мышление, позволяющее им быстрее справляться с заданиями пространственного характера. На переменах мальчики более подвижны. Успехи имеют при изучении точных наук.
Гендерное поведение детей представляет собой копирование поведения взрослых людей, мужчин и женщин, оно формируется культурой, религией, временем. Большую роль играют родители, их социальный статус, национальная принадлежность.
В нашем исследовании интерес к гендерному подходу объясняется тем, что гендерные различия особенно ярко выражены при социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации детей мигрантов и должны учитываться педагогическими работниками.
Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в многонациональном школьном коллективе.
Единым для девочек и мальчиков в семье мигрантов является воспитание уважения к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, полное подчинение отцу.
Воспитанием девочек в основном занимаются матери, которые должны привить дочери правила поведения, научить ведению домашнего хозяйства, основам материнства. Отец в семье мигрантов является авторитетом, от его решения зависит будущее девочки.
Девочки послушнее и дисциплинированнее мальчиков. Они лучше усваивают учебный материал, быстрее изучают русский язык. В начальных классах выполняют любые поручения, помогают учителю.
Для девочек важно, чтобы на уроке была доброжелательная обстановка и чтобы педагогический работник заметил, как хорошо она выглядит, как красиво написала, как быстро все сделала.