Файл: Социальнопедагогические методы сопровождения социализации детеймигрантов в условиях общеобразовательной организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знакомят учащихся с культурой других народов, но и дают возможность увидеть ее проявления в своих одноклассниках, людях, которые окружают их ежедневно, что крайне важно.
Распространенной ошибкой при организации обучения и социализации детей из семей мигрантов является их объединение в одни группы с детьми с ограниченными возможностями (в российской традиции такие группы назывались коррекционными классами). Языковые проблемы часто принимаются школой за недостаточный уровень развития, результатом становится неправильное управленческое решение. Такой подход только подчеркивает отличия детей мигрантов от их сверстников в принимающей стране и негативно влияет на интеграцию в новую образовательную среду.
Эффективное решение проблем ребенка-мигранта требует создания в школе определенной системы. В основе ее лежит трехуровневая модель социальной адаптации ребенка - мигранта к новым для него условиям жизни, согласно которой ключевыми направлениями социализации являются:
1. Учебная адаптация (усвоение норм школьной образовательной системы, включение детей мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы).
Учебная адаптация может быть осуществлена через следующие шаги:
- введение в учебный план курсов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;
- обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;
- обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;
- вариативность форм получения образования;
- проведение индивидуальных занятий;
- открытие на базе образовательной организации дополнительных платных образовательных услуг;
Положительный результат может быть достигнут лишь в результате совместной деятельности педагогических работников, родителей и общественных организаций.
2. Социально-психологическая адаптация (формирование толерантных отношений в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися образовательной организации, обеспечение ребенку мигранту психологического комфорта).
Практическая реализация данного направления включает в себя систему занятий по межличностному общению, которые проводят классные руководители, педагог-психолог и социальный педагог.
Целесообразно определить занятия по следующим направлениям: на сплоченность многонационального коллектива (Например, включение в учебный план (в рамках компонента образовательной организации) курса «Культура межличностных взаимодействий»); на повышение уровня социализации к новой среде недавно прибывших детей (индивидуальные занятия педагога-психолога); оказание психологической помощи обучающимся посредством проведения тренингов на сплочение, запуск и реализация анонимного сайта школы как виртуального средства психологической помощи школьникам.
3. Культурная адаптация (изучение истории, культуры, ценностей принимающего общества посредством включения ребенка и его семьи в социокультурную деятельность).
Рисунок 2 – Модель сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации
Средствами реализации данного направления может послужить проект «Музей мира», через который возможно проводить национальные праздники, недели национальной культуры, фестивали, учебные занятия, связанные с изучением истории.
Проводимые мероприятия должны быть разнообразного характера: патриотические, событийные, тематические, художественно - культурные, трудовые. Кроме того, в рамках данного проекта ученики знакомятся с национальными культурами тех стран, представители которых обучаются в классе.
Открытие (лицензирование) на базе образовательной организации отделения дополнительного образования позволит организовать работу с детьми мигрантами во внеурочное время.
Деятельность по сопровождению социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации, переселенцев направлена на реализацию принципа интеграции и взаимосвязи общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической поддержке и защите детей в условиях развивающихся процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности. В работе учреждения по социокультурной адаптации детей-мигрантов, вынужденных переселенцев данный принцип реализуется через:
- признание общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- соотнесенность образовательных задач с идеями толерантности, доступности образования и социально-педагогической помощи, поддержки обучающихся;
- обеспечение в образовательном процессе и в процессе социальной адаптации культурной поддержки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержку индивидуальности детей в условиях гуманистического развития.
При организации сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации важно учитывать возрастной аспект, так как для разных возрастных групп обучающихся характерно преобладание различных стратегий социокультурной адаптации.
Рисунок 3 – Реализация задач сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации
Особое внимание при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации уделяется:
- психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов, вынужденных переселенцев;
- проведению уроков толерантности, развивающих занятий;
- мероприятиям по сплочению коллектива.
Практическая составляющая сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется посредством решения следующих задач:
- формирование базовых знаний, умений и навыков по различным видам творчества;
- формирование позитивной Я-концепции, активной социальной позиции, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации.
Деятельность специалистов при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется в форме групповых, индивидуальных, теоретических и практических, творческих занятий, содержащих национально-региональный компонент.
Методы сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций, работа с таблицами, схемами, технологическими картами, электронными средствами обучения);
- игровые (разгадывание ребусов, использование развивающих игр, сказок, знакомство с фокусами);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий, использование заданий (технологических карт) с недостающими или неправильными данными;
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты).
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов имеет своей целью социальную адаптацию детей мигрантов, которая включает в себя разные виды социализации. Об успешности социальной адаптации можно судить по совокупности показателей поведения мигранта, его взаимодействия с окружающими людьми и включения в активную деятельность. Основными критериями успешности процесса социальной адаптации являются: адекватная самооценка ребенка мигранта; уровень толерантности, тревожности; адекватного представления мигрантом своего будущего; готовности к межэтническому взаимодействию; знание языка принимающей стороны; знание и принятие ценностей принимающей страны.
Организованное подобным образом социально-педагогическое сопровождение процесса социализации детей мигрантов в школе обеспечивает преодоление кризиса идентичности, позволяет выработать конструктивные стратегии поведения, которые позволяют ребенку мигранту эффективно взаимодействовать с представителями принимающей культуры, раскрывать его личностный потенциал.
В деятельности социального педагога, работающего с целью социализации детей-мигрантов, выделяются несколько уровней и, соответственно, методов деятельности. К таким уровням можно отнести индивидуальный и групповой уровни, уровень класса, уровень школы. И если индивидуальный уровень предполагает беседу с ребенком-мигрантом, с его семьей, целью которых служит придание позитивного настроя и настроя на общую успешность, то групповой уровень предполагает, что социальный педагог, выделив группу детей-мигрантов, проводит занятия и тестирование (хотя бы раз в месяц) на предмет успешности социализации. На этом уровне полезно также организация работы кружка по изучению родного языка и культурных традиций.
Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов имеет своей целью социальную адаптацию детей мигрантов, которая включает в себя разные виды социализации. Об успешности социальной адаптации можно судить по совокупности показателей поведения мигранта, его взаимодействия с окружающими людьми и включения в активную деятельность. Основными критериями успешности процесса социальной адаптации являются: адекватная самооценка ребенка мигранта; уровень толерантности, тревожности; адекватного представления мигрантом своего будущего; готовности к межэтническому взаимодействию; знание языка принимающей стороны; знание и принятие ценностей принимающей страны.
Цель работы социального педагога на уровне класса – это принятие ребенка первичным коллективом и классным руководителем. Работа социального педагога на уровне школы может включать в себя организацию спортивных мероприятий, дней толерантности, дней национальностей с вовлечением в такие мероприятия детей мигрантов и их законных представителей.
Подводя итоги работы, можно отметить следующее.
В ходе выполнения работы была изучена проблема процесса социализации детей к условиям образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях.
Главными особенностями социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды становятся: во-первых, языковой барьер, с которым сталкивается ребенок-мигрант
Распространенной ошибкой при организации обучения и социализации детей из семей мигрантов является их объединение в одни группы с детьми с ограниченными возможностями (в российской традиции такие группы назывались коррекционными классами). Языковые проблемы часто принимаются школой за недостаточный уровень развития, результатом становится неправильное управленческое решение. Такой подход только подчеркивает отличия детей мигрантов от их сверстников в принимающей стране и негативно влияет на интеграцию в новую образовательную среду.
Эффективное решение проблем ребенка-мигранта требует создания в школе определенной системы. В основе ее лежит трехуровневая модель социальной адаптации ребенка - мигранта к новым для него условиям жизни, согласно которой ключевыми направлениями социализации являются:
1. Учебная адаптация (усвоение норм школьной образовательной системы, включение детей мигрантов в учебную и воспитательную деятельность класса и школы).
Учебная адаптация может быть осуществлена через следующие шаги:
- введение в учебный план курсов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;
- обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;
- обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей;
- вариативность форм получения образования;
- проведение индивидуальных занятий;
- открытие на базе образовательной организации дополнительных платных образовательных услуг;
Положительный результат может быть достигнут лишь в результате совместной деятельности педагогических работников, родителей и общественных организаций.
2. Социально-психологическая адаптация (формирование толерантных отношений в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися образовательной организации, обеспечение ребенку мигранту психологического комфорта).
Практическая реализация данного направления включает в себя систему занятий по межличностному общению, которые проводят классные руководители, педагог-психолог и социальный педагог.
Целесообразно определить занятия по следующим направлениям: на сплоченность многонационального коллектива (Например, включение в учебный план (в рамках компонента образовательной организации) курса «Культура межличностных взаимодействий»); на повышение уровня социализации к новой среде недавно прибывших детей (индивидуальные занятия педагога-психолога); оказание психологической помощи обучающимся посредством проведения тренингов на сплочение, запуск и реализация анонимного сайта школы как виртуального средства психологической помощи школьникам.
3. Культурная адаптация (изучение истории, культуры, ценностей принимающего общества посредством включения ребенка и его семьи в социокультурную деятельность).
Рисунок 2 – Модель сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации
Средствами реализации данного направления может послужить проект «Музей мира», через который возможно проводить национальные праздники, недели национальной культуры, фестивали, учебные занятия, связанные с изучением истории.
Проводимые мероприятия должны быть разнообразного характера: патриотические, событийные, тематические, художественно - культурные, трудовые. Кроме того, в рамках данного проекта ученики знакомятся с национальными культурами тех стран, представители которых обучаются в классе.
Открытие (лицензирование) на базе образовательной организации отделения дополнительного образования позволит организовать работу с детьми мигрантами во внеурочное время.
Деятельность по сопровождению социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации, переселенцев направлена на реализацию принципа интеграции и взаимосвязи общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической поддержке и защите детей в условиях развивающихся процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурной отчужденности. В работе учреждения по социокультурной адаптации детей-мигрантов, вынужденных переселенцев данный принцип реализуется через:
- признание общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
- соотнесенность образовательных задач с идеями толерантности, доступности образования и социально-педагогической помощи, поддержки обучающихся;
- обеспечение в образовательном процессе и в процессе социальной адаптации культурной поддержки в поликультурной социально-образовательной среде;
- поддержку индивидуальности детей в условиях гуманистического развития.
При организации сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации важно учитывать возрастной аспект, так как для разных возрастных групп обучающихся характерно преобладание различных стратегий социокультурной адаптации.
Рисунок 3 – Реализация задач сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации
Особое внимание при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации уделяется:
- психолого-педагогическому сопровождению детей-мигрантов, вынужденных переселенцев;
- проведению уроков толерантности, развивающих занятий;
- мероприятиям по сплочению коллектива.
Практическая составляющая сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется посредством решения следующих задач:
- формирование базовых знаний, умений и навыков по различным видам творчества;
- формирование позитивной Я-концепции, активной социальной позиции, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации.
Деятельность специалистов при сопровождении социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации реализуется в форме групповых, индивидуальных, теоретических и практических, творческих занятий, содержащих национально-региональный компонент.
Методы сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций, работа с таблицами, схемами, технологическими картами, электронными средствами обучения);
- игровые (разгадывание ребусов, использование развивающих игр, сказок, знакомство с фокусами);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий, использование заданий (технологических карт) с недостающими или неправильными данными;
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты).
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов имеет своей целью социальную адаптацию детей мигрантов, которая включает в себя разные виды социализации. Об успешности социальной адаптации можно судить по совокупности показателей поведения мигранта, его взаимодействия с окружающими людьми и включения в активную деятельность. Основными критериями успешности процесса социальной адаптации являются: адекватная самооценка ребенка мигранта; уровень толерантности, тревожности; адекватного представления мигрантом своего будущего; готовности к межэтническому взаимодействию; знание языка принимающей стороны; знание и принятие ценностей принимающей страны.
Организованное подобным образом социально-педагогическое сопровождение процесса социализации детей мигрантов в школе обеспечивает преодоление кризиса идентичности, позволяет выработать конструктивные стратегии поведения, которые позволяют ребенку мигранту эффективно взаимодействовать с представителями принимающей культуры, раскрывать его личностный потенциал.
Выводы по второй главе
В деятельности социального педагога, работающего с целью социализации детей-мигрантов, выделяются несколько уровней и, соответственно, методов деятельности. К таким уровням можно отнести индивидуальный и групповой уровни, уровень класса, уровень школы. И если индивидуальный уровень предполагает беседу с ребенком-мигрантом, с его семьей, целью которых служит придание позитивного настроя и настроя на общую успешность, то групповой уровень предполагает, что социальный педагог, выделив группу детей-мигрантов, проводит занятия и тестирование (хотя бы раз в месяц) на предмет успешности социализации. На этом уровне полезно также организация работы кружка по изучению родного языка и культурных традиций.
Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов имеет своей целью социальную адаптацию детей мигрантов, которая включает в себя разные виды социализации. Об успешности социальной адаптации можно судить по совокупности показателей поведения мигранта, его взаимодействия с окружающими людьми и включения в активную деятельность. Основными критериями успешности процесса социальной адаптации являются: адекватная самооценка ребенка мигранта; уровень толерантности, тревожности; адекватного представления мигрантом своего будущего; готовности к межэтническому взаимодействию; знание языка принимающей стороны; знание и принятие ценностей принимающей страны.
Цель работы социального педагога на уровне класса – это принятие ребенка первичным коллективом и классным руководителем. Работа социального педагога на уровне школы может включать в себя организацию спортивных мероприятий, дней толерантности, дней национальностей с вовлечением в такие мероприятия детей мигрантов и их законных представителей.
Заключение
Подводя итоги работы, можно отметить следующее.
В ходе выполнения работы была изучена проблема процесса социализации детей к условиям образовательной среды в психолого-педагогических исследованиях.
Главными особенностями социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды становятся: во-первых, языковой барьер, с которым сталкивается ребенок-мигрант