Файл: Социальнопедагогические методы сопровождения социализации детеймигрантов в условиях общеобразовательной организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Сопровождение социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации как направление социально-педагогической работы

1.1. Сопровождение социализации детей-мигрантов: трактовка понятия в социально-педагогической теории

1.2. Гендерно-возрастные особенности социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации

1.3. Сущность, задачи, виды социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации

Выводы по первой главе

Глава 2. Методические аспекты социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации

2.1. Методы, формы и средства социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов

2.2. Особенности осуществления социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы



Для девочек из семьи мигрантов на уроках следует использовать типовые задания, ведение урока проходит в спокойном, размеренном темпе. Активно используется словесное объяснение материала с его многократным повторением. Девочки должны несколько раз выполнить похожие задания и только потом перейти к более сложным вариациям темы. Стимулом хорошей работы является доброжелательный тон, улыбка, легкое прикосновение. Важно сказать об успехах девочки не только ее матери, но и отцу, таким образом, и мать получит одобрение воспитания дочери.

Проблемы в обучении и воспитании девочек начинаются после периода полового созревания. Нередки случаи, когда женщина-мать в семьях мигрантов не имеет образования, не знает русского языка, а соответственно, плохо знакома с традициями и законами Российской Федерации, занимает низший статус в семье, постоянно находится дома, занимается хозяйством. Она настраивает девочку на полное подчинение мужчине, сначала отцу, а потом мужу, воспитывает в ней готовность к замужеству (причем неофициальному), вне зависимости от возраста. Родители запрещают задерживаться после учебных занятий, принимать участие в массовых мероприятиях, заниматься во внеурочное время. Часто после 9-го класса девочки прекращают свое образование, отцы принимают решение отвезти их на родину или скрывают дома. В 7-9-х классах девочки из состава мигрантов, переживая свое «скованное» воспитание, будущность, малообщительность, начинают бурно выражать протест. Сначала это сказывается на школьных успехах, затем на взаимоотношениях в семье. Такой шаг является ответом на то, что девочка узнала новую жизнь, что она не желает подчиняться законам своей религии, культуры.

Родители, не желая выпускать девочку из-под контроля, увидеть те перемены, которые произошли в ней за счет смешения культур, только усиливают непонимание. Роль педагога в этот период возрастает; внимательное отношение к девочке, постоянный контакт с семьей – первооснова воспитательной работы в образовательной организации. Зная, что девочка желает получить образование, педагог должен работать с семьей, причем в семьях мигрантов как с матерью, так и с отцом, потому что если отец примет новую ситуацию (как правило, это происходит быстрее и спокойнее), то мать может значительно тормозить ее развитие, так как она не знает другой жизни, не понимает ее. Внутренне желая добра своему ребенку, мать не может понять дочь. Нередко такие ситуации заканчиваются суицидальными попытками девочки.


Воспитанием мальчика занимается отец, дедушка, дяди, старшие братья. Мать только ухаживает за своим сыном (готовит, стирает, одевает). Для мальчиков в семье мигрантов создано скорее не воспитание, а содержание. Мальчиков приучают помогать отцу, поэтому с малого возраста в любое свободное время они зарабатывают деньги, сначала в своей семье (родителей, родственников), затем самостоятельно. В школе важно в общении с мальчиками всегда делать акцент на справедливость и доверие. Мальчик доволен, если может действовать самостоятельно, так он обретает чувство уверенности и собственного достоинства. Мальчикам больше нравятся разнообразные уроки с высоким темпом подачи материала, постоянная смена видов деятельности, нестандартные задания, игровые приемы. Работа в группах, выступления, соревновательный характер - это то, что сможет поддержать дисциплину на занятиях. Мальчики плохо воспринимают информацию на слух, поэтому педагогическим работникам следует готовить для них презентации или алгоритмы выполнения заданий, опорные схемы.

При социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации на переменах следует организовывать подвижные игры, в которых как можно чаще менять лидера, чтобы каждый смог попробовать себя в роли ведущего. Если мальчики-мигранты не будут выплескивать свою энергию на переменах (педагогические работники часто противятся такому провождению детьми свободного времени), то на уроках они покажут свою агрессию, которая в младших классах выразится в непослушании или отстранении, а в старшем возрасте – в оскорблении друг друга, создании конфликтных ситуаций. При социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации мальчиков следует поощрять за конкретные успехи: научился здороваться при входе в школу, класс, уважительно относится к женщине, просит прощение у девочки.

Матери относятся к своему повзрослевшему мальчику как к мужчине, поэтому не смеют делать ему замечания, ограничивать в свободе (чем и пользуются мальчики-мигранты). Педагогические работники должны знать, что беседовать по поводу проступков мальчика следует с обоими родителями, иначе мать умолчит данный факт.

Мальчики из числа мигрантов не любят играть с девочками, пренебрежительно относятся к ним, могут ударить, оскорбить, поэтому очень важно организовывать на переменах и во внеурочной деятельности совместные игры, позволяющие простроить дружеские взаимоотношения детей. В вопросе гендерного воспитания очень важна связь педагогического работника с родителями. Часто именно из семьи мальчик привносит свое отношение к девочке. Родительские собрания, индивидуальные встречи с семьей позволят частично изменить данную ситуацию.



Суть гендерной педагогики при социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации детей-мигрантов заключается в способствовании успешной социальной адаптации детей с помощью определенных мер, направленных на создание условий для развития его личностных наклонностей.

Зная особенности девочек и мальчиков из семей мигрантов, можно учесть все нюансы в воспитании детей в многонациональных школьных коллективах.

1.3. Сущность, задачи, виды социально-педагогического сопровождения процесса социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации



Задачами данного параграфа являются:

  1. Проанализировать сущность и задачи социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов.

  2. Охарактеризовать виды социально-педагогического сопровождения социализации детей-мигрантов.

  3. Выявить особенности социализации детей мигрантов к условиям образовательной среды.

Образовательная среда является ключевым моментом социализации детей мигрантов к новой культурной действительности. Миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса проблем для детей мигрантов, характеризующихся определенной спецификой и требующие своего детального анализа.

С момента прибытия на новое место жительства, у всех мигрантов инициируется процесс вхождения, вживления в новое для них общество. Это требует решение комплексных задач организационного, правового, политического, культурного, психологического плана. Целый ряд партикулярных форм адаптаций возникает у детей мигрантов. Речь идет о социально-организационной, этнической, культурной, информационной, религиозной, психологической адаптации. Временной интервал адаптационного периода детей мигрантов учеными оценивается по-разному – от года до четырех лет.

По мнению практикующих специалистов, психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов должно быть ориентировано на решение следующего круга проблем:

– проблемы, связанные с нарушением полноценной коммуникации (общения) из-за недостаточного знания русского языка. Дети мигрантов при погружении в образовательную среду вынуждены общаться с другими субъектами образовательного и воспитательного процесса;

– проблемы эмоционального плана, в которых на первое место выходят тревожность и агрессивность. Например, исследование, проведенное в школах Оренбурга (участие в нем приняло 140 детей мигрантов), показало, что проблемы социализации к образовательной среде присутствуют у всех детей мигрантов и выражаются в повышенной тревожности (77% выборки), в низкой успешности в деятельности (86%), в низком социальном статусе (56%) [31];


– проблемы, связанные с нарушением здоровья. Стрессогенное воздействие новой культуры, с которой сталкиваются дети мигрантов, первые и последующие контакты с новой образовательной средой вызывают нарушение, в том числе, психического здоровья;

– психологические стрессы, связанные со сменой места жительства (такие дети, в силу своего зависимого положения, всегда являются вынужденными мигрантами);

– кризис идентичности, отклонения в системе ценностей и социальных потребностей;

– неудовлетворенность самим собой и различными сторонами жизнедеятельности в целом;

– трудности вживания в новую среду коммуникации, и как следствие, возникновение состояний отчужденности, отверженности, психической напряженности, повышенной конфликтности и агрессивности [2].

Дети-мигранты в той или иной степени сталкиваются с трудностями эффективной коммуникации с представителями другой культуры, что неизбежно приводит к психическому потрясению, которое метко обозначено термином «культурный шок» (К. Оберг). Несколько отличительная терминология данной проблемы введена канадским исследователем Дж. Берри. В теории «стресса аккультурации», согласно ученому, в результате межкультурного обмена возможен положительный опыт – оценка проблем и их преодоление. Ученый выделяет четыре основные стратегии аккультурации: маргинализация, сепаратизм, ассимиляция и интеграция.

По мнению ведущих ученых, основной проблемой социализации детей мигрантов в Российской Федерации является знание ими государственного (местного) и языка межнационального общения, которым выступает русский язык. Как правило, дети мигрантов плохо (а то и вовсе никак) владеют русским языком.

Еще одной проблемой считаются условия освоения русского языка. Русский язык не является языком домашнего общения [17]. Очень часто у детей мигрантов нет того ближайшего окружения, которое гарантировало бы им быструю и успешную адаптацию [20, с. 28].

К этому следует добавить проблему письменной речи, которая идет рука об руку с предыдущей проблемой интеграции детей мигрантов в образовательную среду. Вынужденное и постоянное нахождение детей мигрантов в русскоговорящей образовательной среде сказывается и на их общем психическом развитии. Зачастую непонимание, неосознавание чужой, неродной речи приводит к ослабленному вниманию, снижению когнитивных способностей, мыслительной деятельности, понижению способности к воображению.

Ребенок-мигрант, живущий в среде эмигрантской субкультуры и наталкивающийся на культуру большинства, находится в первое время в кризисной ситуации, когда для полноценного личностного развития и безболезненной социализации к образовательной среде ему необходимо достижение позитивной этнической идентичности и становление этнической толерантности. Серьезной проблемой социализации является непонимание ребенком иной культуры, ее смысловых ценностно-нормативных особенностей. Это приводит к непониманию в целом содержание образовательного процесса.


Особенный статус детей мигрантов требует особого подхода к его социализации к образовательной среде. Здесь возникает парадоксальная ситуация. Если учитель или преподаватель обладает опытом организации учебно-воспитательного процесса, он, в то же самое время, будет испытывать трудности при введении в учебно-воспитательный процесс тех развивающих форм, методов, способов обучения, которые могли бы адаптировать учащихся-мигрантов к вхождению в образовательную среду.

В процессе социализации к условиям образовательной среды ребенок-мигрант проходит ряд этапов развития. Первый этап можно назвать объектным. На этом этапе обучающийся чувствует себя объектом образовательной среды. Причинами этого можно назвать высокие требования учебного процесса, отсутствие необходимой подготовки к самостоятельной подготовке, неизбежно возникающая дистанция между ребенком-мигрантом-учеником и учителем.

Второй этап – субъектно-функциональный. На этом этапе происходит освоение ребенком-мигрантом основных функций своей социальной роли. Он становится участником коллективных отношений, осваивает учебно-познавательную функцию. Становясь субъектом образовательного процесса, дети мигранты переходят к третьему этапу вхождения в образовательную среду.

Третий этап можно назвать субъектным. Ребенок осознает цели образовательного процесса и самостоятельно находит пути их реализации, овладевает навыками самостоятельной деятельности.

Четвертый этап (этап преобразования) заключается в том, что в учебно-воспитательной работе происходят (часто по инициативе того, кто обучает) практико-ориентированные ситуации. Для этого тому, кто обеспечивает адаптацию ребенка-мигранта в образовательную среду, необходимо освоить проектировочные (определение, означивание, отбор, обобщение и пр.), преобразовательные (оформление, оснащение, ознакомление, обсуждение, описание и т.д.), диагностические действия (отслеживание, осматривание, опрашивание, оценивание и т.д.) [39, с. 659].

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к всестороннему развитию своего интеллектуального, физического, личностного и других потенциалов в предоставленной ему новой педагогической среде [24, с. 43].

Стоит отметить и такую проблему, порождающая психологический кризис, которая возникает у мигрантов в подростковом возрасте, связанная со сменой мировоззренческих установок, дезадаптации, трудностями вхождения во взрослую жизнь, так как этой возрастной категории присуще приверженность к эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности.