ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Современные конструкторские решения, направленные на повышение безопасности автомобилей
2.2. Проведения разведки и организация рабочей зоны
2.3. Предотвращения и предупреждения воздействие вторичных поражающих факторов
2.4. Стабилизация транспортного средства
2.5. Установка контакта с пострадавшим, обеспечения быстрого доступа к пострадавшему
Деблокирование пострадавших и извлечения
Средства индивидуальной защиты и экипировка спасателей, основные спасательные средства, используемые при ведении аварийно-спасательные работы при дорожно – транспортных происшествиях
Службы МЧС работают в особо опасных, экстремальных условиях. Соблюдение повышенных мер безопасности – необходимое условие работы, природных и техногенных катастроф. МЧС России разработало Правила использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Сотрудники службы спасения экипируются средствами защиты спасателя МЧС для спуска пострадавших и самоспасения.
Одним из эффективных средств обеспечения высокой работоспособности спасателя и сохранения его здоровья является правильное использование индивидуального снаряжения в том числе рациональных типов специальной защитной одежды, которая долж на соответствовать условиям выполнения и степени тяжести этих работ и защищать его от вредных и опасных поражающих факторов. Индивидуальное снаряжение спасателя или экипировка включает следующие основные средства индивидуальной защиты (СИЗ), вспомогательные средства и др:1
-
Зимняя и летняя повседневная спецодежда, и одежда для тренировок и спортивных занятий (спецбелье, костюмы, комбинезоны, куртки, брюки, плащи, накидки). -
Зимняя и летняя боевая спецодежда или одежда для проведения аварийно-спасательных работ в условиях различных ЧС (комбинезоны, куртки, брюки). -
Спецодежда разового пользования (комбинезоны, куртки, брюки, перчатки и др.). -
Спецодежда эпизодического пользования (жилеты, в том числе «разгрузочные» жилеты, фартуки, накидки, чехлы, накомарники, про тивоэнцефалитные костюмы и т. д.). -
Спецобувь (сапоги, ботинки, кроссовки, боты, бахилы и др.). -
СИЗ рук (перчатки, рукавицы, нарукавники, наладонники, напальчники). -
СИЗ головы (каска, шлем, шляпа, панама, кепи, берет, косынка и др.) -
СИЗ глаз и лица (очки, щитки, маски). -
Защитные приспособления и вспомогательные устройства (коврики, экраны, пояса, захваты, щитки, шарфы, шумопоглощающие и виброизолирующие устройства, сочленяемые с одеждой, обувью и другими СИЗ, обвязки, ремни, подсумники и т. д.). -
Рюкзаки, сумки, планшетки, спальные мешки и т.д.
Одним из основных СИЗ является защитная одежда спасателя. Однако, как таковой одежды именно для спасателей до последнего времени в России фактически не существовало. Вместо нее иногда использовали туристско-альпинистскую, охотничью, военную, спортивную одежду или одежду, сшитую для определенных поисково-спасательных формирований по их заказу.
В соответствии с установленным порядком вначале были разработаны технические требования на специальную защитную одежду (СЗО), за тем составлена «Программа создания СЗО», далее в соответствии с Программой разрабатывались конкретные типы СЗО.
В работе по созданию СЗО исходили из того, что защитная одежда спасателей – это не одежда в бытовом понимании или даже в профессиональном по некоторым профессиям (милиция, таможня, железнодорожники и др.), а снаряжение, защитное снаряжение. По своей сути защитная одежда ближе к таким видам снаряжения, как например, страховочные пояса, специальные кошки, веревки и т.д., чем к обычной одежде. Каска или средство индивидуальной защиты головы относится именно к снаряжению.
Поэтому на специальную защитную одежду многих профессий (металлургии, шахтеры, электрики и многие другие) имеется около 100 стандартов, в которых все регламентировано, так как несоблюдение требований к СЗО ведет к потере здоровья, а иногда и жизни людей, не говоря уже о снижении возможностей выполнять производственные функции.
Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.
Перед началом работ для стабилизации поврежденного транспортного средства используют специальные приспособления (рис. 2.1) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 2.1.1).
Рисунок 2.1. Фиксирующие подкладки для стабилизации поврежденного транспортного средства.
Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.
Рис. 2.1.1. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов.
Гидравлические насосные станции и гидравлические насосы обеспечивают подачу рабочей жидкости под давлением в рабочий инструмент.
Для того, чтобы стабилизировать транспортное средство, используются домкраты. Для использования используются небольшие зазоры, соответствующие минимальной высоте домкрата для подъемов или перемещений груза на расстояние, определяющееся ходом штока.
Силовые цилиндры одностороннего или двухстороннего двойного действия обеспечивают перемещение элементов транспортного средства посредством выдвижения штоков («расширение») или их втягивания («стягивание»). При работе на стягивание цилиндр оснащается двумя проушинами, к которым крепятся цепи. По необходимости, для увеличения начальной длины цилиндра, на штоки навинчиваются удлинители. Цилиндры предназначены для отгиба крыши и других узлов кузова, сдвига передней панели автомобиля и рулевой колонки, а также для поддержки узлов кузова после их отгиба или резки. Силовые цилиндры применяются, в основном, после расширителей, когда их рычаги достигают максимального расширения.
Для вскрытия дверей, отгибания узлов кузова, перемещения сидений и снятия приборной доски. Подъем автомобиля осуществляется за счет расширения уплотнителей. Наконечники инструмента для отгиба находятся в отверстии (щели) в отгибаемой (разжимаемой) конструкции. Углубление (щель) должно быть не менее 1 см. При подъеме автомобиля опорная поверхность наконечников увеличивается при помощи деревянных брусков. Для облегчения процесса подъема нужно разместить деревянные опоры между поверхностью дорожного полотна и автомобилем. Кроме того, расширители могут начинать раздвижки с небольших зазоров (10 - 30 мм) Обычно в некоторых случаях начальный зазор образуется самим инструментом (при работе им, как тяжелым клинком) Рабочий орган расширителя состоит из двух удлиненных губок (силовых элементов), которые при движении поршня в гидроцилиндре за счет рычажной передачи веерообразно расходятся или сходится, осуществляя силовой разжим и сжатие. Чтобы увеличить максимальное усилие, которое может быть приложено к губкам, их расширяют с помощью прямого хода поршня. Если при обратном ходе уменьшить площадь поршня (наличие штока), усилия на губках несколько снижаются.1
Для резки стоек крыши, порогов и других поверхностей кузова автомобиля используются резак. Данный инструмент расположен под углом 90 градусов к перерезаемой конструкции. После обработки инструмент может двигаться в любую сторону, следуя линии наименьшего сопротивления. Ручные резаки работают двумя лезвиями с острыми краями, которые при раскрытии образуют c-образную зону, полуохватывающую разрезанный предмет. Из-за сжатия лезвий и резания, в процессе работы, происходит сжатие лезвий и резка. Обычно режущие кромки лезвий имеют два вида зон: общие и специальные - для резания различных конструкций или предметов, находящихся в зеве между лезвиями. Наибольшую нагрузку на лезвие оказывает корневая выемка, которая максимально приближена к оси поворота лезвий.
Резаки используют операцию «перекусывания» передавливания различных элементов при движении режущих кромок ножей навстречу друг другу встык.
Как и резак, ножницы имеют удлиненные лезвия. Они также выполняют работу при прямом ходе поршня (максимальные усилия) Многие модели имеют заостренные зубья, которые используются для вспарывания глухих металлических листов при помощи заточенных зубьев на внешней кромке лезвий. Это создает пространство для немедленного начала резки или расширения.
Широкое лезвие - универсальный инструмент и, как правило, имеет удлиненную режущую кромку с прямой поверхностью. Кроме того, ножницы имеют несколько отверстий для предотвращения выдавливания перерезаемого материала. В местах, где расположены рабочие поверхности, имеются рифления для выполнения операций по расширению. Почти все модели используют прямое и обратное движение поршня для резки или стягивания, а противоположного относительно небольшого усилия - расширения.
С помощью комбинированных ножниц (кусачки, гидроклин) можно соединить между собой различные узлы и агрегаты. Отсутствие труб и разъемных соединений повышает надежность, сокращает время подготовки к работе.
На сварной металлической раме установлены катки, представляющие собой барабан (цилиндрический сердечник с боковыми пластинами) и могут быть двухрядными или однородными. Они могут иметь систему торможения, которая блокирует и предотвращает разматывание шлангов.
Чтобы подключить рабочий инструмент к источнику энергии, используют пластиковые шланги с тканевой армированием и резиновые рукава со стальным кордом.
Спасательные эластомерные силовые конструкции (СЭСК) представляют собой эластичные пневмодомкраты, пневмоподушки, пневмопластыри с ребристой поверхностью и многослойной структурой, которые выполнены из резины и армирующего материала (армированный корд или арамид), обеспечивают подъем (перемещение) и фиксацию поврежденных ТС. При этом обладают многофункциональностью, простотой и малым временем подготовки к работе, высокими силовыми характеристиками при начальной плоской форме, небольших габаритах и малой массе. Быстрое наполнение внутренних полостей СЭСК позволяет осуществлять технологические операции при температурах окружающего воздуха от -40 до +50 °C, не предъявляя особых требований к твердости основания и форме перемещаемого груза.
1
Защитный экран из брезентового полотна предназначен для защиты пострадавших от осколков стекла, металлической стружки т.п. материалов при проведении работ по их деблокированию из аварийных автомашин.
Таким образом, основным требованием к СЗО является обеспечение эффективной защиты спасателя от поражающих факторов (ПФ) чрезвычайных ситуаций. Специализированные СИЗ применяются для чрезвычайных ситуаций.