Файл: Дипломная работа на тему Проблемы квалификации взяточничества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 523

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общества и государства актуализировало вопрос о введении нового Судебника, который был создан в правление Ивана III. К 1497 г. Были кодифицированы новые нормы отправления правосудия. Первыми введены санкции в виде имущественных наказаний в случае передачи всех видов ценных вещей при разбирательстве жалоб и ведении судов представителям государевой администрации, действующим «от имени и именем» государя. По сути, введение подобного запрета указывает на тот факт, что именно взяточничество требовало создания специальной правовой нормы. Став отправной точкой в истории борьбы с этим явлением, статьи «Судебника» позволяют установить, что данные преступления оценивались законодателем как наиболее опасные, ведь они были направлены против системы





6 Сорокун П.В., Балаев А.Ш. Исторический очерк возникновения и развития взяточничества и коррупции в России // Эпоха науки. Социально-экономические и общественные науки. 2016. № 7. С.11.

судопроизводства и подрывали доверие к центральной власти. При этом недобросовестное поведение, связанное с выполнением государственных функций, законодатель не рассматривал.

В «Царском Судебнике» 1550 г. государство изменило свое отношение к выделению форм коррупционного поведения. В частности, статья третья, четвертая и пятам «Царского Судебника» определяли «мздоимство» как проступок, когда за вознаграждение вынесено было решение в противоречии с интересами долга и службы. Под
«лихоимством» понималась ситуация, когда должностное лицо в пределах своих полномочий брало плату выше установленной нормы за отправление правосудия.

Одной из причин бунта, названного «Соляным», стала коррупция в самых верхних эшелонах власти

В 1649 г. Алексей Михайлович Тишайший в новом судебнике уточнил и конкретизировал понятие коррупции. Им были расширены и ужесточены санкции, рассмотрены формы корыстного злоупотребления на службе. Этот вид преступления квалифицировался как действие, идущее вразрез с понятием и целями правосудия.

Значимые трансформации в санкциях законодательных норм за коррупционное поведение во всех формах и видах в России были проведены во время правления Петра I Алексеевича. Учитывая распространенность взяточничества, Петр I Указом от 23 августа 1713 г. Назначил наряду с наказанием за получение взятки уголовную ответственность за дачу взятки.

В 1714 г. Был издан Указ, запрещавший посулы и вятки, увеличивающие денежное довольствие чиновников аппарата управления, одновременно отказавшись от прежних форм обеспечения «по месту». Этот Указ впервые широко применяет понятие «взятка». В 1715 г. Для должностных лиц было установлено вознаграждение за работу. Получение незаконного дополнительного вознаграждения в форме взятки стало рассматриваться как преступление. При этом число чиновников было очень велико, и средств для регулярных выплат не хватало. Следствием такой

ситуации стал тот факт, что взяточничество превратилось в главный спсоб получения

чиновниками низших рангов дохода, рассматриваемого ими как

«средства к существованию».

В целях борьбы с распространением взяточничества Петр Алексеевич создает систему скрытого, «тайного надзора» за чиновниками и государственными служащими в форме института фискалов. При это для повышения «бдительности» было установлено, что вознаграждение за донесение о коррупционном поведении могло достигать размера половины суммы конфискованного имущества преступника. Системы, обеспечивающей сообщение о совершении преступлений, вероятно, и не могло быть в условиях отсутствия правовой культуры в российском обществе этой эпохи, поэтому Петр I использовал такую же модель для привлечения подданных к участию в выявлении коррупционных правонарушений. Так, была установлена норма, которая предусматривала двадцать пять процентов конфискованного лицу, сообщившему о факте взяточничества.

Помимо поощрения всех форм доносительства, в 1722 г. Был создан специальный правоохранительный орган прокуратура. Он был призван официально и открыто бороться с коррупционными правонарушениями, и, в целом, с нарушением закона. Но предпринимаемые меры не давали ожидаемого результата, а вся борьба с коррупцией в целом воспринималась с иронией теми, кто по долгу службы обязан был ей противостоять. Исключительными полномочиями в борьбе с коррупцией обладал обер- фискал Сената, которым был назначен Алексей Нестеров. Сначала он вел активную борьбу с казнокрадством и взяточничеством, многих изобличил. Однако позже А. Нестеров сам был пойман на взятках и четвертован.

Таким образом, эти
меры не могли побороть распространение коррупции. Государственные служащие продолжали искать формы и поводы для получения взяток, используя свое положение. Историк О.В. Ключевский иронично замечал, что воровство из казны и коррупция в форме

вымогательства и получения взяток при Петре Алексеевиче «достигли размеров, небывалых прежде – разве только после».

Царствование Екатерин II коренным образом изменило отношение к взяточничеству. Причинами этого могут считаться как гуманизм и просвещенность самой императрицы, так и наступление периода

«дворянской империи». Казнокрадство и мздоимство перестали наказываться столь сурово как раньше, что создавало условия для расцвета коррупционных правонарушений. Однако Екатерина II в стремлении понизить уровень мздоимства, приняла решение о существенном повышении размеров официального вознаграждения7.

Правление Александра I не смогло изменить ситуацию с коррупцией, корнем которой можно считать появление бумажных денег, которые начали стремительно обесцениваться. В итоге коррупционные нарушения в низшем и высшем звене аппарата управления требовали как изменения ситуации с окладами, так и ужесточения мер ответственности.

Николай I в мае 1826 г. создал комитет для борьбы с коррупцией при Общем собрании Петербургских департаментов Сената. Полномочиями по борьбе с преступлениями должностных лиц обладала III отделение Канцелярии Императора. Но в середине XIX в. Сформировался

«персонифицированный» подход в правящих кругах при проведении антикоррупционных мер.

В Своде законов 1832, 1842, 1857 гг. были сформулированы новые составы преступлений, в частности, составной частью лихоимства
становилось получение взятки. Конкретизировалось понятие взятки: в него стали включать получение всех видов вознаграждения, если оно ставило целью склонить к неправосудию.

Были отменены все привилегии, которые ранее рассматривались как смягчающие обстоятельства чины и заслуги. Было определено, что



7 Дроздова О.А., Литовка А.Б. Исторические предпосылки развития коррупционности в России // Отечественная юриспруденция. Государство и право. Юридические науки. 2017. С.14.

ответственность за совершение преступления несет то лицо, которое получило взятку.

Новое Уложение было принято в 1903 г. Понятие «лихоимство» снова отдаляется от взятки, но число коррупционных преступлений продолжало увеличиваться. Эта тенденция была порождена следующими причинами: увеличением численности чиновников; ростом числа сделок с недвижимым имуществом и землей; непрозрачностью и монополизмом промышленности при обеспечении поставок и заказов для армии; развитие новых форм предпринимательства в виде кооперативов; оформлением разрешений на разработку полезных ископаемых.

В целях борьбы с коррупцией законодатель ужесточал меры ответственности для казнокрадов, взяточников и лихоимцев: их не могли ни помиловать, ни уменьшить сроки заключения.

В СССР за взяточничество в соответствии с Уголовным кодексом 1922 г. санкция была определена в виде высшей меры наказания – расстрела. Но уже к 1930 г. в стране создается ситуация, когда теневая экономика, возникшая как явление в условиях запрета на легальное ведение частного