ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1021
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)
1.1. Танец как культурно-психологический феномен
1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)
2.1. Теоретические основы ИТДТ
2.3. Формы и области работы ИТДТ
2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ
2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
3.2.1.1.6. Групповая скульптура
3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура
Форматы Аутентичного Движения (АД)
3.3.4.1. Работа с сольным танцем
3.3.4. 2. Видеоанализ в группе
3.44. Контекстуальные тренинги
Авторские танцевально-психологические тренинги
Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.
Базовые тренинги каждый месяц в Москве:
Программа профессионального курса
по интегративной танцевально-двигательной терапии.
Следует также учитывать, что конкретные танцевальные направления и стили презентируют определенный набор качеств, характерный именно для них. Поэтому «не все танцы одинаково полезны», скорее, они «полезны» по-разному. И у каждого направления есть своя «обратная сторона» — то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо «отвергнуть» для того, чтобы танец соответствовать стилистике.
Так, структурированность и точность классического балета плохо сочетается с «отпусканием» тела, использованием инерционности в некоторых направлениях современного танца. По данным Ларисы Пискуновой, самба за счет чередования медленного и быстрого ритма снижает уровень реактивной и личностной тревожности, уменьшает уровень восприятия боли; а пасодобль с его целеустремленными, активными, четко очерченными движениями корпуса помогает преодолевать неуверенность в себе, страх перед экзаменами и выступлением, а также заикание. Интересно, что акцент на соревновательность в спортивных и бальных танцах снижает «чувствование партнерами друг друга», переводя его в утилитарную и подчиненную вне-танцевальным задачам плоскость.
Многие танцтерапевты соединяют терапевтический подход и определенное направление танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в ТДТ используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием в танце. ИТДТ открыта любым направлениям и стилям танца, но, в основном, использует принципы танцевальной импровизации и ритуального (сакрального) танца без приверженности конкретной духовной традиции.
Второе отличие — наличие танцтерапевта, то есть человека, имеющего специальное (и танцевальное, и психологическое) образование. На современном уровне развития наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что танцтерапия — это «легкий» вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации.
Некое знание психологии и танца, в лучшем случае, может привести к тому, что называется «creative dance», то есть творческий танец. Это процесс творческого развития через танец и движение, не связанный напрямую с обучением каким либо танцевальным навыкам. Creative dance может быть частью танцтерапии, но контекст танцтерапии шире.
Третье отличие — соотношение вербальной и танцевальной модальностей. Танцевальная терапия всегда связана с установлением, углублением связей в системе «тело-сознание» и, поэтому обращается к разным языкам: как к «языкам» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе, соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «терапевтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.
Сам контекст ИТДТ, ее позиционирование является еще одним отличительным признаком. Люди могут приходить на танцевальные занятия с не слишком осознанными «терапевтическими» запросами и удовлетворять их, но эти задачи иногда легче решить прямым образом, через ИТДТ. Возможно, что это несоответствие между бессознательными целями и техническими танцевальными занятиями приведет к обратному эффекту — отторжению самого танца; как это часто происходит в детстве, когда естественная потребность в движении слишком структурируется, подгоняется под чуждые стандарты, когда танец становится только техникой и забывается его способность иметь дело с целостностью и развитием целостности человеческого существа. И, когда это забывается, танец остается невоплощенной и даже пугающей, несбыточной мечтой.
Во многих случаях, обращение к этой мечте в контексте ИТДТ дает внутреннее разрешение на большую честность и подлинность самовыражения, которые начинают проявляться в повседневной жизни.
Иными словами, важно понимать, что люди приходят на тренинг ИТДТ не для обучения танцу или улучшению навыков движения, а именно для личного развития, трансформации с помощью движения. Поэтому в фокусе нашего внимания оказывается тот, КТО танцует, уникальное, неповторимое, целостное «Я», трансцендирующее самое себя в процессе развития.
2.2. Цели и принципы ИТДТ
Как «работает» ИТДТ?
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего, это очень «тихий» язык — едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем.
У каждого тела есть свои «любимые» (точнее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, мы не привыкли обращать внимание на этот язык, — на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это послание неосознанно «считывается» другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцтерапии — научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
У нас есть определенный образ своего «я», и даже если он не соответствует реальности, — поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ «я» выражен в образе тела. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же жизнь» — писал известный психолог и мыслитель Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы гораздо больше, чем наши ограничения. Человек — это не некая заранее заданная сущность, «живая статуя», человек — это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца.
Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) то, чего мы по-настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец и движение позволяет придти к новому пониманию своего «я», своих возможностей.
Основные цели ИТДТ:
1. Вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения.
Под личностной интеграцией и ростом понимается способность к самовыражению, спонтанность и аутентичность, самоактуализация, креативность, принятие многомерности и уникальности своего опыта, формирование целостного образа «Я».
2. Формирование целостного процессуального восприятия личного опыта через осознание и интеграцию связи движения с чувствами, образами и представлениями, расширение сферы осознания клиентами собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей.
3. Выявление неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретение новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов.
4. Создание глубинного индивидуального и группового опыта, охватывающего как персональные, межличностные, групповые, так надличностные переживания.
В процессах ИТДТ мы можем встретиться (или повторно встретиться) с теми аспектами опыта, которые ранее отчуждались, деформировались, искажались или игнорировались. Становясь частью танца жизни, занимая в нем именно то место, которое важно для нашего дальнейшего развития, эти фрагменты опыта и наше отношение к ним меняются.
Эти техники создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело-сознание» и их интеграции. Танец может служить плодотворной почвой для развития осознания, которое, как утверждается в различных школах психотерапии, и является целительной силой (К. Уилбер, 2004).
Мы направляем осознание на естественную взаимосвязь различных языков сознания: ощущений, чувств, образов и знаков. Особым интегрирующим элементом при этом становятся качества движения, как целостные репрезентации личностных качеств. В ИТДТ используются особые возможности танца: непосредственность переживания чувств и взаимоотношений, наглядность стереотипов поведения и взаимодействия; процессуальность (изменчивость и непрерывность) как корневое качество любого человеческого опыта. Мы обращаемся к способности танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений.
Все эти предпосылки требуют развития осознания для перевода их в терапевтический контекст.
В танцевальном тренинге ИТДТ сочетаются игра, исследование и искусство.
Игру и танец объединяют легкость, возможность быстро переходить от одной «реальности» к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности («все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально»).
Танец — это исследование.Во-первых, потому, что танец, в котором раскрывается и преобразуется психическая жизнь, у каждого человека индивидуален. Он — как еще не открытый материк, ждущий своего Колумба.
Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт возможно описать как изнутри так и извне, что уводит нас от полной субъективности, выводя в пространство взаимодействия танцтерапевта (ведущего) и танцующего.
Вне сомнения, танец — это искусство, но не как форма и социальный институт, а как творческий процесс, неуловимый, но реальный именно в этот момент.
В процессе исследования процесса танца нас интересуют четыре вопроса:
-
КАК человек двигается? -
ЧТО человек чувствует, когда танцует? -
КАКИЕ стратегии поведения и взаимодействия он использует? -
И, наконец, КТО танцует? Как проживается та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении?
На последний вопрос редко можно ответить словами, но сама интонация вопрошания задает вектор движения, когда в фокусе нашего внимания оказывается уникальное, неповторимое, целостное «Я», трансцендирующее самое себя в процессе развития.
Мы выделяем четыре базовых механизма, работающих на пути изменения личности через танец:
1. Первичный танец
Под «первичным танцем» мы подразумеваем естественную, первобытную «радость движения». «Словами нельзя передать неизмеримое чувство радости, любви к жизни, очарование существованием, которые охватывают танцующего человека» (T. Shoop, 1974). Этот аспект танца присутствует практически в любом опыте спонтанного танца. Он проявляется и в хореографии, но только в случае индивидуального мастерства танцовщика, его возможности каждый раз проживать то же самое движение как новое, только что рожденное. Это опыт тотального «присутствия» в движении.
С точки зрения современной этологии естественным источником движения является ауторитмия — самопроизвольная активность центральной нервной системы, которая осуществляется без какого бы то ни было воздействия афферентной стимуляции и проявляется в ритмизированных и скоординированных движениях организма. Рефлексы и другие механизмы ВНД надстраиваются над этой первичной жизненной активностью, направляя и ограничивая ее.
Таким образом, любое движение является направлением и ограничением этой первичной активности. Свободный неструктурированный танец как телесная активность, лишенная утилитарных целей, но ставящая саму себя, собственную самоорганизацию в качестве цели, естественным образом опирается на эту первичную активность. «Первичный танец» — это первая модальная кинестетическая трансляция «изначального состояния сознания» (В. Козлов, 1995).
Под изначальным состоянием сознания мы подразумеваем среду архесенсорного слоя функционирования психики за пределами модально-специфического функционирования сознания.