ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1040
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ)
1.1. Танец как культурно-психологический феномен
1.3. Появление и развитие танцевально-двигательной терапии
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ИТДТ)
2.1. Теоретические основы ИТДТ
2.3. Формы и области работы ИТДТ
2.5. Социально-психологические характеристики и преимущества групповой формы в ИТДТ
2.6. Методологические особенности применения методов ИТДТ в групповой форме работы
Глава 3. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИТДТ)
3.2.1.1.6. Групповая скульптура
3.2.1.1.7.Темп — жанр — скульптура
Форматы Аутентичного Движения (АД)
3.3.4.1. Работа с сольным танцем
3.3.4. 2. Видеоанализ в группе
3.44. Контекстуальные тренинги
Авторские танцевально-психологические тренинги
Это место, где мечта о танце встречается с мечтой о СВОБОДЕ, и где они находят свое ВОПЛОЩЕНИЕ.
Базовые тренинги каждый месяц в Москве:
Программа профессионального курса
по интегративной танцевально-двигательной терапии.
3.1.14. Потянулись — сломались
Цель: обучение расслеблению (балансу напряжения/расслабления)
Продолжительность: 5-10 минут
Музыка: без музыки
Исполнение: индивидуальное
Процедура
Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»
Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участников на два следующих момента: 1) показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
3.1.15. Насос и надувная кукла
Цель: обучение расслеблению (балансу напряжения/расслабления), парное взаимодействие
Продолжительность: 5-7 минут в каждую сторону
Музыка: нейстральная или без музыки
Исполнение: в парах
Процедура
Участники разбиваются на пары. Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, — лежит совершенно расслаблено на полу. Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.
3.1.16. Стряхни капли
Цель: снятие напряжения, расслабление.
Продолжительность: 10 минут.
Музыка: веселая, задорная.
Исполнение: групповое.
Процедура:
Инструкция: «Представьте, что вы попали под дождь, а у вас нет зонтика. Вы промокли насквозь. И вот вы в помещении. Вспомните, как отряхивается промокшая собака. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начинаем отряхивать волосы, ресницы, скидываем капли с ушей, теперь освобождаем от дождика плечи, локти, ладони, пальчики, полностью руки, спину, бедра, ноги, колени, ступни. А теперь потрясите всем телом, можно добавить звук и услышать свой голос».
Вопросы для обсуждения:
Что вы сейчас чувствуете в теле?
Есть ли в теле сейчас напряжения? Где?
Какое настроение сейчас?
3.1.17. Улыбающееся солнышко
Цель: снятие напряжения, разогрев.
Продолжительность:: 35–40 минут
Музыка: различная по ритму и темпу.
Исполнение: групповое.
Процедура
Инструкция: «Начните двигаться по залу, осозновая свое тело, сконцентрируйтесь на ступнях, внимательно изучите движение своей левой ступни, теперь правой. Двигайтесь то быстрее, то медленнее, меняйте ритм движения… Представьте, что у Вас на пятках появилось солнышко, покажите его всем, подарите его улыбку миру… А теперь солнышко переместилось на ваши локти… Активнее, активнее показывайте его улыбку. А теперь солнышко на Вашем носу. Осветите все пространство им». (И так далее, указывая на различные части тела, меняя музыку от быстрой до медленной, в течение 20–25 минут.)
А теперь представьте, что солнышко поселилось у вас в сердце, двигайтесь как хочет ваше сердце (15–20 мин).
Вопросы для обсуждения:
-
Что вы сейчас чувствуете в теле? -
Когда было труднее всего двигаться? -
Где было солнышко, когда было легче всего двигаться?
3.1.18. Джангл
Цель: снятие мышечных зажимов.
Продолжительность: 45 минут — основная часть, 15 минут — релаксационная.
Музыка: для основной части — барабаны с меняющимся ритмом, быстрые; для релаксации — музыка со звуками моря, воды, прибоя.
Исполнение: Групповое.
Процедура:
Инструкция: «Выберите себе место в пространстве, желательно, чтобы на расстояние вытянутой руки рядом никого не было (учитываются размеры зала). Поставьте ноги на ширину плеч, очень важно, чтобы вам было удобно стоять. Чуть согните ноги в коленях, отведите попу назад. Подвигайтесь вверх-вниз, как будто вы сидите на надувном шаре. Очень важно, чтобы ноги стояли твердо и вы не ходили по залу. Можете представить себя мячиком, по которому стучат. Теперь максимально расслабьте тело, отпустите шею, особо обратите внимание на лицо, челюсти, плечи, руки. Потрясите ими. Когда зазвучит музыка, прислушайтесь к своему и телу и почувствуйте движение воздуха в легкие и обратно. Постепенно входите в этот ритм всем телом, увеличивая или уменьшая его, согласно вашим импульсам. Продолжайте двигаться (как бы трястись) до окончания музыки. Музыка может быть быстрее или медленнее, чем вы двигаетесь. Важно выбрать свой ритм и чувствовать свое тело. После остановки — ложитесь на спину, в позу звезды».
Вопросы для обсуждения:
-
Опишите свой процесс. -
Смогли ли вы полностью отпустить свое тело или постоянно контролировали процесс? -
Что было труднее всего?
3.2. Базовые психотехники
3.2.1. Работа с телом
3.2.1.1. Позы
Если рассматривать на танец поэлементно, как кадры кинопленки, то в каждый момент времени каждый «кадр» — это определенная поза, «телесная ситуация». Каждая поза уже несет в себе семя состояния, истории тела, которая может развернуться во времени. То, как именно разворачивается действие или взаимодействие в этом процессе, позволяет вывести на поверхность и отреагировать многие бессознательные темы.
Исследование перехода от статики к движению помогает «культивировать» внимание к телесному опыту, сигналам тела, создавая основу аутентичности движения.
Последовательность упражнений, описанных ниже, позволяет исследовать эти темы в различных вариантах. Упражнения естественно вытекают одно из другого, но могут также проводиться в разные дни тренинга. В начале каждого упражнения проводится объяснение и демонстрация.
3.2.1.1.1. Скульптуры
Цели: осознание позы как источника чувств, образов и ассоциаций.
Продолжительность: в зависимости от размера группы, 2–3 минут. на каждую пару
Музыка: без музыки.
Исполнение: в парах.
Процедура:
Участники становятся в круг, в центр выходят партнеры, стоявшие напротив друг друга. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры». Партнер, из которого «лепят», стоит с закрытыми глазами. Важно создавать скульптуру не думая, спонтанно, случайно; после надо дать партнеру время для того, чтобы глубже прочувствовать образы, ассоциации и состояния, связанные для него с этой позой.
3.2.1.1. 2. Пигмалион и Галатея
Цели: осознание позы как источника движений, раскрытие внутренней темы позы в движении.
Продолжительность: 5–10 минут.
Музыка: без музыки.
Исполнение: в парах.
Процедура:
Участники делятся на пары. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры» как в предыдущем упражнении. По окончанию «лепки» дается сигнал (например, хлопок). Партнер-«скульптура» оживает, создавая танец из тех тем и жестов, которые были в позе.
Затем партнеры меняются ролями.
3.2.1.1.3. Стоп-движение
Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов.
Музыка: минималистичная, «прозрачная», задающая атмосферу погружения (например, S. Micus “Till the end of the time”).
Продолжительность: 15–20 минут.
Исполнение: в парах.
Процедура:
Партнеры делятся на пары. В каждой паре один из партнеров закрывает глаза, другой «лепит» из него скульптуру, дает ему время прочувствовать ее, а затем переводит в другую точку пространства и «лепит» другую позу, отличающуюся от предыдущей.
Процесс повторяется несколько (5–7) раз, а затем по команде ведущего партнер с открытыми глазами говорит одно слово: «Движение!». По этой команде, партнер с закрытыми глазами начинает двигаться, позволяя телу следовать за импульсами, накопившимися в этих позах.
В любой момент времени первый партнер может сказать «стоп», второй останавливается и замечает в какую позу его (ее) привело движение. Затем вновь следует команда «движение».
Человек с открытыми глазами обеспечивает безопасность процесса, не прикасаясь к своему партнеру. По указанию ведущего партнеры без слов меняются ролями и процесс повторяется в другую сторону.
После упражнения следует проговор в парах или группе.
3.2.1.1.4. Три скульптуры: история
Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов.
Музыка: воодушевляющая, без барабанов.
Продолжительность: 7–10 минут.
Исполнение: в тройках.
Процедура
Участники делятся на тройки. В каждой тройке выбираются партнеры A, B, C. Партнер А мгновенно находит какую-либо позу. Партнер В находит позу в ответ. Партнер С присоединяется к паре со своей позой. Затем партнер А выходит из общей скульптуры, находит новую позу в ответ на то, что он видит. Тоже самое делают по очереди остальные партнеры.
Процесс продолжается, постепенно становясь танцем с небольшими акцентами-остановками.
После упражнения — обсуждение в этих тройках.
3.2.1.1. 5. Диалог скульптур
Цели: групповое взаимодействие, отреагирование внутригрупповых отношений, объединение группы.
Музыка: без музыки.
Продолжительность: 5–7 минут.